ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-497/20 от 17.08.2020 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2020 года

Дело № 2а-497/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Вилковой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц.

В обоснование административного иска указала и представила соответствующие доказательства о том, что ФИО1 согласно данных, представленных налоговым агентом АО "Связной Логистика", получила доход за 2016 год в размере *** по коду 1400, с которого не был удержан исчисленный налог на доходы физических лиц в размере ***.

Административному ответчику было направлено налоговое уведомление N 1150032 от 11 сентября 2018 года об уплате налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2016 год в размере ***, а затем требование N 265162 об уплате в срок до 25 декабря 2018 года указанного налога.

Поскольку указанная недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2016 год не была погашена, МИФНС № 2 по Мурманской области обратилась к мировому судье о выдаче судебного приказа на ее взыскание с ФИО1, который был выдан 12 августа 2019 года и отменен по заявлению административного ответчика 27 августа 2019 года.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения ст.ст. 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации просит взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере ***.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 в судебное заседание не прибыл, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не прибыла, извещена, представила сведения о нахождении за пределами области. Ранее административным ответчиком представлены возражения по делу, в которых приведен довод о том, что она является собственником нежилого помещения общей площадью 74.6 кв.м., расположенного по адресу: ***, которое по длительному договору аренды б/н от 14 сентября 2013 года, с дополнительными соглашениями передано в аренду АО "Связной Логистика" на условиях договора аренды, согласно которым арендатор, то есть АО "Связной Логистика" является налоговым агентом и самостоятельно исчисляет, удерживает из денежных средств, выплачиваемых арендатору налог на доходы имущества физических лиц в размере, установленном налоговым законодательством и перечисляет его в установленном порядке (п. 3.2.1 договора). Вынесенный в феврале 2019 года в отношении нее судебный приказ о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2016 год отменен по ее заявлению. В дальнейшем были предприняты попытки самостоятельно разобраться со сложившейся ситуацией, поскольку недоимка по налогу отсутствовала, и в устном порядке ей стало известно от АО "Связной Логистика", что сумма арендной платы, указанная в первоначальной справке о доходах физического лица, представленной в налоговый орган, имела ошибку. АО "Связной Логистика" представило ей уточняющую справку о доходах физического лица за 2016 год от 27 февраля 2019 года № 8369, в которой сумма арендной платы уже была указана правильно и задолженность по налогу на доходы физического лица отсутствовала. Однако налоговый орган уточняющую справку от нее не принимает, поскольку полномочиями по предоставлению таких сведений обладает налоговый агент – АО "Связной Логистика". На ее обращения в АО "Связной Логистика" подать в налоговый орган уточняющие сведения по ранее представленной справке о доходах физического лица либо произвести оплату НДФЛ, поскольку это является обязанностью АО "Связной Логистика" по условиям договора аренды, никаких ответов не поступило; договор аренды действителен по настоящее время.

ООО "Сеть Связной", привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ходатайствовало о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя. В представленных ранее пояснениях по административному иску указал, что между ФИО1 (арендодатель) и АО "Связной Логистика" (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения б/н от 14 сентября 2013 года, включая дополнительные соглашения. По условиям п.3.1.2 договора аренды и дополнительного соглашения от 10 августа 2014 года размер постоянной арендной платы составляет 93 060 рублей в месяц, из данной суммы исчисляется налог в размере ***. При этом арендатор, являющийся налоговым агентом для арендодателя, самостоятельно исчисляет и удерживает из денежных средств, выплачиваемых арендодателю, НДФЛ в размере, установленном налоговым законодательством и производит его уплату.

За 2016 год АО "Связной Логистика" начислена арендная плата в размере ***, удержан налог на доходы физического лица в размере ***, о чем выдана справка 2-НДФЛ от 27 февраля 2019 года № 8369. Арендная плата перечислялась арендодателю ФИО1

Помимо сумм арендной платы арендодателю в соответствии с п. 3.1.4 договора аренды от 14 сентября 2013 года АО "Связной Логистика" обязано компенсировать стоимость коммунальных услуг, которая равна стоимости энерго-, водо- и теплоснабжению, фактически потребляемых арендатором в связи с эксплуатацией помещения, что не является доходом ФИО1

За 2016 год АО "Связной Логистика" произвело оплату коммунальных услуг ФИО1 на общую сумму ***. Полагают, что за указанный период недоимка по налогу на доходы физического лица в отношении арендодателя ФИО1 отсутствует.

Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налоговых агентов удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В силу п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Статья 230 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок ведения учета доходов налоговыми агентами. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Форма, а также порядок их представления в налоговый орган утверждены приказом ФНС России от 02 октября 2018 года № ММВ-7-11/566@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества общей площадью 74.6 кв.м., расположенный по адресу: ***.

14 сентября 2013 года между ФИО1 (арендодатель) и ЗАО "Связной Логистика" (арендатор) заключен договор аренды б/н нежилого помещения площадью 74.6 кв.м., расположенного по адресу: ***.

Заключая договор аренды, стороны определили в нем свои права и обязанности. В соответствии с условиями договора арендная плата по настоящему договору состоит из постоянной и переменной частей (пункт 3.1.1). Размер постоянной части арендной платы составляет *** в месяц, в том числе НДФЛ ***. При этом арендатор, являющийся налоговым агентом для арендодателя, самостоятельно исчисляет, удерживает из денежных средств, выплачиваемых арендодателю, НДФЛ в размере, установленном налоговым законодательством и перечисляет его на соответствующие счета Федерального казначейства. Размер постоянной части арендной платы не подлежит изменению в течение первого года аренды по настоящему договору. В дальнейшем (со второго года аренды) изменение арендной платы возможно по соглашению сторон, но не более чем на 5% и не чаще одного раза в год (пункт 1.3.2).

Дополнительным соглашением от 10 августа 2014 года сторонами изменен размер постоянной арендной платы и определен в размере *** в месяц, в том числе НДФЛ в размере ***.

Впоследствии в условия договора аренды б/н от 14 сентября 2013 года дополнительными соглашениями 01 июля 2015 года, 01 июня 2016 года, 17 апреля 2017 года и 15 марта 2019 года были внесены изменения в части пролонгации договора аренды.

Как усматривается из материалов дела, налоговый агент АО "Связной Логистика" направил в адрес налоговой инспекции справку о доходах физического лица ФИО1 формы 2-НДФЛ за 2016 № 62704 от 27 февраля 2017 года, в которой указал, что общая сумма дохода в 2016 году составила ***, сумма налога исчислена в размере ***. Также в указанной справке указал, что с ФИО1 подлежит удержанию налог в сумме ***.

На основании этих сведений МИФНС России N 2 по Мурманской области направила ФИО1 налоговое уведомление № 1150032 от 11 сентября 2018 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере *** со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года.

Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате налога на доходы физического лица в адрес налогоплательщика направлено требование N 265162 от 05 декабря 2018 года об уплате названного налога, которое вручено адресату 17 декабря 2018 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с указанием почтового идентификатора, сформированного на официальном сайте Почты России. В требовании указан срок для добровольного исполнения – 25 декабря 2018 года.

Поскольку в установленный по требованию срок, обязанность по оплате налога ФИО1 не была исполнена, МИФНС № 2 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка N 2 Североморского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 налога на доходы физических лиц за 2016 год.

12 августа 2019 года мировым судьей выдан судебный приказ. Определением мирового судьи от 27 августа 2019 года в связи с поступившими возражениями ФИО1 судебный приказ отменен.

Как установлено в судебном заседании, приказом УФНС России по Мурманской области от 19 апреля 2019 года № 04-02/64@ функции по урегулированию задолженности физических лиц на территории Мурманской области с 30 апреля 2019 года переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области (пункт 1).

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области Инспекция взыскивает в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам, предъявляет в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика.

Таким образом, МИФНС России № 9 по Мурманской области является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу.

С учетом определения мирового судьи от 27 августа 2019 года об отмене судебного приказа, МИФНС № 9 по Мурманской области в пределах срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в суд предъявлен настоящий административный иск.

Административный ответчик ФИО1, возражая против удовлетворения иска, привела довод о том, что доход в сумме *** она не получала, по имеющейся у нее информации сведения, представленные АО "Связной Логистика" в налоговый орган, носили ошибочный характер, в подтверждение чего ей была выдана уточняющая справка по форме 2-НДФЛ от 27 февраля 2019 года № 8369, в которой данная сумма полученного дохода и сумма налога с нее исчисленная, не значится.

Согласно уточненной справке налогового агента АО "Связной Логистика" о доходах физического лица ФИО1 по форме 2-НДФЛ от 27 февраля 2019 года N 8369 сумма дохода составила ***, сумма налога исчисленная – ***, сумма налога, подлежащая к уплате – ***.

Из сообщения ИФНС России № 14 по г.Москве от 26 мая 2020 года следует, что сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2016 год на физическое лицо ФИО1 не представлялись. Согласно федеральному информационному ресурсу налоговым агентом АО "Связной Логистика" представлены в ИФНС России № 25 по г.Москве справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2016 год № 62704 с признаком 1 (представлена 30 марта 2017 года) с суммой полученного дохода в размере 1 ***, исчисленной суммой налога ***, сумма налога удержанная и перечисленная ***, сумма налога не удержанная налоговым агентом *** и признаком 2 (представлена 28 февраля 2017 года) с суммой полученного дохода в размере ***, исчисленной и не удержанной суммой налога ***.

Вместе с тем доводы ФИО1 об отсутствии у нее дохода в 2016 году на сумму ***, несмотря на наличие в налоговом органе сведений о получении административным ответчиком дохода в указанном размере, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В частности из письма ООО "Сеть Связной", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, следует, что сумма в размере *** не является доходом ФИО1, поскольку является оплатой, внесенной АО "Связной Логистика", в счет компенсации стоимости коммунальных услуг, что подтверждается представленными суду актами возмещения затрат на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, вывоз и переработку ТБО, произведенными АО "Связной Логистика": № 1 от 25 января 2016 года на сумму ***, № 2 от 25 февраля 2016 года на сумму ***, № 3 от 22 марта 2016 года на сумму ***, № 4 от 22 апреля 2016 на сумму ***, № 5 от 20 мая 2016 года на сумму ***, № 6 от 30 июня 2016 года на сумму ***, № 7 от 22 июля 2016 года на сумму ***, № 8 от 22 августа 2016 года на сумму ***, № 9 от 23 сентября 2016 года на сумму ***, № 10 от 24 октября 2016 года на сумму ***, № 11 от 25 ноября 2016 года на сумму ***, № 12 от 23 декабря 2015 года на сумму ***,

Документально подтверждается отсутствие такого дохода и фактом выдачи ФИО1 уточняющей справки налогового агента АО "Связной Логистика" по форме 2-НДФЛ от 27 февраля 2019 года N 8369, подтверждающей факт получения ФИО1 дохода в размере *** и отсутствием налога, подлежащего удержанию.

По запросу суда МИФНС № 2 письмом от 08 августа 2020 года указал, что по состоянию информационных ресурсов на 08 августа 2020 года у налогоплательщика ФИО1 имеется недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 Налогового кодекса РФ в размере *** (вид платежа – налог) и *** (вид платежа – пеня). Начисление указанного налога произведено на основании справки о доходах по форме 2-НДФЛ от 27 февраля 2017 года, представленной налоговым агентом АО "Связной Логистика". Уточняющих (аннулирующих) справок 2-НДФЛ в отношении неудержанного у ФИО1 налога в размере *** в информационных ресурсах Инспекции не зарегистрировано. В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты (работодатели) представляют в налоговый орган по месту учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за счет налоговый период по каждому физическому лицу (справки по форме 2-НДФЛ). Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документы, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Мероприятия налогового контроля по устранению выявленных разногласий и несоответствий в налоговой отчетности проводит налоговый орган по месту учета налогового агента. По данным ЕГРЮЛ АО "Связной Логистика" снято 29 марта 2019 года с учета в налоговом органе по месту нахождения в связи с прекращением деятельности организации в результате в форме присоединения. Правопреемник – ООО "Сеть Связной" (код НО постановки на учет 7714 – ИФНС России № 14 по г.Москве). В соответствии с положениями ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к нему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Таким образом, устранение несоответствий, выявленных АО "Связной Логистика", является обязанностью ООО "Сеть Связной"

При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что АО "Связной Логистика", а в последующем ООО "Сеть Связной", являющееся в силу закона правопреемником АО "Связной Логистика", в нарушение требований действующего законодательства уточняющих сведений по ранее представленной справке о доходах физического лица за 2016 год в отношении ФИО1, в налоговый орган не представил. Вместе с тем данные обстоятельства не могут служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности по внесению оплаты налога, заявленного в настоящем споре, поскольку фактически дохода в сумме ***., подлежащего налогообложению, ФИО1 не получила.

Действительно по условиям договора аренды от 14 сентября 2013 года (с учетом изменений и дополнений, внесенных дополнительными соглашениями) следует о том, что налоговый агент, который в данном случае выступает и арендатором, принял на себя обязательства по оплате всех коммунальных платежей. Так в частности в соответствии с пунктом 3.1.4 договора аренды арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг арендодателю, которая равна стоимости услуг по энерго-, водо-, теплоснабжению, фактически потребленных арендатором в связи с эксплуатацией помещения. Стоимость данных услуг определяется: при оплате электроэнергии и водоснабжения – на основании установленных в помещении показателей приборов учета и тарифов снабжающих организаций; при оплате других услуг – на основании счета, выставленного арендодателю организацией, предоставляющей соответствующую услугу, и утвержденного арендодателем расчета стоимости услуг, фактически потребленных арендатором.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.4 договора аренды арендатор принял на себя обязательство своевременно оплачивать арендную плату и другие платежи, установленные настоящим договором; использовать помещение в соответствии с назначением.

Поскольку судом установлено, что административный ответчик ФИО1 в 2016 году доход в размере *** не получала, сумма в указанном размере является оплатой потребленных коммунальных услуг арендатором – АО "Связной Логистика" по договору аренды от 14 сентября 2013 года, а административным истцом не доказано иное, соответственно основания для взыскания с административного ответчика налога на доходы физических лиц в размере ***, отсутствуют. Таким образом, суд отказывает в удовлетворении административного иска за необоснованностью.

Суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств.

Руководствуясь статьями 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Роговая