РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2022 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хаулиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 71RS0028-01-2022-000399-07 (производство № 2а-496/2022) по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Старкову Олегу Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Старкову О.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу с физических лиц, указав в обоснование заявленных требований, что Старков О.В. является собственником транспортного средства, указанного в уведомлении об уплате налогов от 1 сентября 2020 г. № №, которое в установленный сроки налогоплательщиком исполнено не было.
Направленное в адрес Старкова О.В. требование № № о наличии задолженности по транспортному налогу в размере 17 925 рублей, пени в размере 260,83 рублей со сроком исполнения до 16 апреля 2021 г. также оставлено без исполнения.
Вынесенный 30 июня 2021 г. мировым судьей судебного участка № <адрес> судебный приказ № № о взыскании со Старкова О.В. недоимки по транспортному налогу, пени отменен 23 сентября 2021 г. на основании возражений Старкова О.В.
Просил суд взыскать со Старкова О.В. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 17925 рублей, пени в размере 260,83 рублей.
Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве представитель по доверенности Сергиенко О.С. поддержала исковые требования в полном объеме и просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных пояснениях сослалась на ошибочное толкование ответчиком в представленных возражениях норм действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами спорные отношения.
Административный ответчик Старков О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил, в письменных возражениях административный иск не признал, полагая заявленные требования незаконными и необоснованными, просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что не являлся плательщиком транспортного налога, поскольку на дату приобретения транспортного средства (декабрь 2011 г.) на него распространялись льготы в соответствии с Законом Тульской области «О транспортном налоге». Полагал, что ухудшение положения налогоплательщика после внесения изменений в закон в ноябре 2019 г. недопустимо, в связи с чем требования административного истца об уплате транспортного налога за 2019 г. являются безосновательными.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы.
Под налогом в пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом, согласно статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком лишь в случае возникновения у него недоимки по налогу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик Старков О.В. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, Старков О.В. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак № (дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ г., дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ г.).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области в адрес Старкова О.В. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 г. № № об уплате в срок до 1 декабря 2020 г. транспортного налога в размере 17 925 рублей, которое получено Старковым О.В. 19 октября 2020 г.
Возражая против удовлетворения административного иска, административный ответчик Старков О.В. указал, что не являлся плательщиком транспортного налога, поскольку на дату приобретения транспортного средства (декабрь 2011 г.) на него распространялись льготы в соответствии с Законом Тульской области «О транспортном налоге». Полагал, что ухудшение положения налогоплательщика после внесения изменений в закон в ноябре 2019 г. недопустимо, в связи с чем требования административного истца об уплате транспортного налога за 2019 г. являются безосновательными.
Между тем вышеуказанные доводы основаны на неправильном понимании норм материального права.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 г. №343-ЗТО «О транспортном налоге» на территории Тульской области установлены ставки транспортного налога, в том числе в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя. Для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 200 до 250 л.с. установлена налоговая ставка 75 рублей.
Из налогового уведомления от 1 сентября 2020 г. № № следует, что налоговая база на транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, составляет 239, налоговая ставка - 75 рублей.
Представленный расчет недоимки и пени соответствует требованиям закона, судом проверен, является математически верным.
Статьей 8 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 г. №343-ЗТО «О транспортном налоге» предусмотрены льготы по уплате транспортного налога.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, до 2019 г. транспортный налог за вышеуказанный автомобиль не начислялся, в связи с наличием у Старкова О.В. льготы по оплате транспортного налога за указанный автомобиль.
Поскольку на налоговый период 2019 г., за который исчислен транспортный налог по объекту налогообложения <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, транспортное средство зарегистрировано за Старковым О.В., льгота по оплате транспортного налога отсутствовала, требование административного истца об уплате транспортного налога является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
24 марта 2021 г. в адрес Старкова О.В. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № № об уплате недоимки по транспортному в размере 17 925 рублей, которое получено Старковым О.В. 19 октября 2020 г. со сроком исполнения до 16 апреля 2021 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
30 июня 2021г. мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> вынесен судебный приказ № № о взыскании со Старкова О.В. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области недоимки по транспортному налогу, пени за 2019г. в размере 17 925 рублей, пени в размере 260 рублей, а всего 18185,83 рублей.
23 сентября 2021 г. мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> вынесено определение об отмене судебного приказа от 30 июня 2021 г. № № в связи с поступившими от Старкова О.В. возражениями относительно исполнения судебного приказа. Так же разъяснено право Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С административным иском к Старкову О.В. административный истец обратился в Советский районный суд г. Тулы 25 января 2022 г., что следует из отметки на почтовом конверте, то есть срок обращения в суд в порядке искового производства налоговым органом соблюден.
Доводы административного ответчика о том, что административное исковое заявление подано с нарушением требований, предъявляемых к его форме и содержанию, в связи с чем подлежало оставлению без движения, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, поскольку определением судьи от 28 января 2022 г. установлено, что административное исковое заявление оформлено в соответствии с требованиями статей 125-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Основания для отказа в принятии, возвращения или оставления искового заявления без движения, отсутствуют.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, поскольку в материалах дела имеются доказательства наличия в собственности Старкова О.В. в 2019 г. транспортного средства, порядок взыскания налогов налоговым органом соблюден, а правильность расчета сумм налога и пени административным ответчиком не опровергнута.
Рассмотрев дело в пределах заявленных административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Старкову Олегу Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать со Старкова Олега Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (ИНН 7107086130, КПП 710701001, расчетный счет №40102810445370000059 Отделение Тула Банк России, БИК 017003983, получатель платежа: УФК по Тульской области) недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 17 925 (семнадцать тысяч девятьсот двадцать пять) рублей, пени в размере 260 (двести шестьдесят) рублей 83 копейка, а всего 18185 (восемнадцать тысяч сто восемьдесят пять) рубля 83 копейки.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято судом 12 апреля 2022 г.
Председательствующий