Дело № 2а-497/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гурьевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Целищевой Е.С.
при секретаре Девяткиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гурьевске
«03» августа 2020 г.
административное дело по административному исковому заявлению МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» г.Гурьевска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Почиваловой О.В., Межрайонному отделу судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу, УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу об уменьшении размера исполнительского сбора, рассрочке платежа исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» г.Гурьевска обратилось в Гурьевский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу и просят суд уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству от 23.06.2020г. №-ИП до 37500 рублей, и установить рассрочку платежа исполнительского сбора на шесть месяцев.
Свои требования мотивируют тем, что 23.06.2020г. Межрайонным отделом судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбасс было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП по исполнительному листу № от 15.06.2020г., выданному Гурьевским городским судом по решению, вступившим в законную силу 10.12.2020г. по делу № 2-806/2018, предмет исполнения: обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» города Гурьевска устранить нарушения:
- приобрести на пищеблок недостающего оборудования - электрической сковороды и электрокотла;
- установить в туалетных помещениях двух младших, средней, старшей и подготовительной группах недостающего числа умывальных раковин и унитазов в соответствии с требованиями п.п. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13.
В указанном постановлении был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
14.07.2020г. судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» города Гурьевска.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст. 401 Гражданского кодекса РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Решение Гурьевского городского суда, вступившее в законную силу 15.01.2019г., не исполнено из-за отсутствия денежных средств.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» города Гурьевска (далее - бюджетное образовательное учреждение) в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении. Сумма исполнительского сбора 50 000 рублей для бюджетного образовательного учреждения является неподъемной. Деятельность бюджетного образовательного учреждения в обязательном порядке финансируется из местного бюджета Гурьевского муниципального округа в части выполнения муниципального задания собственника-муниципального образования Гурьевский муниципальный округ в лице администрации Гурьевского муниципального округа и развития бюджетного образовательного учреждения в рамках утвержденных программ предоставления субсидии. Субсидия носит целевой характер, по ее расходованию представляется периодическая отчетность. Объем финансового обеспечения выполнения задания устанавливается учредителем. Порядок расходования субсидии, в том числе сроки и формы отчетности определяются Соглашением. Финансовое обеспечение бюджетного образовательного учреждения осуществляется в виде субсидии из бюджета Гурьевского муниципального округа для выполнения муниципального задания Учредителя по реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста.
Кроме того, на 16.07.2020г. кредиторская задолженность бюджетного образовательного учреждения составляет 2 698,5 (два миллиона шестьсот девяноста восемь тысяч пятьсот) рублей, в том числе за ремонт здания - 2 281,0 (два миллиона двести восемьдесят одна тысяча ) рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе освободить от взыскания исполнительского сбора муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» города Гурьевска, так как на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора истец не располагает достаточными денежными средствами для исполнения судебного решения.
Определением суда от 27.07.2020 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Почивалова О.В., УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области.
Представители административного истца В., действующая на основании Устава, а также приказа №-к, Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Почивалова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, также предоставила возражения на административное исковое заявление в письменном виде. В ходе досудебной подготовки возражала по поводу удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что решение суда в части приобретения на пищеблок недостающего оборудования - электрической сковороды и электрокотла, исполнено.
Представители УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в суд не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 358 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения настоящего административного иска.
Выслушав представителей административного истца, изучив представленные материалы, доводы административного искового заявления, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.06.2020г. Межрайонным отделом судебных приставов по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП по исполнительному листу № от 15.06.2020г., выданному Гурьевским городским судом по решению, вступившим в законную силу 10.12.2020г. по делу № 2-806/2018, предмет исполнения: обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» города Гурьевска устранить нарушения:
- приобрести на пищеблок недостающего оборудования - электрической сковороды и электрокотла;
- установить в туалетных помещениях двух младших, средней, старшей и подготовительной группах недостающего числа умывальных раковин и унитазов в соответствии с требованиями п.п. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13.
14.07.2020г. судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Гурьевску, г. Салаиру и Гурьевскому району было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» города Гурьевска.
В обоснование заявленных требований об уменьшении размера исполнительского сбора, административный истец ссылается на тяжелое материальное положение
Исследовав материалы дела и представленные в материалы дела в обоснование заявленных требований доказательства в их совокупности, суд полагает, что административным истцом представлены достаточные и допустимые доказательства, указывающие на наличие объективных и уважительных причин неисполнения судебного акта в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Так, из материалов дела следует, что деятельность бюджетного образовательного учреждения в обязательном порядке финансируется из местного бюджета Гурьевского муниципального округа в части выполнения муниципального задания собственника-муниципального образования Гурьевский муниципальный округ в лице администрации Гурьевского муниципального округа и развития бюджетного образовательного учреждения в рамках утвержденных программ предоставления субсидии. Субсидия носит целевой характер, по ее расходованию представляется периодическая отчетность. Объем финансового обеспечения выполнения задания устанавливается учредителем. Порядок расходования субсидии, в том числе сроки и формы отчетности определяются Соглашением. Финансовое обеспечение бюджетного образовательного учреждения осуществляется в виде субсидии из бюджета Гурьевского муниципального округа для выполнения муниципального задания Учредителя по реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста.
Кроме того, на 16.07.2020г. кредиторская задолженность бюджетного образовательного учреждения составляет 2 698,5 (два миллиона шестьсот девяноста восемь тысяч пятьсот) рублей, в том числе за ремонт здания - 2 281,0 (два миллиона двести восемьдесят одна тысяча) рублей, что подтверждается информационным письмом (л.д. 7).
Также из представленных материалов следует, что должником постановление о возбуждении исполнительного производства получено 23.06.2020 г., что подтверждается отметкой в постановлении.
29.06.2020 г. от должника в Межрайонный отдел судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу поступило письмо, из которого следует, что решение суда в части приобретения на пищеблок недостающего оборудования - электрической сковороды и электрокотла, исполнено, в остальной части решение в добровольный срок, после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, исполнить не представляется возможным, в связи с отсутствием достаточного бюджетного финансирования. Также указано, что в настоящее время составлены сметы на переоборудование санузлов двух младших групп, средней, старшей и подготовительной групп, кроме того, должник неоднократно обращался в Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа с ходатайствами об оказании содействия в выполнении решения суда.
Кроме того, административным истцом представлено определение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 10.07.2020 г., из которого следует, что административный истец обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, однако в предоставлении отсрочки судом было отказано.
На основании вышеизложенного, учитывая, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, принимая во внимание финансовое положение МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» г.Гурьевска, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, уменьшив размер исполнительского сбора до 37 500 рублей и установить рассрочку платежа исполнительского сбора на шесть месяцев.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» г.Гурьевска удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по г.Гурьевску, г.Салаиру и Гурьевскому району УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 14.07.2020 г. по исполнительному производству №-ИП с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» г.Гурьевска до 37 500 рублей, с рассрочкой платежа на шесть месяцев.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: /подпись/ Е.С.Целищева
Решение в мотивированной форме 07.08.2020 г.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-497/2020 Гурьевского городского суда Кемеровской области