ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4975/2022 от 14.09.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 года адрес

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

с участием помощника прокурора адресФИО15, психолога-педагога ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-4975/2022 по административному иску начальника ОП №... У МВД России по адрес о помещении несовершеннолетней ФИО1, дата г.р., в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по адрес на срок до 30 суток с участием заинтересованного лица ФИО9,

УСТАНОВИЛ:

Начальник ОП №... У МВД России по адрес обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что дата в 16 ч. 05 мин. в ОП №... Управления МВД России по адрес старшим полицейским ФФГКУ УВО ВНГ РФ по адрес младшим сержантом ФИО10 была доставлена несовершеннолетняя ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу: адрес, которая является гражданкой Таджикистана, находится на территории Российской Федерации без документов подтверждающих право пребывания, у нее отсутствует регистрация, тем самым гражданка адресФИО1, дата г.р., нарушила ст. 18.8 ч.1 прим.1 КоАП РФ. В ходе сбора материала, со слов несовершеннолетней ФИО1 установлено, что она на протяжении двух лет проживает в адрес, куда ее привезла ее мать ФИО2. В настоящее время несовершеннолетняя ФИО1 проживает по адресу: адрес со своей бабушкой, данные которой она не знает, двоюродной сестрой Шафоатовой Муслимой и отцом ФИО3. Со слов несовершеннолетней, ее мать ФИО2 около двух недель назад уехала в республику Таджикистан. Отец ФИО3 находится на заработках за пределами адрес, где именно она не знает. Законных представителей на территории адрес не имеет. В действиях несовершеннолетней ФИО1дата г.р. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, однако она не достигла возраста привлечения к административной ответственности. В адрес несовершеннолетняя ФИО1 находится без сопровождения законных представителей, и в подобной ситуации в силу недостаточного жизненного опыта может не только совершать правонарушения, но и сама стать объектом совершения в отношении нее преступления. Передать несовершеннолетнюю под надзор лиц, являющихся законными представителями, в течении трех часов не представилось возможным.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с целью предупреждения совершения несовершеннолетней ФИО4, дата г.р. повторного административного правонарушения, влекущего административную ответственность, поскольку последняя не может быть передана лицам, являющимися законными представителями в течение срока предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 ст. 21 Федерального Закона №... от 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и необходимости обеспечения защиты жизни и здоровья, просит суд поместить несовершеннолетнюю ФИО1 в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по адрес сроком минимально необходимого для его устройства, но не более 30 суток.

В судебном заседании представитель ОП №... У МВД России по адресФИО11, действующая по доверенности, требования административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным.

В судебном заседании административный ответчик несовершеннолетняя ФИО1 в присутствии психолога-педагога ФИО8 возражала против её помещения в Центр, указала, что в зале заседания находится ее отец ФИО3, она хочет оставаться с отцом, мама временно уехала в республику Таджикистан.

В судебном заседании заинтересованное лицо законный представитель – отец несовершеннолетней ФИО1 - ФИО9 возражал против помещения дочери в ЦВСНП, указав, что готов забрать ребенка с собой, сообщил суду, что повысит требования к воспитанию несовершеннолетней и недопущению совершения ею правонарушений.

В судебном заседании представитель несовершеннолетней ФИО1 – адвокат ФИО12 возражал против удовлетворения административного иска, указав, что на территории адрес проживает отец ФИО13, которому может быть передана несовершеннолетняя, каких-либо законных оснований для помещения её в Центр в настоящее время не имеется.

Представитель департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара ФИО14, действующая по доверенности, в судебном заседании административный иск поддержала, указала, что помещение ФИО1 в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей будет отвечать интересам несовершеннолетней и способствовать предупреждению совершению ей новых правонарушений, поставила под сомнение факт отцовства ФИО9 в отношении несовершеннолетней ФИО1, поскольку из оформленных в РФ документов следует, что имеются различия в указании 2 буквы фамилии отца ФИО1 – который документирован как ФИО9, опровержений этому в материалы дела не представлено.

Помощник прокурора адресФИО15 в судебном заседании дала заключение, в котором полагала административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика - несовершеннолетнего, законного представителя несовершеннолетнего и адвоката, представителя органа опеки, а также заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от дата "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ" разъяснено, что в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, дела о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку именно такой порядок рассмотрения и разрешения данной категории дел позволит осуществить обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам.

Статьей 5 Минимальных стандартных правил Организации объединенных наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), принятых дата Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, определены цели правосудия в отношении несовершеннолетних, в соответствии с которыми система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Основания для помещения несовершеннолетних граждан в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей определены Федеральным законом от дата № 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от дата N 120-ФЗ "Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (п. 1).

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним (п. 2).

Согласно ч.2 ст. 22 Федерального закона дата № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены, в частности, несовершеннолетние:

-совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания, или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона (подп. 6 п. 2).

В силу ч.2 ст. 31.1 Федерального закона дата № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

В соответствии с п. 3 ст. 31.2 Федерального закона, по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 2 ст. 31.2 Федерального закона, судья выносит постановление:

-о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

-об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

В соответствии с пунктом 4 ст. 31.2 Федерального закона в постановление судьи должны быть указаны цели и основания помещения или отказа в помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания.

Что касается помещения несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, влекущее административную ответственность, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, то оно в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" осуществляется только в случаях, если его личность не установлена, либо если он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, либо если он проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока.

При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 22 указанного Федерального закона несовершеннолетние могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток, и только в исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

Из представленных материалов следует, что дата должностными лицами органа внутренних дел установлено, что ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу: адрес, является гражданкой Таджикистана, и находится на территории Российской Федерации бездокументов подтверждающих право пребывания, не имеет регистрации, в связи с чем в ее действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, однако в силу возраста она не подлежит административной ответственности. Со слов несовершеннолетней ФИО1 установлено, что она на протяжении двух лет проживает в адрес, куда ее привезла ее мать ФИО2. В настоящее время несовершеннолетняя ФИО1 проживает по адресу: адрес со своей бабушкой, двоюродной сестрой Шафоатовой Муслимой и отцом ФИО3 Со слов несовершеннолетней, ее мать ФИО2 около двух недель назад уехала в республику Таджикистан. Отец ФИО9 находится на заработках за пределами адрес. По изложенным обстоятельствам передать подростка законному представителю не представилось возможным.

дата в суд подан настоящий административный иск.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о помещении ФИО1 в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей не имеется, поскольку один лишь факт совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, не может служить основанием для ее помещения в центр временного содержания.

Из пояснений, данных в судебном заседании несовершеннолетней ФИО1 и ее законного представителя видно, что полностью контроль за несовершеннолетней не утрачен, она проживает с законным представителем – отцом ФИО1, доказательств, что ФИО1 ранее была причастна к совершению правонарушений в материалы дела не представлено. Необходимой информации, содержащей данные о совершении иных противоправных действий, неудовлетворительном поведении и отрицательных наклонностях несовершеннолетней, как основания для помещения в ЦВСНП, органами внутренних дел не представлено.

При это суд учитывает, что несовершеннолетняя ФИО1 в суде пояснила, что ФИО9 является ее родным отцом, он готов ее забрать. Из свидетельства о рождении ФИО1 следует, что ее отцом является ФИО3, матерью – ФИО2 Дата рождения ФИО18 (Язонзода) А.К. – дата совпадает как в национальном паспорте ФИО9, и патенте, так и в миграционной карте, отчество ФИО1 совпадает с именем ФИО18 (Язонзода) А.К.

Достаточных данных того, что помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей необходимо в целях обеспечения ее безопасности, материалы дела не содержат. Сотрудникам полиции не представилось возможным передать несовершеннолетнюю её отцу в связи с его временным отсутствием в городе.

Отец ФИО1 - ФИО18 (Язонзода) А.К., дата г.р., прибыл в судебное заседание и выразил намерение забрать её домой.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что направление несовершеннолетней в ЦВСНП при установленных обстоятельствах противоречит интересам ФИО1

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, ст. 22 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования начальника ОП №... У МВД России по адресФИО16 – оставить без удовлетворения.

Передать несовершеннолетнего ФИО1, дата г.р. законному представителю ФИО18 (Язонзода) Аличону (ФИО6) Кулдошевичу, дата г.р.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение десяти дней со дня вынесения решения.

Решение в окончательной форме принято дата.

Судья Д.О. Шиндяпин

Копия верна:

Судья - Секретарь -