Дело № 2а-4988/2021
УИД 78RS0006-01-2021-006657-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург, ул. М. Говорова дом 38
«18» августа 2021 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.Л.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга – Зелинской А.С.,
при секретаре Михайловой Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика: ФИО2;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале 310 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Автово о признании незаконным и отмене протокола и решения об отказе в регистрации кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Решением избирательной комиссии Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Автово № 13-3 от 30.07.2021 года ФИО1, выдвинутой в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга МО Автово шестого созыва по избирательному округу № 4 отказано в регистрации в качестве кандидата.
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Автово и просит:
- признать итоговый протокол проверки листов кандидата от 27.07.2021 года, изготовленный ответчиком, а также Решение Избирательной комиссии Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Автово № 13-3 от 30.07.2021 года несоответствующими законодательству РФ, отменить;
- обязать Избирательную комиссию Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Автово зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4.
В обоснование своих требований административный истица указывает, что решение считает принятым с нарушением Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку все необходимые для выдвижения и регистрации заявителя кандидатом в депутаты документы были поданы в надлежащем виде, в установленные законом сроки. У комиссии не имелось законных оснований для отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
Административная истица в судебном заседании поддержала свои исковые требования, поддержала доводы, изложенные в тексте искового заявления и в дополнительном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ИКМО Автово – ФИО2 возражал против заявленных требований, в материалы дела представил письменные возражения (л.д. 30-32).
Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена о времени и месте проведения заседания по данному делу.
Суд, заслушав пояснения административной истицы возражения представителя ИКМО МО Автово, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Кировского района г. СПб – Зелинской А.С., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению на основании следующего:
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2; статья 130, часть 2), не определяет непосредственно порядок его осуществления. Как следует из ее статей 71 (пункты "в", "г"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов, в том числе в органы местного самоуправления, входят в компетенцию законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией при регламентировании условий реализации данного права, должен, однако, в конкретных социально-правовых условиях обеспечивать соблюдение вытекающих из статей 1 (часть 1), 3 и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципов народовластия, демократического правового государства, юридического равенства и справедливости.
Наряду с этим законодатель, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, обязан учитывать, что вводимые им ограничения конституционных, в том числе избирательных, прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 27 марта 1996 года N 8-П, от 30 октября 2003 года N 15-П, от 22 июня 2010 года N 14-П, от 10 октября 2013 года N 20-П и др.).
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст. 240 ч. 4 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решение избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово № 13-3 принято 30.07.2021 года; не согласившись с данным решением, административная истица 03.08.2021 года обратилась в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобой на решение № 13-3 от 30.07.2021 года. Решением Санкт-петербургской избирательной комиссии от 09.08.2021 года № 256-18 (л.д. 44-47) жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. С административным исковым заявлением истица обратилась 10.08.2021 года, то есть в установленный законом срок.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в п. 24 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и п. 4 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46.
Судом установлено, что Решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово от 30.06.2021 года № 12 назначены выборы депутатов муниципального совета шестого созыва на 19.09.2021 года (л.д. 48).
Период уведомления кандидатов о своем выдвижении начался 06 июля 2021 года и закончился 25 июля 2021 года.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию;
б) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
4. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно Федеральному закону.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата, ФИО1 06.07.2021 года, 28.07.2021 года (с исправлениями) было подано заявление о согласии баллотироваться и иные необходимые документы, предусмотренные в пунктах 1, 3 и 4 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», в том числе подписные листы (л.д. 51-53, 92-93).
30.07.2021 года административным ответчиком вынесено решение № 13-3 об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 (л.д. 49-50).
Как усматривается из текста данного решения, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 ФИО1 требованиям закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» и необходимые для регистрации кандидата документы, избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово установила, что кандидат ФИО1 дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4, однако ею не были предоставлены документы, предусмотренные пунктами 1,3 и 4 ст. 22 Закона № 303-46, в том числе подписные листы, а именно:
Кандидатом в депутаты ФИО1 были представлены 14 подписей избирателей. В соответствии со статьей 28 Закона Санкт-Петербурга было проверено 14 подписей, в соответствии с пунктом 12 и пунктом 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга недостоверными и недействительными были признаны 14 подписей, или 100 процентов от общего числа представленных подписей. В частности, при проверке подписных листов было установлено, что во всех подписных листах сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (не указан район адреса места жительства кандидата). Кроме того, во всех подписных листах выявлено, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (не указан район Ленинградской области, где находится место жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, кроме того, не указана серия, номер и дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей). Кроме того, в подписных листах, представленных кандидатом, выявлен факт изготовления подписных листов с нарушением формы, определенной Федеральным законом № 67-ФЗ. При изготовлении подписных листов допущено нарушение формы подписного листа в части шапки листа — после слова «проживающего» добавлен предлог «в», отсутствующий в форме подписного листа, утвержденной Федеральным законом. Кроме того, дата голосования в шапке листа в нарушение формы, установленной Федеральным законом, указана без кавычек. Также в нарушение формы, определенной Федеральным законом № 67-ФЗ. в шапке подписного листа отсутствует слово «работающего»). Кроме того, кандидатом ФИО1 не устранены замечания к документам, указанные в извещении, направленном ИКМО в адрес кандидата. В частности, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде не представлены Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на дату, определенную законодательством (то есть на 1 июля 2021 года). Таким образом, сведения на дату, определенную законодательством, фактически не представлены. В дальнейшем (22.07.2021) кандидатом ФИО1 направлены в ИКМО соответствующие сведения по состоянию на 1 июля 2021 года. Однако, данный документ не может быть принят ИКМО во внимание, поскольку законодательством о выборах предусмотрено исключительно одновременное предоставление кандидатом документов, предусмотренных в качестве обязательных для уведомления о выдвижении. В случае, если какой-либо документ не был представлен кандидатом в ИКМО одновременно с иными документами, необходимыми для уведомления о выдвижении, данный недостаток нельзя восполнить. В рассматриваемом случае документ, необходимый для регистрации, кандидатом изначально предоставлен не был. Таким образом, в рассматриваемом случае речь идет не о предоставлении копии какого-либо документа, ранее не предоставленной, не о замене документа, оформленного с нарушением законодательства, а о предоставлении нового документа, не предоставленного ранее в ИКМО. Кроме того, кандидатом не исправлен недостаток, связанный с заменой ненадлежаще оформленного документа — протокола об итогах сбора подписей: в нарушение пункта И статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» кандидатом в составе комплекта документов (как на бумаге, так и в машиночитаемом виде) не представлен протокол об итогах сбора подписей, оформленный по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. Представленный кандидатом протокол не соответствует форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и не содержит целый ряд сведений, предусмотренных данной формой. В частности, в предоставленном протоколе отсутствует информация о лицах, осуществлявших сбор подписей. Кроме того, в представленном протоколе неверно указано наименование представительного органа муниципального образования. В дальнейшем (28.07.2021 в 18 часов 00 минут) кандидатом был представлен исправленный протокол об итогах сбора подписей, однако данный документ (а также исправления в заявление о согласии баллотироваться) не могут быть приняты во внимание, принимая во внимание, что период представления документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, определенный Законом, истек 25 июля 2021 года в 18 часов 00 минут. После указанного момента кандидаты утрачивают право внести какие-либо изменения в поданные ранее документы, даже если они оформлены с нарушением требований законодательства о выборах. Также кандидатом не исправлен недостаток, указанный ИКМО, в части неверного наименование рода занятий (первоначально указан род занятий «самозанятая», в дальнейшем (25.07.2021) кандидатом представлены изменения в заявление о согласии баллотироваться (указан новый род занятий «самозанятая (плательщик налога на профессиональный доход», в то время как в соответствии с документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения, кандидат является налогоплательщиком налога на профессиональных доход)».
По результатам проверки комиссией были выявлены существенные недостатки, выразившиеся в неполноте представленных сведений, а также не соблюдении требований к оформлению документов, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством, о чем кандидат был извещён 26.07.2021 года посредством направления соответствующего извещения, с установлением срока устранения недостатков до 28.07.2021 года (л.д. 33-34).
В решении в качестве основания для отказа в регистрации кандидата указано на то, что при изготовлении подписных листов допущено нарушение формы подписного листа в части шапки листа — после слова «проживающего» добавлен предлог «в», отсутствующий в форме подписного листа, утвержденной Федеральным законом. Кроме того, дата голосования в шапке листа в нарушение формы, установленной Федеральным законом, указана без кавычек. Также в нарушение формы, определенной Федеральным законом № 67-ФЗ. в шапке подписного листа отсутствует слово «работающего»
Перечисленные выше нарушения не дают оснований для двоякого толкования места жительства, не исключает возможность идентифицировать лицо, обращающегося с заявлением о регистрации кандидата в депутаты, на недостоверность указанных сведений не указывает.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что вышеуказанное в решении ИКМО Автово основание к отказу в регистрации не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Также в решении в качестве основания для отказа в регистрации указано на то, что в протоколе об итогах сбора подписей кандидат указал наименование представительного органа МО не в соответствии с Уставом.
Однако, по мнению суда, данный недостаток нельзя считать существенным, поскольку он не свидетельствует о несоблюдении формы протокола и не является основанием для отказа кандидату в регистрации.
Согласно оспариваемому решению, кандидатом не представлены сведения о размере и об источниках дохода, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу, несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумаг по состоянию на дату, определенную законодательством.
Пунктом 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться, в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно Федеральному закону.
Как следует из материалов дела, комиссией была проведена проверка представленных документов, в ходе которой были выявлены существенные недостатки, выразившиеся в неполноте представленных сведений, а также несоблюдении требований к оформлению документов.
Административный ответчик в обоснование возражений указывает, что истцом 06 июля 2021 года были представлены документы для уведомления комиссии о выдвижении кандидата на выборах, в том числе сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на 01 июня 2021 года, в том время, как сведения предоставляются по состоянию на 01 июля 2021 года, с учетом того, что решение о назначении выборов было опубликовано 06 июля 2021 года. Таким образом, указанный документ не мог быть заменен или каким-либо образом исправлен кандидатом, в том числе не мог быть представлен кандидатом позднее.
С указанным доводом административного ответчика суд согласиться не может исходя из следующего.
В силу пункта 8 статьи 21, статьи 27 Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" выдвижение кандидатов, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 данного закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.
Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-О-О).
Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.
Недостатки в документах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, в том числе неполнота сведений о нем, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, могут стать основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ относит к основаниям отказа в регистрации кандидата, в частности: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для такого уведомления (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на указанный день в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"). Если эти нарушения выявлены после вступления в силу решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, то они могут повлечь отмену такого решения судом (пункт 6 статьи 76 данного Федерального закона).
Кроме того, суд учитывает, что из пункта 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Так, пунктом 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Помимо этого, избирательная комиссия должна представить доказательства указания в извещении, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Аналогичные разъяснения по применению данной нормы права и последствия невыполнения избирательной комиссией ее предписаний содержатся в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014 года № 235/1486-6.
В соответствии с ними кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:
1) уточнять и дополнять сведения, содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона;
3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов (далее - избирательная комиссия), обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом (п. 4.12.1).
Если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения (п. 4.12.2).
В целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций.
Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с приложением 1 (примечание 4) в ФЗ № 67 указанные сведения должны быть указаны по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении выборов. Учитывая дату опубликования решения ИКМО Автово от 30.06.2021 № 12 – 05.07.2021, данные сведения указываются по состоянию на 01.07.2021.
В соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ-67, п. 1 ст. 27 Закона СПб № 303-46 не позднее, чем за один день до заседания ИК, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения в нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованием закона, в том числе к их оформлению.
Как следует из материалов дела, ФИО1 06.07.2021 года в ИКМО Автово были предоставлены сведения о размере и источниках дохода имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вклада) в банках, ценных бумагах на 01.06.2021 года (л.д. 63-64).
Далее административным истцом сведения о размере и источниках дохода имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вклада) в банках, ценных бумагах повторно представлены в ИКМО Автово по состоянию на 01.07.2021 в 17ч. 20 мин. 22.07.2021 (впоследствии подала указанные сведения с исправлениями в 18 ч. 00 мин. 28.07.2021), т.е. в срок не позднее, чем за один день до дня заседания комиссии (заседание комиссии 30.07.2021), на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации ФИО1, что расценивается судом, как исправление выявленных недостатков, а не предоставление иного документа.
Таким образом, требования п. 3 ст. 33 ФЗ-67, п. 4 ст. 22 Закона СПб № 303-46 исполнены.
В связи, с чем обязанность представить такие сведения, предусмотренная пунктом 3 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, кандидатом ФИО1 исполнена. При этом в случае недостоверности таких сведений, это обстоятельство, в силу положений пункта 8 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата не является, поскольку предусмотрен иной способ реагирования путем передачи сведений об этом в средства массовой информации и размещения этой информации в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением на информационном стенде в информационном бюллетене о кандидате (подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона №67-ФЗ).
В решении в качестве основания для отказа в регистрации кандидата также указано на то, что при проверке подписных листов было установлено, что во всех подписных листах сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (не указан район адреса места жительства кандидата). Кроме того, во всех подписных листах выявлено, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (не указан район Ленинградской области, где находится место жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, кроме того, не указана серия, номер и дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей).
В исковом заявлении административный истец ссылается на то, что указанные в подписных листах сведения о месте жительства кандидата исключают какие-либо сомнения по данному вопросу, в том числе относительно района Ленинградской области, где находится место жительства лица, поскольку на территории Ленинградской области находится всего один посёлок с названием Суходолье и располагается он в Приозерском; районе; данные обстоятельства не препятствуют однозначному восприятию указанной в подписном листе информации с учетом фактических особенностей места жительства кандидата. В настоящем случае, принимая во внимание, что сбор подписей осуществлял непосредственно Кандидат, отсутствие указанных данных не может признаваться существенным нарушением, поскольку даже в отсутствие этих сведений, можно достоверно установить лицо, осуществившее сбор подписей (иные необходимые сведения были внесены Кандидатом собственноручно).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ закреплено, что законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
По итогам такой проверки недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичные правила содержатся в подпункте «з» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего федерального закона.
Согласно подпунктам "в.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу пункта 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В соответствие с пунктом 6 статьи 76 указанного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Применительно к фактическим основаниям заявленных административных требований, согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно Приложению № 8 к настоящему Федеральному закону, в котором в графе о месте проживания кандидата должны быть указаны наименования субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
В соответствие с пунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
На основании п. 8 ст. 26 Закона СПб при заверении подписного листа, лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает, в частности серию, номер и дату выдачи паспорта или документа его заменяющего.
С учетом изложенного, суд полагает, что данные нарушения являются существенными и расцениваются судом как указание сведений кандидатом в подписных листах не в полном объеме на основании пп. «з» п. 6.4 ст. 38 ФЗ № 67, поскольку данные нарушения могли повлиять на правильное восприятие избирателями информации о кандидате.
Из материалов дела следует, что ФИО1 представила в избирательную комиссию 4 подписных листа с 14 подписями избирателей, при этом, во всех подписных листах графа о месте проживания кандидата заполнена не в полном объеме. Так, в подписных листах кандидата указано место проживания – Ленинградская область, указание района, населенного пункт, где кандидат проживает - отсутствует, что, по мнению суда, является обязательным требованием к оформлению подписного листа.
Также в подписных листах сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме - отсутствует указание на район и не указана серия, номер и дата выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей.
Так же, форма подписного листа, указанная в Приложении № 8 Федерального закона № 67-ФЗ содержит три строки, то есть возможность размещения трех подписей избирателей. Однако, во всех подписных листах представленных ФИО1, содержится пять строк с подписями избирателей.
Кроме того, 3 подписных листа из четырех содержат исправления в виде вычеркивания строк с указанием лиц, поддерживающих кандидата ФИО1, однако соответствующих записей о внесении исправления в подписные листы в форме вычеркивания с подписью лица, осуществляющего сбор подписей не внесено, что также является существенным недостатком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что все 14 подписей избирателей в представленных 4 подписных листах являются недействительными, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата, в силу вышеприведенных положений Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд оценивает критически довод административного истца о том, что указанные сведения об адресе места жительства, как кандидата, так и лица, осуществляющего сбор подписей в поддержку кандидата, не препятствуют однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства, поскольку такое исключение, в силу пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, возможно при проставлении подписи в подписном листе избирателями, что также прямо предусмотрено примечанием к форме подписного листа в Приложении №8.
Между тем, суд считает, что неполное предоставление информации о месте проживания, способствует искаженному восприятию избирателями информации о кандидате.
Административной истицей также заявлено требование: признать итоговый протокол проверки листов кандидата от 27.07.2021 года, изготовленный ответчиком не соответствующим действующему законодательству и отменить.
В данной части требования не подлежат удовлетворению в силу того, что протокол не является самостоятельным документом, который может нарушить права административного истца и затрагивать его интересы.
Установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Избирательной комиссии Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Автово о признании незаконным и отмене протокола и решения об отказе в регистрации кандидата отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней с момента принятия судом решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий судья: С.Л. Елькина
Решение изготовлено в окончательной
форме 18 августа 2021 года