Дело № 2а-4989/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
с участием старшего помощника прокурора города Калининграда Тимошиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО6 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным и не действующим с момента принятия постановления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 11.02.2019 администрацией городского округа «Город Калининград» было принято Постановление № 71 «О резервировании земельных участков в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» (далее - Постановление № 71). Постановление опубликовано в газете «Гражданин» № 8 (2069) от 14 февраля 2019 года. Указанным Постановлением № 71 предусмотрено «зарезервировать для муниципальных нужд муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, сроком на три года земли в соответствии с перечнем кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель (приложение)». В Приложении к Постановлению № 71 указан земельный участок № площадью 828 кв.м. по < адрес > с разрешенным использованием земельного участка - «под строительство индивидуального жилого дома».
В рамках оказания муниципальной услуги подал заявление о предоставлении данного участка за плату для индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. На заявление получил Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги (исх. № № от 13.08.2020). Отказ мотивирован тем, что участок «зарезервирован для муниципальных нужд» согласно Постановлению № 71.
Считает, что Постановлением № 71 нарушено его право, как гражданина РФ на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, предусмотренное п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, в порядке, также установленном федеральным законом - Земельным кодексом РФ (ст. 39.18). Кроме того, Постановление № 71 не соответствует Федеральным законам РФ, Постановлениям Правительства РФ и Закону Калининградской области по следующим основаниям.
В качестве законодательных оснований для принятия Постановления № 71 в тексте постановления указаны ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», Закон Калининградской области от 21.12.2006 №105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области».
Пунктом 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Статьей 49 Земельного кодекса установлено, что изъятие (резервирование) земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Такого основания для резервирования как «в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» федеральным законом не установлено. Резервирование предполагает наличие цели именно муниципального значения, полезной для населения всего муниципального образования (строительство дорог, энергоснабжающих систем и аналогичных объектов, создание особо охраняемых территорий и т.д.), а не отдельных категорий граждан.
Также в пп. «в» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии (в нашем случае - резервировании) земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия (резервирования) земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений). Таким образом, «предоставление гражданам, имеющим трех и более детей» участков с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство» не является муниципальными нуждами, для которых предусмотрено резервирование земель согласно Земельному кодексу РФ.
Не соответствует Постановление № 71 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд». Так, пп. в) п. 5 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 в качестве обязательного содержания решения о резервировании земель указывает «ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель». Кроме того, согласно п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 производится государственная регистрация именно ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений, что без указания этих конкретных ограничений невозможно. Возможные варианты указанных ограничений прав содержатся в 56 (Ограничение прав на землю) и 56.1 (Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд). При этом ст. 56.1. устанавливает виды ограничений, применительно именно к резервированию земель. Меры, установленные ст. 56.1, направлены на обеспечение интересов государства или муниципалитета при дальнейшем выкупе земельного участка, строительстве объектов государственного/муниципального значения или организации особых зон. Ни одно из вышеуказанных ограничений в Постановлении № 71 не указано. Также п. 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 установлено, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Следовательно, производится резервирование именно земель, а не конкретных земельных участков (которые могут быть только частично расположены на резервируемых землях). К Постановлению № 71 такая схема не приложена.
Не соответствует Постановление № 71 и Закону Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области». Так, в упомянутом Законе (п. 3 ст. 9) установлено, что решение о резервировании земельного участка является основанием для принятия решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Калининградской области или муниципальных нужд. Изъятия земельных участков Постановление № 71 не предполагает. Кроме того, в п. 2 ст. 11 указанного Закона указано, что предоставление в собственность граждан и юридических лиц зарезервированных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. При этом п.п. б) п. 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 гласит, что действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи с предоставлением в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель. Таким образом, резервирование участков «в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей», с учетом п.п. б) п. 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, противоречит п. 2 ст. 11 указанного Закона, поскольку в соответствии с ним гражданам зарезервированные участки предоставлены быть не могут.
Не соответствует Постановление № 71 и ст. 16.1, 16.2 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105. В указанных статьях Закона говорится о порядке предоставления земельных участков без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей. В указанных статьях Закона ничего не сказано о возможности резервирования земельных участков. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11 указанного Закона, резервирование земельных участков не только не способствует, но и препятствует предоставлению участков гражданам. На основании изложенного просит признать Постановление № 71 Администрации городского округа «Город Калининград» «О резервировании земельных участков в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» от 11.02.2019 не соответствующим законодательству Российской Федерации и Калининградской области полностью и недействующим с момента принятия.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – ФИО2 в судебном заседании административный иск не признал, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № по ул. < адрес > для индивидуального жилищного строительства.
13.08.2020 за исх. № № ФИО1 был уведомлен Комитетом об отказе в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 11.02.2019 № 71, в соответствии с которым земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
11.02.2019 администрацией городского округа «Город Калининград» принято Постановление № 71 «О резервировании земельных участков в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей».
Постановление опубликовано в газете «Гражданин» № №) от 14 февраля 2019 года.
Данным Постановлением № 71 предусмотрено зарезервировать для муниципальных нужд муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, сроком на три года земли в соответствии с перечнем кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель (приложение)».
В п. 8 Приложения к Постановлению № 71 указан земельный участок № площадью 828 кв.м. по ул. < адрес > с разрешенным использованием земельного участка - «под строительство индивидуального жилого дома».
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Исходя из положений ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Так, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 Кодекса).
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
В силу ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Таким образом, Земельный кодекс РФ предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения социальных потребностей населения.
В силу пунктов 6 и 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (в редакции ФЗ от 04.12.2018 № 234) граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет (далее - многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии со ст. 2 Закона Калининградской области от 04.12.2018 года № 234 «О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», утверждено Положение, определяющее порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с данным Положением решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (п. 2).
Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости (п. 4).
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (п. 6).
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков (п. 7).
Принимая решения по заявленному административному иску, суд исходит из того, что оспариваемое административным истцом постановление администрации ГО «Город Калининград» прав и законных интересов ФИО1 ни в какой части не нарушает, принято администрацией в пределах ее полномочий и при наличии правовых оснований для резервирования земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации полномочий органа местного самоуправления по обеспечению прав и социальных гарантий многодетных граждан, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и других нормативных актов, регулирующих порядок и цели резервирования земельных участков.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд считает, что доводы ФИО1 не обоснованы, а требования административного иска удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 ФИО7 о признании незаконным и не действующим с момента принятия постановления администрации городского округа «Город Калининград» № 71 от 11.02.2019 «О резервировании земельных участков в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2020.
Судья Д.В. Стома