№ 2а-53/2021
44RS0014-01-2020-000900-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Островский районный суд (<адрес> в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
при секретаре Ячменевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Судиславского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Судиславского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности устранить нарушение.
Из административного искового заявления следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Судиславского муниципального района <адрес> (отдел архитектуры) с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым № с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, участок № (далее - земельный участок).
ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство № У/Ко-353 за подписью 1-го зам. главы администрации ФИО с указанием, что согласно статье 77 ЗК РФ на землях с/х назначения выделяются земли, занятые зданиями и сооружениями для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, поэтому на землях с/х назначения строиться нельзя.
Данный отказ считает незаконным и необоснованным в связи со следующим:
1. Земельный кодекс РФ, статья 77, пункт 2, не запрещает, а как раз предусматривает и разрешает возведение зданий и сооружений для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. В понятие "сельскохозяйственная продукция" включается довольно большой перечень продуктов, в том числе мед, фрукты и овощи, плодоовощные консервы, сухофрукты, пастила, варенья и др., которые истец на своем земельном участке производит и намерен производить. Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понятие "здание" отнесено к объектам капитального строительства, т.к. некапитальные строения и сооружения возводятся без получения разрешения на строительство вообще (п. 2 ч. 17 ст.51 ГРК РФ). Поэтому и требуется получить разрешение на такое здание, чтобы законно его построить.
2. Правилами землепользования и застройки Расловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ принадлежащий истцу земельный участок включен в единую зону "Сельскохозяйственное использование" без разделения на подзоны СХ-1 и СХ-2. Вся территория, составляющая в Расловском сельском поселении зону СХ, согласно ПЗЗ предусматривает право строительства вышеуказанных сельскохозяйственных зданий и сооружений. Данные ПЗЗ специально пересматривались и в 2017 году в них вносились соответствующие поправки, т.к. ранее в сельском поселении действовал другой регламент для зоны СХ, и право строительства зданий и сооружений для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в нем не предусматривалось.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) вид разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" (код 1.0) включает в себя возведение зданий и сооружений для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; в том числе это предусмотрено кодами 1.8 - 1.12, 1.15, 1.17 и 1.18 Классификатора. Принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым № относится именно к коду 1.0 - "Сельскохозяйственное использование" и не относится к коду 1.16 - ведение личного подсобного хозяйства (полевые участки), в связи с чем, упоминание в отказе на данное понятие является ошибочным. Вид разрешенного использования "крестьянское фермерское хозяйство" Классификатором 2014 года более не предусматривается. Отделу строительства и архитектуры <адрес> (Ответчику) это должно быть известно и не может быть неизвестным.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ "Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования". На данном земельном участке истцом выбраны следующие виды использования и на них ведется соответствующая сельскохозяйственная деятельность: 1.1 - Растениеводство; 1.3 - Овощеводство; 1.4 - Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; 1.5 - Садоводство; 1.12 - Пчеловодство; 1.14 - Научное обеспечение сельского хозяйства; 1.15 -Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; 1.17 - Питомники. Три из них (1.12, 1.15, 1.17) подразумевают возможность строительства сельскохозяйственных зданий и сооружений до 2-х этажей.
Вышесказанное подтверждается выданным истцу Градостроительным планом земельного участка.
Предусмотренный Градостроительным кодексом РФ, статьей 51, порядок обращения за получением разрешения на строительство, истцом соблюден. В соответствии с данным порядком истец пытался получить разрешение, начиная с ДД.ММ.ГГГГ - это день первого обращения в отдел архитектуры Ответчика. Получил отказ и далее при каждом новом обращении (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), каждый раз получал отказы с мотивировкой, что у истца опять что-нибудь, да не так. После почти двухгодового общения с районным отделом строительства и архитектуры стал подумывать о судебном порядке получения разрешения на строительство.
Требуемый Административным регламентом от ДД.ММ.ГГГГ№ перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, истцом собран и Ответчику представлен. В частности, изготовлен архитектурный проект здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции общей площадью 230.04 кв.м. в организации, являющейся членом СРО (ст.48 ГРК РФ), а также произведено исследование характеристик грунтов земельного участка 44:21:061401:52 и бурение на нем скважины, хотя в других субъектах РФ с заявителей
такого не спрашивают. В составе архитектурного проекта представлена схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта капитального строительства, сам проект выполнен согласно полным требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в частности, подготовлен том инженерно-геологических изысканий (ст.47 ГРК РФ), хотя в других отделах строительства и архитектуры по таким несложным проектам для зданий такой площади подобных
требований даже не предъявляют. Истцом выполнено все, что на протяжении почти двух лет от него требовала зав. сектором архитектуры отдела строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ Администрации Судиславского муниципального района, но в итоге все равно получен отказ.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), Правилами землепользования и застройки Расловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, Административным регламентом выдачи разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, а также ст. 19, ч. 3 ст.24, ч.2 ст.62, п.2 ч.1 ст.124 и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 21-ФЗ, просит суд признать незаконным решение отдела строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ Администрации Судиславского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции площадью <данные изъяты> кв. м, на земельном участке №, площадью <данные изъяты> кв. м, и обязать Административного Ответчика устранить допущенное нарушение посредством выдачи Административному Истцу разрешения на строительство здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции общей площадью <данные изъяты> кв. м, на земельном участке № площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес>, участок №.
В судебном заседании административный истец ФИО1, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что согласно Правилам землепользования и застройки Расловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции 2017 года принадлежащий мне земельный участок включен в единую зону "Сельскохозяйственное использование". Согласно Классификатора Видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, вид разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" (код 1.0) включает в себя виды разрешенного использования с п. 1.1 по пункт 1.18 (в настоящий момент уже по пункт 1.20), ряд из которых разрешает и подразумевает возведение зданий и сооружений для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ "Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования". Как видно из перечисленного, принадлежащий ему земельный участок планомерно и целенаправленно используется по своему целевому назначению, поэтому упоминание о статьях ЗК о целевом использовании, полагает не корректным.
В Уведомлении об отказе речь идет о ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на который также ссылается Ответчик. По мнению Ответчика, участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Между тем, в ст. 1 данного ФЗ прямо сказано: "Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства".
Полагает, что Ответчик, ссылаясь на данный закон, противоречит своим же выводам.
Ответчиком приведен закон о КФХ, как подтверждение правомерности их отказа. Если можно строить только главам КФХ, то почему в пакете обязательных документов, которые должен представить застройщик согласно п. 7 ст. 51 ГрК РФ отсутствует свидетельство о регистрации КФХ. Как без этого документа отдел архитектуры узнает о том, что застройщик - глава КФХ. Ни в одном законе, нормативном акте, постановлении Правительства нет указания на то, что возводить капитальные сельскохозяйственные постройки может только КФХ.
В п. 7 ст. 51 ГрК РФ четко обозначены все документы, которые застройщик должен представить для получения РНС, в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" не менее чётко прописано, что именно должно содержаться в проектной документации. Ни в одном из этих документов нет даже намека на обязательность регистрации КФХ для строительства.
В Уведомлении об отказе указано - "Администрация Судиславского муниципального района <адрес>.. . отказывает в предоставлении муниципальной услуги по выдаче РНС по следующим основаниям: несоответствие представленных документов требованиям к разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным законодательством РФ и действующим на дату выхода разрешения на строительство". И далее идут ссылки на ч.3 и 13 ст. 51 ГрК РФ: "ч. 3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства.. . объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости,
установленным на приаэродромной территории"; в ч. 13 говорится: "Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство.. . отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству,.. . установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка,.. . а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения
на строительство…". Считает, что принадлежащий ему земельный участок не относится к виду угодий - пашня, также как и к сельскохозяйственным угодьям. ДД.ММ.ГГГГ им был направлен запрос в Департамент АПК с просьбой разъяснить, относится ли его земельный участок к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям <адрес>, которые не допускается использовать в целях, предусмотренных п.2 ст.77 ЗК РФ. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что земельный участок с кадастровым номером № не входит в перечень земель и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <адрес>, использование которых для других целей не допускается. Таким образом, из всего сказанного, и перечисленных законов и регламентов, отчетливо следует, что принадлежащий ему земельный участок не входит в перечень продуктивных сельскохозяйственных угодий и не является пашней. Кроме того, часть земельного участка, принадлежащего ему, заросла лесом, полагает, что на пашне лес расти не может.
Кроме того, выданный ему ГПЗУ и отказ в выдаче разрешения на строительство, полностью противоречат друг другу. Форма ГПЗУ утверждена приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения. В разделе 3 данного приказа в п.6 ст.27 сказано, что границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаются с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм, перпендикулярно друг другу (рисунок 6). Именно такая штриховка есть и в ГПЗУ, выданном ему.
Представитель административного ответчика - администрации Судиславского муниципального района, по доверенностиБыстрова А.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что истец обратился в Администрацию Судиславского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: <адрес>, участок №. Участок находится примерно в 20м от ориентира по направлению на северо-восток. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Администрация Судиславского муниципального района <адрес>, рассмотрев заявление Истца о выдаче разрешения на строительство, отказала в выдаче разрешения на строительство, направив в адрес Истца уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято по следующим основаниям: несоответствие представленных документов требованиям к разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство; строительство объектов капитального строительства на земельном участке сельскохозяйственного назначения не допускается (ч. 3 и ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, абз. 3 пп. б п. 2.10.1. административного регламента предоставления администрацией Судиславского муниципального района <адрес> муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронном виде, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Требование о целевом использовании земельного участка является одним из публично-правовых ограничений права собственности (статья 42 ЗК РФ), и в силу закона может быть ограничен круг действий, который собственник может совершать.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон № 112-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства (часть 1 статьи 1 Закона № 112-ФЗ).
Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (статья 2 Закона № 112-ФЗ).
Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (часть 1 статьи 3 Закона № 112-ФЗ).
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
ФИО2 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (части 1 и 3 статьи 4 Закона № 112-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрена возможность строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в случае предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Анализ вышеназванных норм подтверждает возможность возведения на землях, предназначенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, построек хозяйственного назначения, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Административный истец, согласно данным, полученным с официального сайта ФНС России, в настоящее время статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства не обладает.
На основании указанных выше норм права, носящих императивный характер, действующим законодательством Российской Федерации на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для сельскохозяйственного использования, возведение гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, объектов капитального строительства не допускается.
Доводы административного истца не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
На основании вышеизложенного, учитывая, что оспариваемое уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капительного строительства от ДД.ММ.ГГГГ № У/Ко-353, выданное администрацией Судиславского муниципального района <адрес> ФИО1, является законным и правомерным, просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района <адрес>, привлеченный к участию в деле определением Островского районного суда (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, из представленного отзыва на исковое заявление следует, что он ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя, возражает против удовлетворения заявленных требований, так как разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, не предусматривает строительство здания производственно-бытового назначения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Частью 1 статьи 35 ГрК РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 ГрК РФ могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 ГрК РФ).
Согласно абзацу 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. п. 1, 3, 4, 6, 7, 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
При строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности (ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540.
Согласно классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение: для сельскохозяйственного использования, общая площадь <данные изъяты> кв. м, адрес: <адрес>, Калинковское с/п, примерно в 20 м по направлению на северо-восток от ориентира д. <адрес>, участок №, кадастровый номер объекта №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.13).
Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, от ДД.ММ.ГГГГ, объекты капитального строительства отсутствуют, проект планировки территории не утвержден, территориальная зона: сельскохозяйственное использование, включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18, градостроительный регламент не установлен, (л.д.20-22).
Административным истцом выбраны виды использования и ведется сельскохозяйственная деятельность 1.1- растениеводство, 1.3 - овощеводство, 1.4 - выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, 1.5- садоводство, 1.12- пчеловодство, 1.14 - научное обеспечение сельского хозяйства, 1.15- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, 1.17 - Питомники.
Административным истцом предоставлена проектная документация на здание производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, изготовленная ООО «База», согласно которой, этажность объекта составляет 1 этаж, фундамент - капитальный, заглубленный, несущие стены - каркас, обшитый досками, наружная отделка - обшивка блокхаусом (имитация бруса), с южной стороны разместить оранжерею (зимний сад), предусмотреть помещение для селекционной работы, кровля многоскатная, сложная, на деревянной конструкции, материал покрытия - металлочерепица, (л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано в адрес администрации Судиславского муниципального района <адрес> заявление о выдаче разрешения на строительство здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на земельном участке кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Судиславского муниципального района административному истцу выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в связи с тем, что действующим законодательством РФ на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, возведение гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, объектов капитального строительства не допускается, (л.д.14-15).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36).
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (ч. 1.1 ст. 51).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей(часть 2).
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, (часть 4).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа, (пункт 3 части 11).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 названной статьи.
Из вышеуказанного следует, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на земельном участке, для которого не устанавливается градостроительный регламент, необходимо представлять проектную документацию, соответствующую требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным.
В соответствии с правилами землепользования и застройки Расловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ с изменениями от 2017 года, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне «Сельскохозяйственное использование».
Вид разрешенного использования с кодами 1.1 растениеводство, 1.3 овощеводство, 1.4-выращивание тонизирующих. Лекарственных, цветочных культур, 1.5 -садоводство, 1.12 Пчеловодство, 1.14 научное обеспечение сельского хозяйства, 1.15- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции,1.17- выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельхозкультур для получения рассады и семян, предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием сельхозкультур, производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельхозкультур, в том числе с использованием теплиц, выращивание многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства, осуществление научной и селекционной работы, ведения сельского хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира, размещение коллекций генетических ресурсов растений, размещение зданий, строений, сооружений для осуществления научной деятельности, размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, (л.д.92,97-106).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, из состава земель сельскохозяйственного назначения предназначен для сельскохозяйственного использования.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540, под ведением личного подсобного хозяйства на полевых участках понимается производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. Таким образом, правообладатель земельного участка не вправе осуществлять строительство любых капитальных объектов на полевом земельном участке, разрешенное использование которого - для ведения личного подсобного хозяйства, однако возведение некапитальных вспомогательных строений, используемых исключительно для хранения, переработки сельскохозяйственной продукции допустимо.
В судебном заседании административным истцом не отрицается, что он не является главой крестьянского фермерского хозяйства, не является индивидуальным предпринимателем, земельный участок используется им для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта.
Доводы истца о том, что принадлежащий ему земельный участок не является пашней, также как и не является сельхозугодиями, в документах выданных ему Росреестром нет указания на вид угодий, согласно Правил Землепользования и застройки Расловского сельского поселения ведение сельскохозяйственной деятельности под кодами 1.12, 1.14, и 1.17 разрешено возводить здания, а само понятие здание, и предполагает строительство капитального объекта, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании законодательства и нормативных актов.
Под объектом капитального строительства, по смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Определения понятий "здания" и "сооружения" приведены в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": здания - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2); сооружения - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2).
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к объектам гражданских прав также относятся недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость): земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Процедуры выделения земельных участков под строительство, выдачи соответствующих разрешений регулируются нормами публичного права. Основным актом здесь является ГрК РФ. Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, определяется в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Из толкования вышеуказанных норм, следует, что здания и сооружения могут иметь капитальный фундамент и соответствовать всем требованиям безопасности, но они не будут объектами гражданских прав, если возведены незаконно, например, без необходимого разрешения или на земельном участке, на котором запрещено капитальное строительство.
Из представленных суду административным истцом документов, (л.д.16), следует, что земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель «земли сельскохозяйственного использования», разрешенное использование «для сельскохозяйственного использования».
Таким образом, на данном земельном участке допускается возведение только объектов некапитального строительства в виде вспомогательных строений, используемых исключительно для хранения, переработки сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что административный истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на возведение объекта капитального строительства (здания производственно-бытового назначения для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции площадью <данные изъяты> кв. м), на земельном участке, который относится к землям сельскохозяйственного использования, как указано в градостроительном плане земельного участка, использует участок для ведения личного подсобного хозяйства, не является индивидуальным предпринимателем, не является главой крестьянского фермерского хозяйства, административным ответчиком правомерно было отказано истцу в выдаче указанного разрешения.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Судиславского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности устранить нарушение должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Судиславского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности устранить нарушение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: А.В. Гуров