ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-496/2023 от 14.08.2023 Галичского районного суда (Костромская область)

УИД: 44RS0006-01-2023-000569-93

Дело № 2а-496/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2023 года г.Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Воронцовой Е.В.

при участии прокурора Антроповского района Немова А.Н.

при секретаре Алеевой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Игоря Владимировича к Территориальной избирательной комиссии Антроповского района Костромской области о признании незаконным постановления от 27 июля 2023 года № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата»,

у с т а н о в и л:

Смирнов И.В обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Антроповского района Костромской области о признании незаконным постановления от 27 июля 2023 года № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата», мотивировав свой иск следующим. 14 июля 2023 года им в окружную (территориальную) избирательную комиссию по выборам депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу (далее – Комиссия) поданы следующие документы: заявление в письменной форме выдвинутого лица (далее-Кандидат) о согласии баллотироваться кандидатов в депутаты Совета депутатов; копия паспорта; копия документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании; копия трудовой книжки; справка с места работы.

Все вышеуказанные документы были приняты Комиссией в 15ч.34 мин. 14 июля 2023 года.

27 июля 2023 года Комиссия вынесла постановление № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата».

В постановлении Комиссия, ссылаясь на ч.2 ст. 80 Избирательного кодекса Костромской области, указала, что им в установленный срок не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов.

Смирнов И.В. считает вынесенное постановление незаконным ввиду следующего.

В соответствии с п.п. 1, 2, 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии с ч.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов. Временем окончания периода представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, на выборах в федеральные органы государственной власти является время, установленное федеральным законом, а на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - 18 часов по местному времени.

Согласно п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

В силу ч.2 ст.80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей); сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных в соответствии с частями 8, 9, 11 (при проведении выборов в Костромскую областную Думу, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - также с частью 12) статьи 71, частью 9 статьи 73 настоящего Кодекса; дополнительные сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, трудовой деятельности; первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, когда по основаниям, предусмотренным частями 2, 5 статьи 100 настоящего Кодекса, кандидатом избирательный фонд не создавался либо специальный избирательный счет для перечисления средств избирательного фонда не открывался; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе (содержащий фамилию, имя, отчество кандидата, в поддержку выдвижения которого производился сбор подписей, номер избирательного округа, номер папки с подписными листами, а также количество подписных листов, количество подписей в каждой папке и общее (итоговое) количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата), подписанный кандидатом (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); заверенная копия решения политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу; копию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов (представляется на выборах депутатов Костромской областной Думы, если в поддержку кандидата в депутаты осуществлялся сбор подписей избирателей); копию документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета либо письменное уведомление кандидата о несоздании избирательного фонда по основанию, предусмотренному в части 2 статьи 100 настоящего Кодекса, когда финансирование избирательной кампании кандидатом не производится.

О заседании Комиссии он был уведомлен 26 июля 2023 года в 18 часов 50 минут, в уведомлении было указано, что 27 июля 2023 года на заседании Комиссии будет рассмотрен вопрос о признании его Смирнова И.В. утратившим статус депутата.

27 июля 2023 года на заседании Комиссии председатель Комиссии Кудрявцев А.Б. пояснил ему, что он был признан утратившим статус кандидата, в связи с не предоставлением им Комиссии второго пакета документов. На его вопрос какие конкретно документы им не были предоставлены ни председатель, ни члены Комиссии ему ничего не пояснили, сославшись на ч.2 ст.80 Избирательного кодекса Костромской области.

На данном заседании Комиссии Смирнову И.В. было вручено вынесенное постановление.

Смирнов И.В. полагает, что Комиссия в нарушение требований п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ не известила его об отсутствии документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, поставив его в неравные условия по отношению к другим кандидатам, нарушив его избирательное право баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов.

На основании изложенного Смирнов И.В. просил суд признать незаконным постановление № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата», вынесенное окружной избирательной комиссией 27 июля 2023 года.

Административный истец Смирнов И.В. поддержал свой административный иск, считал и в суде уточнил, что считает постановление №9 ТИК (территориальной избирательной комиссии) незаконным потому, что комиссия не уведомила его о втором пакете документов, который он должен был представить для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу. ТИК не выполнила свою обязанность по его извещению. Первый пакет документов он сдал, а про второй пакет документов ему ничего не сказали, он не знал, что это за документы. На сайты избиркома он не заходил, не может ими пользоваться, там все запутано.

Представитель административного ответчика Кудрявцев А.Б. – председатель ТИК Антроповского района Костромской области с административным иском Смирнова И.В. не согласился.

В суде пояснил о том, что в ТИК создана рабочая группа из членов избиркома. Есть график работы, где все определено. В ТИК подается два пакета документов. Первый пакет (по выдвижению кандидата) подаётся со дня официального опубликования о выборах – с 26.06.20023 по 15.07.2023 года. Далее 1 день – перерыв. Второй пакет документов (на регистрацию кандидата) подается с 17.07.2023 года по 26.07.2023 года. Этот пакет состоит из 4 документов: заявление на регистрацию, дополнительные сведения биографического характера, сведения об имеющихся изменениях (например, места работы) либо об их отсутствии, сведения о несоздании избирательного фонда.

Смирнов И.В. приходил за консультацией, ему распечатали форму заявления из 1 пакета документов. Документы он сдал 14 июля, об этом есть подтверждение, что перечеркнуто крестом, то эти документы им не сдавались. ТИК приняла от Смирнова И.В. первый пакет документов. Он ушел. Больше его никто в ТИК не видел.

26.07.2023 года после 18 часов, когда истёк срок для подачи 2 пакета документов, они в ТИКе составили акт в подтверждение того, что кандидат в депутаты И.В.Смирнов по состоянию на 18.00 час. 26.07.2023 года не прибыл в помещение окружной избирательной комиссии для представления документов, необходимых для его регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу, соответственно, указанные документы в окружную избирательную комиссию им представлены не были.

Далее Кудрявцевым А.Б. было подготовлено письменное уведомление Смирнову И.В. в соответствии с ч. 1.1 ст. 86 Избирательного кодекса Костромской области и направлено Смирнову И.В. электронной почтой в 18.40.

Вечером, после 20 час. Смирнов И.В. позвонил ему на сотовый телефон по поводу данного уведомления. Кудрявцев А.Б. пояснил Смирнову И.В. о том, что он не представил второй пакет документов, как это требует ч.2 ст. 80 Избирательного кодекса Костромской области и спросил Смирнова И.В. о том, почему он не представил документы. Смирнов И.В. сказал: «Я забыл. Что я могу сейчас сделать?» Он сказал Смирнову И.В., что ничего уже сделать нельзя, можно обратиться в суд.

Информация о проведении выборов находится в открытом доступе, в СМИ, в интернете, в помещении избирательной комиссии установлены стенды о порядке и сроках проведения выборов. Комиссия не обязана лично извещать кандидатов о предоставлении документов. Комиссия может известить только об исправлении документов.

Кудрявцев А.Б. просил суд в иске Смирнову И.В. отказать.

Представитель административного ответчика, действующая по доверенности Ахмерова Э.Н., с иском Смирнова И.В. не согласилась, мотивируя своё несогласие тем, что административный истец утверждает, что в силу требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) Комиссия обязана была известить его об отсутствии документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, делает вывод, что Комиссия, не выполнив свою обязанность, поставила его в неравные условия с другими кандидатами, тем самым нарушив его избирательное право баллотироваться на выборах.

В соответствии с частью 6 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области (далее - Кодекс) период, включающий в себя выдвижение кандидатов, начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и составляет 20 дней.

В соответствии с частью 2 статьи 80 Кодекса для регистрации кандидата кандидат не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также документы, предусмотренные в пунктах 2, 3, 8 указанной части.

В соответствии с Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу, утвержденным постановлением Комиссии от 26.06.2023 № 106 (далее - Календарный план), период для выдвижения кандидатов - с 26.06.2023 по 15.07.2023, период для представления документов для регистрации кандидата - с 17.07.2023 по 26.07.2023. Указанное постановление размещено на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под баннером «ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ 10 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА/ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» в разделе «Календарные планы», а также в разделе «Избирательные комиссии/Территориальные избирательные комиссии/Страницы территориальных избирательных комиссий/Территориальная избирательная комиссия Антроповского района Костромской области/Постановления». Кроме этого Календарный план размещен на официальном сайте Администрации Антроповского муниципального района в разделе «Муниципалитет/Избирательная комиссия/Выборы и референдумы» (https://antropovo.kostroma.gov.ru/munitsipalitel/izbiratelnaya-komissiya/vybory-i-referendumy.php), а также размещен на информационном стенде в здании, где находится Комиссия.

Информационный материал «Этапы избирательной кампании по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу» опубликован в печатном издании Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района «Антроповские вести» от 12 июля 2023 года № 14. В данном материале в пункте 5 предусмотрен этап «Представление в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата», указан период «с 17 июля по 26 июля 2023 года».

На официальном сайте Администрации Антроповского муниципального района Костромской области в разделе «Муниципалитет/Избирательная комиссия/Выборы и референдумы» размещена информация о сроках подачи документов на регистрацию.

Перечень документов, предоставляемых в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу, утвержден постановлением Комиссии от 21.06.2023 № 99 (далее-Перечень документов). Разделом 2 Перечня документов предусмотрены документы, которые кандидату необходимо представить в Комиссию для регистрации. Данное постановлением размещено на сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Перечень документов размещен на информационном стенде в здании, где находится комиссия.

Таким образом, Календарный план, информация о сроках подачи документов для регистрации, Перечень документов находятся в открытом доступе и с ними могут ознакомиться все желающие.

В период с 17.07.2023 по 26.07.2023 (установленный для представления документов для регистрации) Смирновым И.В. документы для регистрации представлены не были, а именно: заявление кандидата о регистрации (приложения № 3, № 4 к Перечню документов, часть 2 статьи 80 Кодекса); дополнительные сведения биографического характера кандидата, в частности, об образовании, семейном положении, трудовой деятельности (приложение № 5 к Перечню документов, пункт 3 части 2 статьи 80 Кодекса); сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных в соответствии с частями 8, 9 статьи 71, частью 9 статьи 73 Кодекса (приложение № 6 к Перечню документов, пункт 2 части 2 статьи 80 Кодекса); уведомление кандидата о несоздании избирательного фонда по основанию, предусмотренному в части 2 статьи 100 Кодекса (при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не осуществляется) либо уведомление кандидата о создании избирательного фонда по основанию, предусмотренному в части 5 статьи 100 Кодекса, без открытия специального избирательного счета (при условии, что расходы на финансирование избирательной кампании не превысят пятнадцати тысяч рублей).

Комиссией составлен акт от 26.07.2023 в 18 час 25 мин. о том, что кандидат Смирнов И.В. по состоянию на 18 час.00 мин. 26 июля 2023 года помещение Комиссии для предоставления документов для регистрации не прибыл, документы для его регистрации кандидатом не представил.

В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Федерального закона в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из предусмотренных законом документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата. Аналогичная норма предусмотрена в части 1.1 статьи 86 Кодекса.

Поскольку Смирновым И.В. не было представлено ни одного из предусмотренных законом документов, необходимых для регистрации кандидата, Комиссией принято постановление от 27.07.2023 № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова Игоря Владимировича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата».

Комиссия обязана извещать кандидатов в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, - не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Указанное заседание проводится не позднее, чем на десятый день после представления документов для регистрации (п. 18 ст. 38 Федерального закона, п. 23 Календарного плана). В данном случае документы на регистрацию кандидатом не представлены, основания для его уведомления по пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона отсутствовали.

Более того, нормами пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона установлено право кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата:

вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению;

заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона;

в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктами 2.2 статьи 33 Федерального закона, - представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

То есть речь идет об уточнении и дополнении лишь тех документов, которые представлены в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Данная норма не допускает возможность представления «новых» документов, ранее не представленных в избирательную комиссию.

В данном случае Комиссией 27 июля 2023 года рассмотрен вопрос о признании кандидата Смирнова И.В. утратившим статус кандидата и принято соответствующее решение. Принятие именно такого решения и предусмотрено пунктом 5 статьи 41 Федерального закона, частью 1.1 статьи 86 Кодекса в случае, если кандидат документы для регистрации в избирательную комиссию не представил.

Кандидатом Смирновым И.В. в период с 17 июля 2023 года вплоть до 18 часов 00 минут 26 июля 2023 года документы для его регистрации не представлены. В отсутствие указанных документов правовых оснований рассматривать вопрос о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, а также извещать кандидата в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона у Комиссии не имелось.

На основании изложенного Ахмерова Э.Н. просила суд в удовлетворении административных исковых требований административного истца Смирнова И.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу от 27 июля 2023 года № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова Игоря Владимировича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата» отказать.

Выслушав мнение сторон, прокурора Немова А.Н., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частью 2 статьи 239 КАС РФ определено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу п.1 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п.1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (п.2).

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов (п.2).

Согласно п.2 ст.80 Закона Костромской области от 19.10.2018 № 451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» для регистрации кандидата кандидат не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей); 2) сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных в соответствии с частями 8, 9, 11 (при проведении выборов в Костромскую областную Думу, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - также с частью 12) статьи 71, частью 9 статьи 73 настоящего Кодекса;

3) дополнительные сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, трудовой деятельности; 4) первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, когда по основаниям, предусмотренным частями 2, 5 статьи 100 настоящего Кодекса, кандидатом избирательный фонд не создавался либо специальный избирательный счет для перечисления средств избирательного фонда не открывался; 5) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе (содержащий фамилию, имя, отчество кандидата, в поддержку выдвижения которого производился сбор подписей, номер избирательного округа, номер папки с подписными листами, а также количество подписных листов, количество подписей в каждой папке и общее (итоговое) количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата), подписанный кандидатом (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 6) заверенная копия решения политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу; 7) копию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов (представляется на выборах депутатов Костромской областной Думы, если в поддержку кандидата в депутаты осуществлялся сбор подписей избирателей); 8) копию документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета либо письменное уведомление кандидата о несоздании избирательного фонда по основанию, предусмотренному в части 2 статьи 100 настоящего Кодекса, когда финансирование избирательной кампании кандидатом не производится.

Из статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов…. Временем окончания периода представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, на выборах в федеральные органы государственной власти является время, установленное федеральным законом, а на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - 18 часов по местному времени (п.1).

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (п.1.1).

Статьей 86 Закона Костромской области от 19.10.2018 года № 451-6-ЗКО предусмотрено, что в случае непредставления в установленный настоящим Кодексом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, утратившими статус кандидатов. В случаях, предусмотренных частями 1, 2, 3 или 4 статьи 85 настоящего Кодекса, в случае смерти кандидата, наступивших до его регистрации, либо в случае непредставления в установленный настоящим Кодексом срок ни одного из документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках. С учетом этого суд, рассматривающий дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов в связи с представлением ими в избирательную комиссию документов для уведомления об их выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, должен учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата, избирательного объединения об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не были известны или не могли быть известны кандидату, избирательному объединению (пункт 1.1 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 77, 84 КАС РФ).

Очевидными являются недостатки, которые можно обнаружить в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах при непосредственном ознакомлении с их содержанием, в том числе при сравнении различных документов, представленных одним и тем же кандидатом, избирательным объединением (пункты 1, 2, 2.2, 3.1 статьи 33, пункт 6.1 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

К таким нарушениям, например, относятся несоответствие паспортных данных, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, представленной в избирательную комиссию копии такого документа, неуказание в названном заявлении сведений об образовании при наличии в представленных в избирательную комиссию документах копии диплома об образовании.

Избирательная комиссия в извещении о выявленных недостатках в документах, необходимых для регистрации кандидата, должна указать на конкретные недостатки в представленных сведениях, не ограничиваясь общими ссылками на наличие нарушений избирательного законодательства (пункт 3 статьи 33, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ) (п.58).

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 и подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должны быть указаны сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с таким заявлением должны быть представлены копии документов, подтверждающих названные сведения.

По смыслу подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие в представленных им документах упомянутых сведений, а не их недостоверность.

В связи с этим наличие в заявлении о согласии баллотироваться недостоверных сведений об образовании, о месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, не является поводом для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.

В данном случае избирательная комиссия информирует избирателей о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатом сведений (пункт 8 статьи 33, подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Закона об основных гарантиях избирательных прав) (п.98).

Судом установлено, что 27 июля 2023 года Окружной избирательной комиссией вынесено постановление № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата». Согласно названного постановления основанием для признания Смирнова И.В. утратившим статус кандидата явилось не представление Смирновым И.В., в соответствии с ч.2 ст. 80 Избирательного кодекса Костромской области, документов необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу.

Суд считает, что вышеназванным постановлением №9 от 27.07.2023 года окружной избирательной комиссией избирательные права Смирнова И.В. нарушены не были.

Судом установлено, что решением главы Антроповского сельского поселения С.Ю.Виноградова от 21 июня 2023 года №205 выборы депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу на занчены на 10 сентября 2023 года.

Судом установлено, что 21 июня 2023 года территориальной избирательной комиссии Антроповского района Костромской области принято постановление №99 «О Перечнях и формах документов, представляемых избирательными объединениями, кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва в единый день голосования 10 сентября 2023 года.

Судом установлено, что в соответствии с Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу, утвержденным постановлением ТИК от 26.06.2023 № 106, период для выдвижения кандидатов установлен с 26.06.2023 по 15.07.2023, период для представления документов для регистрации кандидата установлен с 17.07.2023 по 26.07.2023.

Судом установлено, что указанное постановление с этапами избирательной компании по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу было размещено в печатном издании Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области «Антроповские вести», а также на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом установлено, что вышеуказанный документ был размещён на стендах ТИК по месту её нахождения – пос. Антропово, ул. Октябрьская д. 12. (об этом в суде утвердительно заявлял председатель ТИК Кудрявцев А.Б. и его доводы в этой части никто из участников процесса не оспаривал).

Таким образом, судом делается вывод о том, что вышеуказанные документы находились в открытом доступе, с ними могли ознакомиться все желающие.

Судом установлено, что 14 июля 2023 года Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу приняла от кандидата Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу следующие документы: заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата; копию паспорта (отдельных страниц паспорта) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенную кандидатом; копию документа, содержащую сведения о профессиональном образовании, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, заверенная кандидатом; копия трудовой книжки, выписки из трудовой книжки или справка с основного места работы или службы кандидата, или иного документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидата сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы – копию документа, подтверждающего сведения о роде занятий или о статусе неработающего кандидата, заверенную кандидатом, Смирнову И.В. было выдано подтверждение о приеме документов (л.д.6).

Судом установлено, что в период с 17.07.2023 года по 26.07.2023 года (установлен для представления документов для регистрации кандидата) административным истцом Смирновым И.В. в избирательную комиссию документы, в частности, заявление кандидата о регистрации; дополнительные сведения биографического характера кандидата, в частности, об образовании, семейном положении, трудовой деятельности; сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате; уведомление кандидата о несоздании избирательного фонда либо уведомление кандидата о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета (при условии, что расходы на финансирование избирательной кампании не превысят пятнадцати тысяч рублей) сданы не были, поэтому избирательной комиссией 26.07.2023 года в 18 час. 25 мин. был составлен акт о том, что кандидат Смирнов И.В. по состоянию на 18 час. 00 мин. 26 июля 2023 года в помещение комиссии для представления документов для регистрации не прибыл, документы для его регистрации кандидатом не представил.

В силу п.1, п. 1.1 ст. 38 ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Временем окончания периода представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, на выборах в федеральные органы государственной власти является время, установленное федеральным законом, а на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - 18 часов по местному времени.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №6-П от 12 марта 2021 года признал пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

В судебном заседании административный истец Смирнов И.В. ссылался на вышеуказанные положения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и постановление Конституционного Суда РФ, указывая на то, что избирательная комиссия должна была известить его о том, что он должен представить в ТИК второй пакет документов.

Представители административного ответчика Кудрявцев А.Б. и Ахмерова Э.Н., опровергая доводы Смирнова И.В. в этой части, просили суд принять во внимание то обстоятельство, что вышеуказанные нормы законодательства относятся к тому моменту, когда кандидат своевременно сдал в комиссию второй пакет документов, но комиссия выявила там неполноту сведений о кандидате.

Суд соглашается с доводами представителей административного ответчика в этой части и считает, что доводы административного истца основаны на неправильном толковании и применении закона.

Суд считает, что в вышеуказанных нормах закона речь идет об уточнении и дополнении только тех документов, которые уже представлены в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, возможность представления новых документов, ранее не представленных в избирательную комиссию, не допускается.

В силу п.5 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, утратившими статус кандидатов. В случаях, предусмотренных пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, в случае смерти кандидата, наступивших до его регистрации, либо в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из предусмотренных законом документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата.

В соответствии с ч.1.1. ст.86 Закона Костромской области от 19.10.2018 N 451-6-ЗКО (ред. от 13.06.2023) «Избирательный кодекс Костромской области» в случае непредставления в установленный настоящим Кодексом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, утратившими статус кандидатов. В случаях, предусмотренных частями 1, 2, 3 или 4 статьи 85 настоящего Кодекса, в случае смерти кандидата, наступивших до его регистрации, либо в случае непредставления в установленный настоящим Кодексом срок ни одного из документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата.

Судом установлено, что кандидат Смирнов И.В. по состоянию на 18 час. 00 мин. 26 июля 2023 года в помещение избирательной комиссии для представления документов для регистрации не прибыл, документы для его регистрации кандидатом не представил, поэтому суд считает, что обжалуемое им постановление от 27 июля 2023 года № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата», законно и обоснованно, что влечёт отказ Смирнову И.В. в удовлетворении его административного иска.

На основании ст.ст. 15, 46 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 32, 33, 38, 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 80, 81, 86 Закона Костромской области от 19.10.2018 № 451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области», Постановления Конституционного суда РФ №6-П от 12 марта 2021 года, руководствуясь ст.ст. 239, 243, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Смирнову Игорю Владимировичу к Территориальной избирательной комиссии Антроповского района Костромской области о признании незаконным постановления от 27 июля 2023 года № 9 «О признании кандидата в депутаты Совета депутатов Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области второго созыва по двенадцатимандатному избирательному округу Смирнова И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, утратившим статус кандидата», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение пяти дней с момента его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Воронцова

Решение в окончательной форме принято «15» августа 2023 года

Судья Е.В.Воронцова