Решение
Именем Российской Федерации
26 августа 2016 года город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при секретаре Аванесовой И.А.,
с участием представителей административного истца по доверенности ФИО1 и действующей на основании устава ФИО2,
административного ответчика главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 и действующего на основании доверенности Государственной инспекции труда в Саратовской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску кооператива по газификации и управлению эксплуатацией сооружений для снабжения садоводов коммунальными ресурсами «Кумысная поляна» к главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3, Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания <№> от <Дата>,
установил:
кооператив по газификации и управлению эксплуатацией сооружений для снабжения садоводов коммунальными ресурсами «Кумысная поляна» (далее - КГУЭСССКР «Кумысная поляна») обратился в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 Государственной инспекции труда в <адрес>, заявив требования о признании незаконным предписания <№> от <Дата>, выданное КГУЭСССКР «Кумысная поляна» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО3
В обоснование заявленных требований указал, что КГУЭСССКР «Кумысная поляна» является некоммерческой организацией. <Дата> главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 выдано предписание <№>, которым КГУЭСССКР «Кумысная поляна» обязано устранить имеющиеся нарушения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно на период отпуска работника по уходу за ребенком сохранять за ним место работы, в соответствии с частью 4 ст.256 ТК РФ; в дальнейшем увольнять работников в связи с сокращением штата, предупреждая их о предстоящем увольнении под роспись не позднее, чем за два месяца, а увольнение до истечения двухмесячного срока допускать при наличии письменного согласия с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении; произвести начисление и выплату <данные изъяты> сумм денежной компенсации (процентов) в связи с нарушением - срока расчета при увольнении в соответствии со ст. 236 ТК РФ; в дальнейшем, при увольнении работников день увольнения определять последним днем его работы, кроме случаев, предусмотренных трудовым законодательством, в соответствии с ч.3 ст.84.1 ТК РФ. Указанное предписание от <Дата><№> является незаконным по следующим основаниям.
Бывший работник КГУЭСССКР «Кумысная поляна» <данные изъяты> была уволена <Дата> в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) <№>/У от <Дата> Действия КГУЭСССКР «Кумысная поляна» были законны, кооператив не нарушал ни часть 4 ст.256 ТК РФ, ни статью 180 ТК РФ. Однако, без наличия на то оснований в предписании от <Дата><№> указано, что кооператив обязан устранить якобы имеющиеся у него нарушения части 4 ст.256 ТК РФ и ст. 180 ТК РФ, хотя кооператив и так на период отпуска <данные изъяты> сохранил за ней место работы и предупредил ее о сокращении штата более чем за два месяца и даже дважды – <Дата> и <Дата>.
Таким образом, при вынесении предписания от <Дата><№> главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ФИО3 нарушил нормы права, содержащиеся в ст.ст.358,357 ТК РФ, а также нормы права, содержащиеся в ст.180 и ч.4 ст.256 ТК РФ.
В предписании от <Дата><№> без наличия на то правовых и фактических оснований также предписано произвести начисление и выплату <данные изъяты> сумм денежной компенсации (процентов) с якобы имеющимся нарушением срока расчета при увольнении в соответствии со ст.236 ТК РФ. Предписание в указанной части также является незаконным и вынесено с нарушением норм права, содержащихся в ст.358,357 ТК РФ и норм права, содержащихся в ст.236 ТК РФ. <данные изъяты> в день увольнения, а именно <Дата>, не работала, что подтверждается табелем учета рабочего времени за май 2016 года, и явилась за получением денег и за получением трудовой книжки в кооператив только <Дата>, предварительно сообщив председателю кооператива <данные изъяты> о дате прихода.
КГУЭСССКР «Кумысная поляна» <Дата> произвело расчет, что подтверждается расходным кассовым ордером от <Дата> Таким образом, срок, указанный в ст. 140 ТК РФ (не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете) еще не истек и кооперативом не нарушен, и никаких денежных компенсаций за нарушение срока расчета при увольнении кооператив начислять и выплачивать <данные изъяты> не обязан. Кроме того, обязать выплатить компенсацию за нарушение сроков предупреждения об увольнении <данные изъяты> в своем заявлении в Государственную инспекцию труда не просила. Следовательно, государственный инспектор труда неправомерно вышел за пределы требований, изложенных в заявлении <данные изъяты> от <Дата>
Предписание от <Дата><№> не соответствует закону также в части требования при увольнении работников день увольнения определять последним днем работы, кроме случаев, предусмотренных частью 3 ст.84.1 ТК РФ, поскольку никаких нарушений КГУЭСССКР «Кумысная поляна» не допущено, и оснований обязывать кооператив выполнять указанную норму права, которую кооператив и так выполняет, оснований не имеется.
В акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя <№> от 18/07/2016 г. вывод о якобы имеющемся нарушении части 3 ст. 84.1 ТК РФ обоснован тем, что в табеле учета рабочего времени <Дата> отмечено как время, когда <данные изъяты> не работала, так как была уволена. Как обосновано выше, в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от <Дата> N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", табель учета рабочего времени (форма Т-13) применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. Таким образом, в табеле учета рабочего времени должны быть отражены часы и минуты фактически отработанного времени, а если работник в конкретный день не работал, то часы и минуты отработанного времени не ставятся, а делаются иные соответствующие записи, в том числе, в случае увольнения его в этот день - отметка об увольнении. Таким образом, табель учета подтверждает тот факт, что <данные изъяты><Дата> фактически не работала ни минуты, <Дата> она была уволена. Указанный табель учета рабочего времени за май 2016 г. заполнен в точном соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от <Дата> N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", и подтверждает тот факт, что кооператив действовал в точном соответствии с частью 3 ст.84.1 ТК РФ, и, соответственно, в действиях кооператива нет нарушений части 3 ст.84.1 ТК РФ. Копия табеля учета рабочего времени КГУЭСССКР «Кумысная поляна» за май 2016 <адрес> образом, предписание от <Дата><№> противоречит ч.3 ст.84.1 ТК РФ, ст.358, 357 ТК РФ.
Таким образом, вышеуказанное предписание от <Дата><№> не соответствует закону и нарушает права КГУЭСССКР «Кумысная поляна» и председателя кооператива как должностного лица, а также незаконно возлагает на кооператив и его орган управления обязанность по начислению и выплате компенсации по ст.236 ТК РФ, хотя законных оснований для этого не имеется, что обосновано выше.
Кроме того, указанным предписанием от <Дата><№> должностное лицо государственной инспекции, обязав произвести начисление и выплату <данные изъяты> сумм денежной компенсации в связи с якобы имеющим место нарушением срока расчета при увольнении, фактически рассмотрело индивидуальный трудовой спор, что не входит в полномочия Государственной инспекции труда. В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. <данные изъяты> выплачена денежная сумма - расчет при увольнении. После произведенного с <данные изъяты> расчета при увольнении у <данные изъяты> перед кооперативом имеется задолженность по излишне выплаченной ей сумме в размере 18379 рублей 19 копеек.
Государственная инспекция не вправе подменять собой судебные органы и обязывать начислять и выплачивать какие-либо компенсации, тем более, что расчет произведен в установленный законом срок и оснований для начисления компенсации не имеется. Таким образом, предписание от <Дата><№> является незаконным и противоречит ст.357,358,140, 382 ТК РФ.
Кроме того, предписание от <Дата><№> противоречит ст.357 ТК РФ, поскольку указанная статья устанавливает, что предписание может быть выдано только при обращении профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по тому вопросу, который уже находится на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора. В комиссию по трудовым спорам до обращения в государственную инспекцию труда <данные изъяты> не обращалась, вопрос о выплате компенсации в размере месячного оклада, с которым она обратилась в государственную инспекцию труда, комиссией по рассмотрению трудовых споров до момента обращения <данные изъяты> в государственную инспекцию труда не рассматривался. Таким образом, государственный инспектор труда не вправе был выдавать предписание, в связи с чем, предписание от <Дата><№> выдано с превышением должностным лицом полномочий и противоречит ст.357 ТК РФ.
Указанное предписание от <Дата><№> также нарушает права и законные интересы КГУЭСССКР «Кумысная поляна» и самого председателя кооператива, поскольку создается угроза привлечения их за законные действия к административной ответственности по ч.23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, КГУЭСССКР «Кумысная поляна» заявило требование о признании незаконным предписания <№> от <Дата>, выданное КГУЭСССКР «Кумысная поляна» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО3
Кроме того, считает, что срок для обжалования указанного предписания КГУЭСССКР «Кумысная поляна» не пропущен, поскольку, указанное административное исковое заявление предъявлено в установленный для обжалования 10-дневный срок, в случае, если суд придет к выводу о пропуске срока на обжалование, восстановить его, поскольку пропуск срока незначительный, 1 день и вызван уважительными причинами, поздним получением предписания и отсутствием в штате КГУЭСССКР «Кумысная поляна» юриста.
В судебном заседании представители административного истца КГУЭСССКР «Кумысная поляна» по доверенности ФИО1 и действующая на основании устава ФИО2 административные исковые требования поддержали в полном объеме, в обоснование привели доводы, аналогичные, изложенным в иске, просили признать незаконным предписание <№> от <Дата>, выданное КГУЭСССКР «Кумысная поляна» главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО3
Административный ответчик главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3, действующий в своих интересах и интересах Государственной инспекции труда в <адрес> возражал против удовлетворения заявления, указав, что, срок на обращение с административным иском пропущен, кроме того, каких либо нарушений при проведении проверки КГУЭСССКР «Кумысная поляна» и вынесении предписания <Дата><№> не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявления просил отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления КГУЭСССКР «Кумысная поляна».
В соответствии с частью 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из материалов дела следует, что на основании обращения <данные изъяты> о нарушении трудовых прав, распоряжением <№> от <Дата> проведена внеплановая выездная проверка КГУЭСССКР «Кумысная поляна».
По результатам проверки Государственной инспекцией труда в <адрес> в отношении КГУЭСССКР «Кумысная поляна» составлен акт и вынесено предписание <Дата><№>.
В предписании заявителю были разъяснены порядок и сроки его обжалования, в том числе положение части 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ о возможности обращения в суд в течение 10 дней со дня получения предписания или вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда в <адрес> в течение 15 дней со дня вручения в порядке, предусмотренным пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от <Дата> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и федерального контроля".
Как следует из указанного предписания от <Дата><№>, оно получено КГУЭСССКР «Кумысная поляна» <Дата>, вместе с тем, с административным исковым заявлением КГУЭСССКР «Кумысная поляна» обратилось в суд <Дата>, то есть с пропуском срока на обжалование 1 день.
Как следует из пояснений представителя административного истца, указанное предписание получено КГУЭСССКР «Кумысная поляна» <Дата>, но по окончании рабочего дня и ввиду отсутствия в штате организации юриста, срок пропущен на один день, в связи с чем суд, учитывая незначительный пропуск срока признает указанные административным истцом причины пропуска срока уважительными и считает возможным указанный срок восстановить.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями статьи 357 ТК РФ предусмотрено право государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан, что предусмотрено требованиями статьи 360 ТК РФ.
Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> с <Дата> работала главным бухгалтером в КГУЭСССКР «Кумысная поляна», с <Дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком.
<Дата> заканчивался период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Уведомлением от <Дата><данные изъяты> была предупреждена КГУЭСССКР «Кумысная поляна» об увольнении в связи с сокращением штата работников организации и в первый день после окончания отпуска по уходу за ребенком приглашена к работодателю - <Дата> в 10 час. по адресу: г. Саратов, <адрес>Б, <адрес> для ознакомления с приказом работодателя о прекращении трудового договора, получения трудовой книжки и расчета.
Сведений с достоверностью подтверждающих, что <данные изъяты><Дата> в свой первый рабочий и назначенный работодателем день не явилась, в материалах дела не имеется, как и не представлены сведения о мерах принятых работодателем в день невыхода ФИО4 на работу.
Приказом КГУЭСССКР «Кумысная поляна» от <Дата><данные изъяты> была уволена. С указанным приказом, работник <данные изъяты> ознакомлена - <Дата>. В соответствии с расходно-кассовым ордером от <Дата><данные изъяты>. получен расчет по увольнению и выплата компенсации за неиспользованный отпуск.
Положения ст. 84.1 Трудового кодекса РФ устанавливают, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя; в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса, которая предусматривает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, факт несвоевременного расчета КГУЭСССКР «Кумысная поляна» при увольнении работника <данные изъяты>. имеет место быть и выявлен инспектором по труду при проведении проверки КГУЭСССКР «Кумысная поляна».
При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.
Предписание Государственной инспекции труда в <адрес> от <Дата><№> не содержит сроки и суммы выплаты денежной компенсации, в связи с нарушением срока расчета при увольнении, в соответствии со ст. 236 ТК РФ.
Кроме того, работодателем КГУЭСССКР «Кумысная поляна» предписание от <Дата><№> исполнено.
При таких обстоятельствах, оснований для признания предписания от <Дата><№> незаконным в части обязания работодателя произвести начисление и выплату <данные изъяты> сумм денежной компенсации (процентов), в связи с нарушением срока расчета при увольнении, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, не имеется.
Доводы представителей КГУЭСССКР «Кумысная поляна» при оспаривании предписания сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене предписания.
Пункты первый, второй и четвертый предписания от <Дата><№>, об обязании работодателя на период отпуска по уходу за ребенком сохранять за ним место работы (должность), в соответствии с ч. 4 ст. 256 ТК РФ, увольнять работников в связи с сокращением штата, предупреждая их о предстоящем увольнении под роспись не позднее чем за два месяца, а увольнение до истечения двухмесячного срока предупреждения допускать при наличии письменного согласия работника на такое увольнение, с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в соответствии со ст. 180 ТК РФ, а также день увольнения определять последним рабочим днем работы, кроме случаев, предусмотренных трудовым законодательством, в соответствии с ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ, основаны на нормах действующего трудового законодательства, носят общий характер и не нарушают прав заявителя.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска кооператива по газификации и управлению эксплуатацией сооружений для снабжения садоводов коммунальными ресурсами «Кумысная поляна» к главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3, Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания <№> от <Дата> не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска кооператива по газификации и управлению эксплуатацией сооружений для снабжения садоводов коммунальными ресурсами «Кумысная поляна» к главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3, Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания <№> от <Дата>, отказать
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Галицкая