ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-496/2022 от 01.02.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-496/2022

66RS0001-01-2021-010111-56

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2022 года город Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Гейгер Е.Ф.,

при помощнике судьи Семакиной С.В.,

с участием административного истца Гущина А.А., представителей административных ответчиков Лутковой Л.П., Афанасьевой Ю.В., Доровских И.А., Рубан А.А., Кочневой Ю.С., Мальчихиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гущина Александра Александровича к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-53 ГУФСИН Росси по Свердловской области, Изолятору временного содержания УМВД России по городу Екатеринбургу, УМВД России по городу Екатеринбургу, МВД России о признании незаконными действий, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Гущин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении в период с 01 октября 2014 года по 07 сентября 2021 года, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительном учреждении в размере 15 000 000 руб.

В обоснование административного иска указано, что Гущин А.А. отбывал наказание в виде лишения свободы с 01 октября 2014 года по 07 сентября 2021 года.

В период с 01 октября 2014 года по 09 октября 2014 года административный истец содержался в Изоляторе временного содержания УМВД России по городу Екатеринбургу (далее по тексту ИВС). Указывает на нарушения условий содержания под стражей, которые выразились: в отсутствии вентиляции в камерном помещении и возможности открыть окно, в связи с чем в помещении было душно, поскольку многие содержащиеся в нем лица являлись курящими; туалет находился на расстоянии одного метра от места приема пищи, был огорожен перегородкой высотой около одного метра, что исключало приватность при использовании туалета; наличии насекомых (бельевых вшей, тараканов, клопов, мышей, крыс), санитарная дезинфекция не проводилась; плохом освещении; отсутствии горячей воды и душа (за 9 дней помылся 1 раз в течение 10 минут), помывка осуществлялась в ржавом тазу, который не дезинфицировался. Кроме того, Гущин А.А. имеет заболевание кожи «<иные данные>» в связи с чем ему требовалось ежедневно принимать душ и смазывать кожу увлажняющими кремами, также он был лишен возможности ежедневно стирать личные вещи. Указанные обстоятельства вызвали у него сильные физические и нравственные страдания.

В период с 09 октября 2014 года по 08 апреля 2018 года Гущин А.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области (далее по тексту ФКУ СИЗО-1). В связи с ненадлежащими условиями содержания в указанном учреждении 20 февраля 2018 года административным истцом была подана жалоба в ЕСПЧ, которой был присвоен . В ФКУ СИЗО-1 административный истец содержался в камерах . Условия содержания во всех камерах являлись ненадлежащими, поскольку в камерах отсутствовала горячая вода, было слабое круглосуточное освещение, перенаселенность камер (на одного заключенного приходилось до 0,5 кв.м. свободного пространства), у административного истца отсутствовало спальное место, поскольку спать приходилось по очереди, административный истец в течение длительного времени не мог полноценно выспаться, летом в камерах жарко, поскольку вентиляция отсутствовала, зимой – холодно, приходилось спать в верхней одежде, отсутствовала медицинская помощь, Гущин А.А. содержался в одном помещении с осужденными, больными заразными заболеваниями. Туалеты в камерах находились в неисправном состоянии, в помещении камер грязно, сырость, обитают многочисленные насекомые и паразиты; питание плохое, количество пищи недостаточное, отсутствовала возможность ежедневно выходить на прогулку. Со стороны сотрудников учреждения имело место некорректное отношение. За время нахождения в ФКУ СИЗО-1 у административного истца появились ломящие боли во всех суставах тела, развилось заболевание артрит, были сильные боли в глазах, ухудшилось зрение, общее самочувствие, произошли неисправимые изменения в сосудистой и нервной системах, начались сильные боли в почках, кожа покрылась трещинами, административный истец страдал болями в желудке и кишечнике, его мучала изжога, кроме того, он болел инфекционными и грибковыми заболеваниями, у него начали крошиться зубы, выпадать волосы.

В период с 08 апреля 2018 года по 01 июля 2018 года Гущин А.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области (далее по тексту ФКУ СИЗО-2). Указывает, что условия содержания являлись ненадлежащими, что выражалось: в плохом питание, отсутствии приватности при использовании туалета, который представлял из себя отгороженный тонкой стенкой унитаз без стульчака. Стены в камере были коричневыми от грязи и табачного дыма, поскольку все содержащиеся лица курили, административному истцу приходилось дышать табачным дымом. Вентиляции в камере не было, в помещении было очень влажно, поскольку содержащиеся лица постоянно сушили вещи. Постельное белье представляло из себя грязные, рваные простыни и одеяла, которые не стирались, а только прожаривались для того, чтобы убить насекомых, матрасы также грязные, тонкие, рейки кроватей впивались в тело. В камере было холодно, грязно, отсутствовали веник, таз, половая тряпка, приходилось мыть камеру личными вещами. В камере водились насекомые (клопы, мокрицы, мошки, пауки), которые кусали административного истца. Совместно с Гущиным А.А. в камере содержались лица, больные ВИЧ-инфекцией и другими заболеваниями, в связи с чем административный истец испытывал постоянный страх заразиться тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями. Также он был лишен возможности стирать свои личные вещи и месяцами ходил в грязных вещах, что доставляло ему моральные и нравственные страдания.

В период с 01 июля 2018 года по 13 марта 2020 года Гущин А.А. содержался в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области (далее по тексту ФКУ ИК-2), находясь в карантинном отделении административный истец подвергался пыткам и истязаниям, у него забрали все личные вещи, включая предметы личной гигиены и нижнее белье и заставили подписать согласие на их уничтожение. Взамен административному истцу было выдано чужое, грязное нижнее белье и рваный костюм, которые носят осужденные. Кроме того, его избивали осужденные, которые работали на администрацию колонии. Административного истца заставляли целый день стоять с низко опущенной головой, на прямых ногах с руками, упертыми в пол, когда он не стоял в такой позе, он должен был мыть полы на прямых ногах собственным полотенцем, при этом он подвергался постоянным побоям. Воды не давали, несмотря на жаркое время года, Гущину А.А. было запрещено под угрозой изнасилования смотреть на кого-либо, а также разговаривать, его заставляли есть бумагу, спать разрешалось в специальное отведенное время со скрещенными руками на груди, на прием пищи отводилось тридцать секунд, при этом административный истец должен был держать голову в 5 см. от тарелки, в туалет можно было сходить 2 раза в сутки, на это отводилось 15 секунд времени. Указанные обстоятельства привели к тому, что административный истец не опорожнял свой кишечник более двух недель, в результате чего у него начались боли в животе. Помывка в бане представляла собой пытку, так как сначала включали кипяток и заставляли под ним стоять, а потом ледяную воду, административному истцу не разрешали бриться самому, всех одной бритвой брил осужденный, который работал в карантинном отделении, при этом некоторые осужденные болели гепатитом, ВИЧ-инфекцией, в связи с чем административный истец испытывал страх заразиться смертельными заболеваниями. Из карантинного отделения Гущин А.А. был переведен в отряд , где также подвергался побоям, работал по 12-14 часов в день 6 дней в неделю за зарплату от 100-900 руб. Его заставляли вставать на работу в 04:45, а ложиться спать только в 22:00, таким образом, административный истец постоянно не досыпал. Передвигаться по отряду он мог только вдоль стен и с разрешения осужденных, которые были в «активе», в туалет административный истец также мог сходить только с разрешения и в присутствии указанных осужденных, выйти за локальный участок самостоятельно он не мог, так как его выводили на проверки указанные заключенные. В локальном участке он не мог самостоятельно ходить или стоять, стоять можно было также под контролем указанных заключенных, длительное время держа в руке кучу окурков. В октябре 2018 года Гущина А.А. перевели в отряд с аналогичными условиями содержания. Питание было плохим, мясо, масло, яйца не выдавали совсем. За время пребывания в ФКУ ИК-2 административный истец постоянно находился в стрессовой ситуации, поскольку в любой момент его могли убить, изнасиловать, что негативно отразилось на его нервной системе, его стали мучать кошмары, которые преследуют его по сегодняшний день. О факте ненадлежащих условий содержания Гущин А.А. не мог сообщить ни в правоохранительные органы, ни своим родственникам под страхом смерти.

С 13 марта 2020 года по 07 сентября 2021 года Гущин А.А. содержался в ФКУ ИК-53 ГУФСИН России по Свердловской области (алее по тексту ФКУ ИК-53), условия содержания в указанном учреждении также являлись ненадлежащими, а именно: пища была низкого качества, однообразная, в какой-то период времени пищу на участок колонии-поселения не доставляли, объясняя это тем, что осужденные имели право приобретать продукты в магазинах и готовить их сами. В местах приема пищи было много грызунов (мышей, крыс), которые грызли приобретаемые административным истцом продукты. Бывали периоды, когда в помещении отряда отсутствовали электричество и водоснабжение, в весенне время (в период таянья снега) и в дождливое летнее время первый этаж помещения отряда заливала вода (около 10 см. от уровня пола), которая стояла неделями. В результате этого приходилось ходить в резиновых сапогах и дышать сырым спертым воздухом, в связи с чем административный истец испытывал страх заболеть легочными заболеваниями.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ ИК-2, ФКУ СИЗО-1, ФКУ СИЗО-2, ФКУ ИК-53.

Определением от 08 декабря 2021 года судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ИВС, УМВД России по городу Екатеринбургу.

Определением от 27 декабря 2021 года судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МВД России.

Административный истец Гущин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, также указал, что ФКУ ИК-53 его незаконно обязывали носить желтый жилет.

Представитель административных ответчиков УМВД России по городу Екатеринбургу, МВД России Мальчихина Ю.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, указанным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 Луткова Л.П. в судебном заседании просила оставить заявленные требования без удовлетворения, указала, что Гущин А.А. не обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания, применение к нему физической силы к администрации исправительного учреждения, прокуратуру, питание осуществляюсь в соответствии с меню-раскладкой, дератизация, дезинсекция осуществлялись ежемесячно. Гущин А.А. был трудоустроен, была установлена сорокачасовая рабочая неделя, трудовая деятельность административным истцом осуществлялась в соответствии с ПВР для работающих осужденных, в связи с чем работать в две смены административный истец не мог, имеются квитанции о выплате заработной платы.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 Афанасьева Ю.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать по доводам письменного отзыва, также указала на пропуск административным истцом срока обращения в суд.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-53 Рубан А.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области Доровских И.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Кочнева Ю.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указала, что необходимая медицинская помощь Гущину А.А. оказывалась.

В письменном отзыве представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 Журавлева Н.Ю. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, в том числе в связи с пропуском Гущиным А.А. срока обращения в суд.

Административные ответчики ИВС, ФКУ СИЗО-2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены электронной почтой 16 декабря 2021 года, заказной почтой с уведомлением 28 декабря 2021 года.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также толкованиям Конвенции, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 (далее по тексту Правила).

Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым (обвиняемым), содержащимся под стражей.

Статьей 15 Федерального закона Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В силу статьи 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа (пункт 11).

Согласно Правилам в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (пункт 14); подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности (пункт 15); размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (пункт 21); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 42); камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией (пункт 45); не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47); при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (пункт 48).

В соответствии с пунктом 2.1.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08 апреля 2003 года № 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

Согласно пункту 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП № 12-95, унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинка должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Согласно пункту 17.12 данной Инструкции, оконные переплеты в камерах, изоляторах и палатах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками.

Как следует из материалов дела, в период с 01 октября 2014 года по 08 октября 2014 года административный истец содержался в ИВС: с 01 октября по 03 октября 2014 года в камере площадью 13 кв.м. одновременно содержалось 3 человека; с 04 октября по 08 октября 2014 года в камере площадью 13,3 кв.м. одновременно содержалось от 2-3 человек (л.д. 193-199 том 4).

Согласно журналу регистрации выводов на прогулку лиц, содержащихся в ИВС УМВД, 05 октября 2014 года Гущин А.А. прошел санитарную обработку (л.д. 233-241 том 2).

Как следует из журнала проведения дезинсекции и дератизации в ИВС УМВД по городу Екатеринбургу в 2014 году ежемесячно проводилась обработка помещений ИВС от насекомых и грызунов.

Как следует из отзыва на административное исковое заявление, горячая вода в камерах ИВС отсутствует, однако, в соответствии с пунктом 48 Правил имеется санпропускник, который оборудован системой горячего и холодного водоснабжения, камеры ИВС оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (вентиляционный проем 15х15 см. забран металлическим листом с отверстиями диаметром 15 мм. усилен металлическим прутом диаметром 12 мм.), приток воздуха осуществляется через внутристенные каналы, что соответствует пункту 19.11 Свода правил 12-95. Сведения об имеющихся нарушениях температурного режима в камерах ИВС за 2014 год не зафиксированы. Искусственное освещение соответствует техническим требованиям, имеются две лампы мощностью 100Вт и 60 Вт. В камерах установлены напольные чаши «Генуа», высота ограждения приватной зоны от 93-98 см., двери отсутствуют, зона приватности системой видеонаблюдения не просматривается. В каждой камере имеется стол для приема пищи, установленный около спальных мест, в соответствии с Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП № 12-95 расположение стола для приема пищи в камерах ИВС не предусмотрено (л.д. 236-241 том 2).

Проанализировав периоды пребывания административного истца в ИВС изучив представленные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о доказанности доводов административного истца относительно его ненадлежащих условий содержания в ИВС, выразившихся в отсутствии вентиляции в камерном помещении, недостаточном освещении, а также отсутствии приватности при использовании туалета, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования в данной части и признает незаконными действия (бездействие) ИВС по необеспечению надлежащих условий содержания Гущина А.А. под стражей в период с 01 октября 2014 года по 08 октября 2014 года.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в городе Женева 30 августа 1955 года) (далее по тексту Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).

Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил). В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил).

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1 Правил).

Пунктами 15, 16 Правил предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.

Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены (пункт 17 части 1 Правил).

Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную.

Питание осужденных должно быть организовано в столовой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2016 года № 48 «Об установлении повышенных норм питания» (в редакции, действовавшей в период с 20 марта 2016 года по 30 сентября 2018 года), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» с соблюдением закладки сырья, выхода готовой пищи, технологии приготовления, температурного режима подачи блюд.

Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием, в том числе и в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, а также способы хранения продуктов питания.

Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.

Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены (пункт 17 части 1 Правил).

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

Как следует из материалов дела в период с 09 октября 2014 года по 07 апреля 2018 года Гущин А.А содержался в ФКУ СИЗО-1.

Согласно справке врио начальника отдела режима и надзора СИЗО-1 <ФИО>19 (л.д. 1 том 2) в период с 09 октября 2014 года по 13 октября 2014 года Гущин А.А. содержался в камере площадью 15,4 кв., оборудованной 4 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 04 до 13 человек (1,2 кв.м. на 1 человека), в период с 13 октября 2014 года по 29 января 2015 года в камере площадью 14,5 кв., оборудованной 6 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 05 до 09 человек (1,6 кв.м. на 1 человека), в период с 29 сентября 2015 года по 02 февраля 2015 года в камере площадью 4,7 кв.м., оборудованной 2 спальными местами, одновременно в камере содержалось 02 человека (2,4 кв.м. на 1 человека), в период с 02 февраля 2015 года по 01 сентября 2015 года в камере площадью 14,5 кв.м., оборудованной 6 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 05 до 09 человек (1,6 кв.м. на 1 человека), в период с 01 сентября 2015 года по 06 ноября 2015 года в камере площадью 13,8 кв., оборудованной 6 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 07 до 17 человек (0,8 кв.м. на 1 человека), в период с 06 ноября 2015 года по 04 декабря 2015 года в камере площадью 14,5 кв.м., оборудованной 6 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 07 до 09 человек (1,6 кв.м. на 1 человека), в период с 04 декабря 2015 года по 30 июня 2016 года в камере площадью 14,5 кв., оборудованной 6 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 04 до 10 человек (2,4 кв.м. на 1 человека), в период с 30 июня 2016 года по 01 августа 2016 года в камере площадью 30,9 кв.м., оборудованной 10 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 06 до 12 человек (3,09 кв.м. на 1 человека), в период с 01 августа 2016 года по 26 июля 2017 года в камере площадью 14,2 кв.м., оборудованной 4 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 02 до 04 человек (3,55 кв.м. на 1 человека); в период с 26 июля 2017 года по 28 июля 2017 года в камере площадью 30,9 кв.м., оборудованной 12 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 09 до 10 человек (2,5 кв.м. на 1 человека), в период с 28 июля 2017 года по 24 ноября 2017 года в камере площадью 14,2 кв.м., оборудованной 4 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 01 до 04 человек(3,55 кв.м. на 1 человека), в период с 24 ноября 2017 года по 07 апреля 2018 года в камере площадью 31 кв., оборудованной 8 спальными местами, одновременно в камере содержалось от 03 до 08 человек (3,9 кв.м. на 1 человека).

Согласно справке начальника ОКБИ и ХО СОЗО-1 <ФИО>20 питание в вышеуказанный период было организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также приказа Минюста Российской Федерации от 02 августа 2005 года № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Камеры, в которых содержался административный истец оборудованы кроватями по количеству спальных мест в камере, столом, скамейкой, вешалкой для одежды, полкой для туалетных принадлежностей, розеткой для подключения бытовых приборов, бачком для питьевой воды, бачком для мусора, тазом для стирки, полкой хранения продуктов, унитазом, перегородкой, отгораживающей санитарный узел от остальной части камеры, раковиной, вызывной сигнализацией, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, светильником дневного света – 2 лампы по 95 Вт и ночного освещения - 1 лампа 40 Вт. При неисправности освещения (прегорании ламп) электролампы заменяются незамедлительно. Также во всех камерах имеется уборочный инвентарь: веник, совок, бак для мытья полов. В случае нарушения работы санитарного узла, ремонт производится незамедлительно. В камерных помещениях осуществляется естественная вентиляция путем проветривания через окна камеры, также камеры оснащены приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Камерные помещения оборудованы оконными проемами с остеклением для проветривания помещений, обеспечивающих поступление свежего воздуха. Площадь оконных проемов составляет 1,2 кв.м., при выявлении повреждения остекления на окнах, ремонт производится незамедлительно. На каждом проеме установлена стационарная решетка, диаметр стального прутка 20 мм., поперечные полосы диаметром 60*12 мм., размер ячеек 100*200 мм. В камерах все оконные проемы находятся в застекленном состоянии. Отопление в камерных помещениях осуществляется централизованного, согласно плану отопительного сезона, ежегодно с 15 сентября по 15 мая, средняя температура в зимнее и летнее время составляет не менее 20°С. Тепловые сети учреждения находятся в исправном состоянии. Водоснабжение в камерных помещениях централизованное (холодная вода). Подача горячей воды в камерах не предусмотрена архитектурным проектом, горячая вода для стирки и гигиенических целей выдается ежедневно по требованию. В каждой камере установлена раковина и кран холодной водопроводной воды (л.д. 72, 73-75 том 2).

Согласно информации представленной врио начальника отдела режима и надзора СИЗО-1 <ФИО>19 санитарная обработка лиц, содержащихся в учреждении производится в соответствии с утвержденным с начальником учреждения графиком на месяц в следующем порядке: один раз в неделю – для подозреваемых и обвиняемых, два раза в неделю – для осужденных, с продолжительностью помывки не менее 15 минут, без учета обработки по прибытию в учреждение. Также указано, что всем лицам, содержащимся в учреждении, предоставляется прогулка продолжительностью не менее одного часа в светлое время суток, о чем ставится отметка в журнале учета прогулок подозреваемых и, обвиняемых и осужденных (л.д. 76, 77 том 2).

Согласно справке главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 <ФИО>21 договоры, государственные контракты, заключенные учреждением в 2014 года, уничтожены за истечением срока хранения (л.д. 79 том 2). В подтверждение проведения дератизации, дезинсекции ФКУ СИЗО-1 в 2015-2018 годах представленные государственные контракты (л.д. 80-136 том 2).

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, административным ответчиком доказательств содержания Гущина А.А. в надлежащих условиях содержания не представлено, несмотря на то, что такая обязанность на него прямо возложена законом.

В Постановлении ЕСПЧ от 10 января 2012 года дело «А. и другие против Российской Федерации» (жалобы № 42525/07, 60800/08) Европейский суд подчеркнул, что каждый раз власти Российской Федерации должны объяснять причину непредставления оригиналов документов, в частности, касавшихся числа сокамерников, содержавшихся вместе с заявителем. Власти Российской Федерации часто объясняли это тем, что жалоба коммуницирована им по прошествии значительного количества времени и поэтому оригиналы документов следственного изолятора были уничтожены вследствие истечения срока их хранения. В этой связи Европейский суд отмечал, что уничтожение соответствующих документов не снимало с властей Российской Федерации обязанность подтвердить их доводы соответствующими доказательствами.

В соответствии с указанной позицией Европейского суда по правам человека суд приходит к выводу о том, что доводы Гущина А.А. относительно перелимита количества осужденных, ненадлежащей вентиляции, освещении отсутствии сантехнических удобств в камерах, приватности при использовании туалета, отсутствии ежедневных прогулок в период с 09 октября 2014 года по 08 апреля 2018 года, какими-либо допустимыми доказательствами не опровергнуты, при этом, административный истец не имеет возможности самостоятельно подтвердить указанное обстоятельство иными доказательствами, поскольку учет количества осужденных, содержащихся в камерах, возможен только со стороны администрации исправительного учреждения, равно как учет и хранение технической документации здания, в котором содержался административный истец в заявленный период.

Вместе с тем доводы административного истца о ненадлежащем питании в период содержания в ФКУ СИЗО-1 опровергаются представленными в материалы дела раскладками продуктов, вкладываемых в общий котел на одного человека в сутки по норме (л.д. 1-6 том 5).

Доводы административного истца о наличии в камерах, в которых он содержался в 2015-2018 годах, насекомых и грызунов опровергаются представленными договорами на проведение дератизации и дезинсекции (л.д. 80-136 том 2).

Факт отсутствия централизованного горячего водоснабжения ФКУ СИЗО-1 подтвержден в ходе рассмотрения дела, однако само по себе данное обстоятельство, а также период нахождения административного истца в таких условиях с 09 октября 2014 года по 07 апреля 2018 года, учитывая архитектурно-строительную проектировку зданий учреждения, не позволяет прийти к выводу, что условия содержания Гущина А.А. являлись ненадлежащими, и достигли границы жестокости, требуемой для характеристики обращения в качестве бесчеловечного или унижающего достоинство согласно значению статьи 3 Конвенции (Постановление Европейского Суда по жалобам № 11215/10 и № 55068/12 «Долгов и Силаев против России» (вынесено и вступило в силу 4 октября 2016 года).

В период содержания в следственном изоляторе в спорный период снабжение горячей водой Гущина А.А. было обеспечено для стирки вещей и гигиенических целей в необходимом объеме путем раздачи из электрического водонагревателя. Согласно установленному графику осуществлялась помывка осужденного в душевых помещениях, оборудованных холодным и горячим водоснабжением. Кроме того, на основании письменного заявления осужденный имел возможность получить в пользование кипятильник для нагрева воды.

Доводы административного истца о неоказании медицинской помощи, в период содержания в ФКУ СИЗО-1 опровергаются справкой, составленной фельдшером филиала «Медицинская часть » ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России <ФИО>31 (л.д. 227 том 2), а также справкой начальника филиала <ФИО>22 (л.д. 162 том 4).

Как следует из материалов дела, в период с 08 апреля 2018 года по 01 июля 2018 года Гущин А.А. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 в камерном помещении .

Согласно справке начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области <ФИО>23 площадь камеры составляла 14,2 кв.м., камера была оборудована 4 спальными местами. Камера оборудована в соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 5 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: столом, шкафом для хранения продуктов питания, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, баком для питьевой воды, подставкой под бак для воды, радиоузлом, урной для мусора, столом со скамейками, светильником дневного и ночного освещения, кнопкой вызова администрации, санузлом. Камера оборудована хозяйственным инвентарем, веником для уборки, совком, тазом для стирки. Санитарный узел в камере режимного корпуса был изолирован от жилой части камеры перегородкой высотой 1 м., дверьми, открывающимися наружу, площадь санитарной кабинки 1,2 кв.м. В случае нарушения работы санитарного узла, ремонт производится незамедлительно. Камера режимного корпуса оборудована оконными проемами. Оконные проемы остеклены и оборудованы фрамугами для проветривания помещений, обеспечивающих приток свежего воздуха, а также отсекающей решеткой и решеткой с наружной стороны здания. Вентиляция камеры осуществляется естественным путем через окно камеры, также в камерах предусмотрена отдушина для лучшей вентиляции воздуха. Отопление камер режимного корпуса осуществляется централизованно от котельной, расположенной на территории ФКУ СИЗО-2. Уголь в учреждение поставляется централизованного ГУФСИН России по Свердловской области, перебоев с поставкой угля не было, в отопительный сезон средняя температура воздуха в камере составляет 18-23°С. Отключений системы отопления в 2018 году не зарегистрировано. Все лица, прибывшие в учреждение согласно пункту 40 Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», обеспечивались администрацией учреждения индивидуальным спальным местом, необходимыми спальными принадлежностями (подушка, матрас, одеяло), постельным бельем (наволочка, две простыни). В исправительном учреждении имеется собственный банно-прачечный комплекс, где постельные принадлежности и белье проходят стирку и дезинфекцию. Каждый год учреждением заключается договор на проведение дератизации и дезинсекции. В 2018 году такой договор был заключен 06 апреля 2018 года с индивидуальным предпринимателем <ФИО>24 (л.д. 119, 120 том 2). Нормы питания доводились в соответствии с приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 02 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», раскладкой продуктов, соблюдением рекомендуемых правил по приготовлению пищи, кулинарных правил санитарно-эпидемиологических требований. Необоснованный замен продуктов не производился. Проба пищи ежедневно производилась врачом ДПНСИ, ответственным сотрудником по учреждению с отметкой в журнале перед раздачей пищи (л.д. 112-114 том 2).

Иных допустимых доказательств, опровергающих доводы Гущина А.А. о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ СИЗО-2, в материалы дела не представлено, таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца относительно ненадлежащей вентиляции, освещении отсутствии сантехнических удобств в камерах, приватности при использовании туалета в период с 08 апреля 2018 года по 01 июля 2018 года, какими-либо допустимыми доказательствами не опровергнуты, при этом, административный истец не имеет возможности самостоятельно подтвердить указанное обстоятельство иными доказательствами, поскольку учет количества осужденных, содержащихся в камерах, возможен только со стороны администрации исправительного учреждения, равно как учет и хранение технической документации здания, в котором содержался административный истец в заявленный период.

Доводы административного истца о том, что в камере он содержался с курящими лицами, сами по себе не могут являться основанием для вывода о нарушении прав истца, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного раздельного содержания курящих и некурящих лиц, содержащихся под стражей.

Вопреки доводам административного истца раздельное содержание осужденных, имеющих заболевание ВИЧ-инфекция, уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрено.

Как следует из материалов дела в период с 01 июля 2018 года по 13 марта 2020 года административный истец содержался в ФКУ ИК-2 в отрядах и .

Доводы административного истца о ненадлежащей организации питания опровергаются представленными представителем административного ответчика документами, а именно актами приемки продукции (л.д. 153-183 том 3), типовой раскладкой продуктов (л.д. 1-101 том 4).

Вопреки доводам Гущина А.А. факты применения к нему физической силы, издевательств со стороны других осужденных не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела, более того, опровергаются представленными доказательствами, в том числе журналом учета комиссионных обходов территории, журналом регистрации писем, жалоб и заявлений, журналом приема осужденных по личным вопросам, книгой замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администрации ФКУ ИК-2, из которых следует, что в период содержания административный истец с какими-либо жалобами, предложениями к администрации ФКУ ИК-2 не обращался (л.д. 7-128 том 3), копией журнала учета телесных повреждений, травм и отравлений (л.д. 6-32 том 2), из которого следует, что каких-либо телесных повреждений у Гущина А.А. зафиксировано не было. Согласно ответу и.о. прокурора Свердловской прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях <ФИО>25 от 13 января 2022 года, из которого следует, что в период с июля 2018 года по март 2020 года прокуратурой в ФКУ ИК-2 проведена 21 проверка, на личный прием, проводимый работником прокуратуры в ходе ежемесячных проверок, Гущин А.А. не обращался, факты применения к административному истцу физического насилия, специальных средств, издевательств, унижений человеческого достоинства, угроз и оскорблений, а также других мер недозволенного воздействия в его адрес как со стороны других осужденных, так и со стороны сотрудников колонии не выявлены (л.д. 151 том 3). Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №2, также не смог пояснить, когда и кем в отношении Гущина А.А. применялось физическое либо иное насилие (л.д. 147-148 том 2).

Доводы Гущина А.А. о нарушении его прав при осуществлении трудовой деятельности также опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно едиными нарядами в период с августа 2018 года по марта 2020 года (л.д. 104-126 том 4), справкой учета времени работы административного истца (л.д. 161 том 1), квитанциями о выплате заработной платы (л.д. 178-184).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФКУ ИК-2 не допущено незаконных действий (бездействия) в части ненадлежащих условий содержания Гущина А.А. в период с 01 июля 2018 года по 13 марта 2020 года.

Как следует из материалов дела, административный истец в период с 13 марта 2020 года по 07 сентября 2021 года содержался в ФКУ ИК-53 в отряде а.

Доводы административного истца о ненадлежащей организации административным ответчиком питания опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно журналом учета качества приготовления пищи, кроме того, из представленных документов следует, что Гущин А.А. с августа 2020 года по сентябрь 2021 года был снят с питания на основании его заявлений.

Доводы административного истца о наличии фактов отсутствия в помещении отрядов электроэнергии также нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела (л.д. 142-144 том 1), однако, единичные факты отключения электроэнергии не могут быть признаны судом в качестве ненадлежащих условий содержания, причиняющих административному истцу физические либо нравственные страдания.

Доводы Гущина А.А. о наличии грызунов и насекомых в помещении общежития опровергаются представленными договорами на оказание услуг по дератизации и дезинсекции на 2020 год, вместе с тем, договора, подтверждающего проведение указанных работ в 2021 году ФКУ ИК-53 в материалы дела не представлено (л.д. 148-146 том 1), при этом как следует из пояснений свидетеля Свидетель №1 (л.д. 148-150 том 2) в помещении общежития имелись грызуны (крысы, мыши), которые грызли продукты, приобретенные осужденными, также пояснениями данного свидетеля подтверждаются доводы административного истца о том, что имело место затопление помещения первого этажа общежития отряда в период таянья снега весной, а также в период дождей летом, при этом со стороны администрации исправительного учреждения мер, направленных на устранение воды в помещении не принималось. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца относительно ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-53 нашли свое подтверждение, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования в данной части.

Довод административных ответчиков о пропуске административным истцом срока обращения в суд, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку нарушения условий содержания в исправительных учреждениях носили длящийся характер, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 08 ноября 2021 года в течение 3 месяцев, с момента освобождения из мест лишения свободы.

Кроме того, Гущин А.А. в 22 февраля 2018 года обращался с жалобой на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека, которой был присвоен , по состоянию на 10 января 2022 года российским властям жалоба Гущина А.А. не коммуницирована, решение по ней не вынесено (л.д. 188 том 4).

Таким образом, судом установлен факт незаконного бездействия административных ответчиков, выразившийся в необеспечении надлежащих условий содержания Гущина А.А. ИВС в период с 01 октября 2014 года по 08 октября 2014 года, ФКУ СИЗО-1 с 09 октября 2014 года по 07 апреля 2018 года, ФКУ СИЗО-2 с 08 апреля 2018 года по 01 июля 2018 года, ФКУ ИК-53 в период с 13 марта 2020 года по 07 сентября 2021 года.

Принимая во внимание степень физических и нравственных страданий административного истца, суд взыскивает с МВД России в пользу Гущина А.А. компенсацию за ненадлежащие условия содержания ИВС в размере 3 000 руб., данный размер компенсации суд полает достаточным, поскольку нарушения прав административного истца не носило длительный характер (имело место в течение 8 дней), также суд взыскивает с ФСИН России в пользу Гущина А.А. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1, ФКУ СИЗО-2, ФКУ ИК-53 в размере 250 000 руб. Данный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суд считает разумным, учитывая длительность нахождения истца в ненадлежащих условиях (3 года 4 месяца в ФКУ СИЗО-1, 2,5 месяца в ФКУ СИЗО-2, 1 год 5 месяцев в ФКУ ИК-53), а также тот факт, что каких-либо доказательств значительности физических и нравственных страданий административный истец не представил.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Иных требований, равно как иных доводов и доказательств суду не заявлено и не представлено.

Руководствуясь статьями 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Гущина Александра Александровича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-53 ГУФСИН Росси по Свердловской области, Изолятора временного содержания УМВД России по городу Екатеринбургу, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении Гущина Александра Александровича материально-бытовыми условиями содержания в исправительных учреждениях.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Гущина Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в сумме 250 000 руб.

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Гущина Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию ненадлежащие условия содержания под стражей в сумме 3 000 руб.

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: Гейгер Е.Ф.