ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-496/2023 от 23.06.2023 Невьянского городского суда (Свердловская область)

Административное дело №2а-496/2023

Мотивированное решение

изготовлено 23 июня 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Невьянск Свердловской области 14 июня 2023 года

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Балакиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пичкуровой Е.В.,

с участием: представителей административного истца - Муниципального унитарного предприятия «Невьянские бани» Невьянского городского округа – Костоусовой О.В., Паршиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Невьянские бани» Невьянского городского округа к судебному приставу-исполнителю Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябиной Е.В. о признания постановления незаконным,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Невьянские бани» Невьянского городского округа обратилось в Невьянский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябиной Е.В. о признания незаконным и отмене постановления от 00.00.0000*** о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ***-ИП от 00.00.0000.

В обоснование требований административный истец указал, что административный истец является должником по исполнительному производству ***-ИП от 00.00.0000. В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Судебным приставом-исполнителем не учтено имущественное положение должника, а также то, что решение суда исполнено в большей части. В остальной части препятствием является тяжелое материальное положение должника. Считает, что у должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения обязательства.

Представители административного истца доводы административного иска поддержали.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябина Е.В., представитель административного ответчика РОСП ГУФССП России по Свердловской области, представители заинтересованных лиц Невьянского городского прокурора, администрации Невьянского городского округа, старший судебный пристав Березин В.А. – в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте его проведения.

От судебного пристава-исполнителя Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябиной Е.В. поступили возражения на административный иск, в которых указано, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 00.00.0000. Решение до настоящего времени не исполнено. 00.00.0000 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по требованиям неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

Явка указанных лиц в судебное заседание обязательной не признана; в силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Заслушав представителей административного истца, исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Невьянским городским судом Свердловской области 00.00.0000 рассмотрено гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора. Решением суда исковые требования удовлетворены. Возложена обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Невьянские бани» Невьянского городского округа в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

обеспечить наличие инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ от 16.09.2020 № 1479);

обеспечить наличие инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре в соответствии с п. 56 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить прохождение руководителем обучения пожарно-техническому минимуму в соответствии с п. 3 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить прохождение работников мерам пожарной безопасности в соответствии с п. 3 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007;

назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте в соответствии с п. 4 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить наличие декларации пожарной безопасности объекта в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (статьи 4, 6, 64) Приказа МЧС России от 16.03.2020 №171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности";

обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты в соответствии с п. 9 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить наличие документов лиц, прошедших специальное обучение, эксплуатирующие котельные и другие теплопроизводящие установки в соответствии с пп. а п. 79 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

- На объекте МУП «Невьянские бани» НГО, находящемуся по адресу: ...., ***:

обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре. (в соответствии с п. 5 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

произвести отделку стен и пола эвакуационных путей из помещения раздевалки материалами, на которые имеется информация и сертификаты пожарной безопасности, подтверждающие их соответствие требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», статьями 4, 6, 53, 78, 80, 89, 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

устранить на путях эвакуации перепад высот менее 45 см (основной эвакуационный выход, второй эвакуационный выход из помещения раздевалки) в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п.4.3.5, п. 27 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, статьям 4, 6, 53, 78, 80, 89, 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

устранить запирание на замок дверей второго эвакуационного выхода из раздевалки, ведущих непосредственно наружу в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; п. 26 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить в помещениях эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями) в соответствии с пп. в п. 35 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить наличие дверей в электрощитовые в противопожарном исполнении в соответствии с СП 2.13130.2020 п. 5.4.20, таблицей 24 приложения к Федеральному закону №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");

обеспечить наличие и исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы в соответствии с пп. в п. 36 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить наличие на дверях котельной информации о категории по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с п. 12 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, статьями 4, 6, 26, 27 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с п. 54 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479; ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; ст. 4, 6, 78, 91 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 табл. А.3 п.12;

оборудовать помещения здания автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п. 54 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; ст. 4, 6, 78, 91Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 табл. А.3 п. 38;

обеспечить здание требуемым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с п.60 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, а также учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в соответствии с п. 60 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обработать огнезащитными составами, выполнить их конструктивную огнезащиту (в соответствии с ГОСТ Р 53292) в здании с чердачным покрытием стропила, и обрешетку в соответствии с п. 13 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, СП 2.13130.2020 п. 5.4.5;

устранить факты эксплуатации электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, размещение электрических проводов по горючему основанию в соответствии с пп. а п. 35 ППР РФ;

- На объекте МУП «Невьянские бани» НГО, находящемся по адресу ...., ***:

устранить на путях эвакуации перепад высот менее 45 см (основной эвакуационный выход, второй эвакуационный выход из помещения раздевалки) в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п.4.3.5, п. 27 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 4, 6, 53, 78, 80, 89, 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

обеспечить в помещениях эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями) в соответствии с пп. в п. 35 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

произвести отделку стен и пола эвакуационных путей из помещения раздевалки материалами, на которые имеется информация и сертификаты пожарной безопасности, подтверждающие их соответствие требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 4, 6, 53, 78, 80, 89, 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с п. 54 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479; ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; ст. 4, 6, 78, 91Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 табл. А.3 п.12;

оборудовать помещения здания автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п. 54 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; ст. 4, 6, 78, 91 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 табл. А.3 п. 38;

обеспечить здание требуемым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с п.60 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, их освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, а также учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в соответствии с п.60 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре. (в соответствии с п. 5 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

обеспечить перед наружной дверью второго эвакуационного выхода из помещений женского и мужского отделения наличие горизонтальной площадки с ограждениями в соответствии с СП 1.13130.2020 п. 4.2.21, ст. 4, 6, 53, 78, 80, 89, 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

обеспечить расположение новогодней елки на расстоянии более 1 метра от стен и потолка в соответствии с п. 21 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479;

устранить факты эксплуатации электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, размещение электрических проводов по горючему основанию в соответствии с пп. а п. 35 ППР РФ от 16.09.2020 № 1479.

Взыскана с Муниципального унитарного предприятия «Невьянские бани» Невьянского городского округа в бюджет Невьянского городского округа государственная пошлина в размере 300 рублей.

Установлено, что 28.01.2022 судебным приставом-исполнителем Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябиной Е.В. возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении должника – Муниципального унитарного предприятия «Невьянские бани» Невьянского городского округа на исполнение требований исполнительного листа, выданного Невьянским городским судом по гражданскому делу ***. Вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительное производство до настоящего времени не окончено.

На основании определения Невьянского городского суда от 00.00.0000 Муниципальному унитарному предприятию «Невьянские бани» Невьянского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 00.00.0000.

На основании определения Невьянского городского суда от 00.00.0000 Муниципальному унитарному предприятию «Невьянские бани» Невьянского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 00.00.0000.

Определением суда от 00.00.0000 МУП «Невьянские бани» Невьянского городского отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определение суда обжаловано, вступило в законную силу 00.00.0000. Судами установлено, что оснований для предоставления отсрочки до 00.00.0000 не имелось; не доказано наличие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения; длительность проведения мероприятий для исполнения судебного решения к таковым не относятся, МУП «Невьянские бани» НГО дважды предоставлялись отсрочки исполнения решения суда, однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Заявителем необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда обусловлена большим объемом мероприятий, подлежащих исполнению и требующих значительных временных и финансовых затрат, при наличии у заявителя значительных ограничений в финансовых возможностях, отсутствие руководителя предприятия, что также не может быть расценено судом как исключительное обстоятельство, препятствующие исполнению должником исполнительного документа. Предоставление МУП «Невьянские бани» НГО отсрочки исполнения решения суда при установленных обстоятельствах поставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

00.00.0000 судебным приставом-исполнителем Дерябиной Е.В. в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено. Копия данного постановления направлена должнику и вручена 00.00.0000.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).

На основании части 17 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 2 названной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременно наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Исходя из содержания части 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, следует вывод, что для удовлетворения заявления об освобождении от исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

В административном исковом заявлении административный истец указывает, в том числе на частичное удовлетворение требований исполнительного документа в большей части; не учтено имущественное положение должника.

Принимая во внимание то, что с момента вынесения апелляционного определения 00.00.0000 требования исполнительного листа не исполнены; при этом, должнику неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда для добровольного исполнения решения суда, суд полагает, что имелось предусмотренное статьей 105 Федерального закона N 229-ФЗ основание для взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Проверив соответствие постановления о взыскании исполнительского сбора требованиям закона (ст. 112 Закона об исполнительном производстве), суд приходит к выводу, что оно вынесено уполномоченным лицом и в пределах его компетенции; основания для вынесения данного постановления имелись, поскольку должник получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства и в срок, предоставленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа не исполнил, при этом не предоставил доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа явилось следствием чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, однако доказательства принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлены.

Уменьшение чистой прибыли предприятия не дает суду оснований для освобождения от исполнительского сбора. Вместе с тем, с учетом действий, направленных на исполнение судебного акта после истечения срока для добровольного исполнения, того, что административный истец является унитарным предприятием, основным видом деятельности которого является физкультурно-оздоровительная, суд, действуя в пределах предоставленной ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» свободы усмотрения, учитывая, что исполнительский сбор как мера публично-правовой ответственности выполняет, в числе прочих, превентивную функцию, полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4 часть от взысканной суммы, то есть на 37 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Муниципальному унитарному предприятию «Невьянские бани» Невьянского городского округа отказать в удовлетворении административного искового заявления к судебному приставу-исполнителю Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябиной Е.В., ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления от 00.00.0000*** о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ***-ИП от 00.00.0000.

Уменьшить исполнительский сбор до 37 500 рублей, взысканный на основании постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем Невьянского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Дерябиной Е.В. 00.00.0000.

Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу может быть подана в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.

Председательствующий –