ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4993/2021 от 10.02.2022 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-567/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 г. г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой Ю.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сарабашевой ФИО10, действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Шарифьянова ФИО10 к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа в принятии на учет семьи в качестве малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, признании малоимущим,

УСТАНОВИЛ:

Сарабашева В.Б., действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Шарифьянова З.Б. (с учетом уточнений исковых требований от 10.02.2022) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа в принятии на учет семьи в качестве малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, оформленного уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании семьи малоимущей. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска был принят отказ в принятии семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Отказ обоснован тем, что для получения жилого помещения нужно быть признанным не только нуждающимся, но и малоимущим. Истец обратилась к ответчику о признании ее семьи малоимущей. ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком был вынесен отказ в признании семьи истца малоимущей. С отказами административный истец не согласен, по следующим основаниям. Административный истец вместе с недееспособным братом Шарифьяновым З.Б., опекуном которого она является, зарегистрированы по адресу <адрес>. Семья Сарабашевой В.Б. не проживают по данному адресу, поскольку дом является аварийным и ветхим, в нем отсутствуют инженерные системы. Административный истец вместе с братом проживают и зарегистрированы в съемной квартире, расходы на оплату которой составляют 9 000 рублей в месяц. У <данные изъяты> Доходы семьи административного истца состоят из пенсии по старости Сарабашевой В.Б. в размере 10 773,94 руб. и пенсии по инвалидности Шарифьянова З.Б. в размере 13 332,62 руб. Совокупный доход семьи в месяц составляет 23 548,21 руб. Семья административного истца ежемесячно вынуждена нести расходы на аренду жилья и покупку лекарств, в связи с чем доход каждого ее члена составляет 7 274,11 руб., что является ниже прожиточного минимума. В собственности у Сарабашевой В.Б. имеется имущество в виде земельных участков, которые изъяты из рыночного оборота как земли сельхозназначения. В настоящее время на территории сельхозземель, на которых расположены земельные участки административного истца, осуществляет деятельность ИП глава КФХ Крель О.Н., которая готова выкупить данные земельные участки за 30 000 рублей. В собственности Шарифьянова З.Б. имеется имущество в виде 1/3 доли в квартире по адресу <адрес> стоимость которой истец оценивает в 107 716,14 руб. Сарабашева В.Б. считает, что фактическая стоимость имущества ее семьи составляет 137 716,14руб. Также административный истец указывает, что площадь квартиры, в которой Шарифьянову З.Б. принадлежит 1/3 доли, составляет 37,8кв.м., а доля ее брата 12,6кв.м., что ниже учетной нормы, следовательно, семья истца является нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

В судебном заседании административный истец Сарабашева В.Б. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель административного истца Добычина А.В. исковые требования поддержала

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что отказ был вынесен обоснованно и законно поскольку, среднемесячный размер дохода на одного члена семьи составляет 11 774,10 руб., что является выше прожиточного минимума, а общая стоимость имущества семьи административного истца составляет более 30 % стоимости жилого помещения, подлежащего предоставлению, что не позволяет признать данную семью малоимущей.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав пояснение административного истца, представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим и установление факта.


Судом установлено и следует из материалов дела, что Сарабашева В.Б. вместе с недееспособным братом Шарифьяновым З.Б., опекуном которого она является, зарегистрированы по адресу <адрес>. Семья Сарабашевой В.Б. не проживают по данному адресу, поскольку дом в аварийном состоянии, что подтверждается заключением ООО ЭЦ «ТОКМАС» от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Администрации Свободненского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение органа местного самоуправления о признании указанного дома не пригодным для проживания отсутствует. Сарабашева В.Б. с заявлением о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания в районную межведомственную комиссию не обращалась. Административный истец вместе с братом проживают и зарегистрированы в съемной квартире по адресу <адрес>, что подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>». Расходы на указанной квартиры составляют 9 000 рублей в месяц, согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.. <данные изъяты> Доходы семьи административного истца состоят из пенсии по старости Сарабашевой В.Б. в размере 10 773,94 руб. и пенсии по инвалидности Шарифьянова З.Б. в размере 13 332,62 руб. Совокупный доход семьи в месяц составляет 23 548,21 руб. В собственности у Сарабашевой В.Б. имеется имущество в виде земельных участков, которые изъяты из рыночного оборота как земли сельхозназначения. В настоящее время на территории сельхозземель, на которых расположены земельные участки административного истца, осуществляет деятельность ИП глава КФХ Крель О.Н., которая готова выкупить данные земельные участки за 30 000 рублей. В собственности Шарифьянова З.Б. имеется имущество в виде 1/3 доли в квартире по адресу <адрес>, стоимость которой истец оценивает в 107 716,14 руб. Сарабашева В.Б. считает, что фактическая стоимость имущества ее семьи составляет 137 716,14руб. Семья административного истца ежемесячно вынуждена нести расходы на аренду жилья и покупку лекарств, в связи с чем доход каждого ее члена составляет 7 274,11 руб., что является ниже прожиточного минимума. Первоначально ДД.ММ.ГГГГ года Сарабашева В.Б. обратилась в Комитет по управлению имущества и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Уведомлением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска семье административного истца было отказано на основании отсутствия документов, подтверждающих признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Сабаташева В.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании семьи малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Административным истцом представлены документы, содержащие сведения о доходах семьи за период с 01.08.2020 по 21.07.2021 согласно которым среднемесячный доход на одного члена семьи составляет 11 774,10 руб. ( (156 484,16 + 126 094,43) :12 = 23 548,21:2=11 774,10). Таким образом, среднемесячный доход каждого члена семьи Сарабашевой В.Р. составляет более величины прожиточного минимума, установленного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. При определении стоимости имущества для признания граждан малоимущими учитывается имущество, находящееся в собственности гражданина и его членов семьи и подлежащее налогообложению. Для определения стоимости недвижимого имущества, подлежащего налогообложению используются данные кадастровой стоимости указанных видов имущества. Согласно выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что Шарифьянову З.Б. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу Челябинская <адрес>. Кадастровая стоимость указанного жилого помещения составляет 323 148,42 руб., следовательно стоимость 1/3 доли составляет 107 716,14 руб. Административному истцу Сарабашевой В.Б., согласно выписке из ЕГРН принадлежит следующее имущество: 3/25 доли земельного участка с КН , площадью 770 000+/-7 678 кв.м. по адресу <адрес> кадастровая стоимость участка 2 918 300 руб., следовательно, стоимость 3/25 доли составляет 350 196 руб.; 3/25 доли земельного участка с КН , площадью 525 000+/- 6340 кв.м. по адресу <адрес> кадастровая стоимость участка 1 989 750 руб., следовательно стоимость 3/25 доли составляет 238 770 руб.; 3/25 доли земельного участка с КН , площадью 1 480 000+/- 10 645 кв.м. по адресу <адрес><адрес>, кадастровая стоимость участка 5 609 200 руб., следовательно, стоимость 3/25 доли составляет 673 104руб.; 3/25 доли земельного участка с КН , площадью 775 000+/-7 703 кв.м. по адресу <адрес><адрес>, кадастровая стоимость участка 2 937 250 руб., следовательно, стоимость 3/25 доли составляет 352 470руб. Общая стоимость имущества принадлежащего Сарабашевой В.Б. составляет 1 614 540 руб.(350 196 + 238 770 + 673 140 + 352 470). Стоимость всего имущества, принадлежащего на праве собственности семье административного истца составляет 1 772 256,14 руб.(1 614 540 + 107 716,14). Размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на третий квартал 2021 года, установленный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 12.07.2021 № 33/1, в Челябинске составляло 34 690 рублей. Норма предоставлении площади жилого помещения по договору социального найма установлена на основании решения Челябинской городской Думы от 25.10.2005 № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Челябинск» в размере 18кв.м. общей площади на одного человека. На основании выше указанного, стоимость жилого помещения подлежащего предоставлению семье административного истца, состоящей из двух человек составляет 1 248 840 руб.( 18х2х34 690). Стоимость имущества, допустимая для признания семьи административного истца малоимущего составляет 374 652 руб.(1 248 840х0,3(30%)). Стоимость имущества, находящегося в собственности Сарабашевой В.Б. и Шарифьянова З.Б. на момент подачи заявления в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска составляла 1 722 256,14руб., т.е. более 30% стоимости жилого помещения, подлежащего предоставлению.

В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ г. Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска был вынесен отказ № в принятии истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подпунктов 2 пункта 17 административного регламента (отсутствие у заявителя и (или) членов его семьи, с учетом их имущественного положения, оснований быть признанными малоимущими).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным

по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2). Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С учетом установленных выше обстоятельств, существующего правового регулирования спорных правоотношений суд приходит к выводу о том, что признание жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным и единственным основанием для признания административного истца нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма. Данный вывод согласуется с позицией указанной в обзоре Президиума Верховного Суда России от 23 декабря 2015 г. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013–2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», в котором указано, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание

гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные п. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно п. 11 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Челябинска № 141-п от 29.06.2012 г., для рассмотрения вопроса по существу заявитель представляет исполнителю муниципальной &apos;услуги следующие документы: 1) запрос о предоставлении муниципальной услуги (приложение 1 к административному регламенту); 2) заявление о согласии на обработку персональных данных, в том числе биометрических персональных данных, и запрос информации и документов (для лиц, не являющихся заявителями) (приложение 2 к административному регламенту); 3) копии паспортов (при их отсутствии - иных документов), удостоверяющих личности заявителя и членов его семьи (всех страниц), а также подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; 4) копии свидетельств о рождении заявителя и членов его семьи либо иных документов, подтверждающих фамилию, имя, отчество, данные при рождении, выданных уполномоченными органами; 5) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (в случае расторжения брака в судебном порядке копию решения суда (выписку из решения суда)), свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти, решение суда о признании членами семьи иных граждан); 6) справку о составе семьи заявителя (с указанием общей площади жилого помещения, количества граждан, зарегистрированных в жилом помещении) в отношении жилого помещения, в котором зарегистрированы по месту жительства (пребывания) заявитель и (или) члены его семьи, выданную не ранее 10 (десяти) календарных дней на момент подачи запроса (при наличии); 7) копию домовой книги или выписку из домовой (похозяйственной) книги, если заявитель и (или) члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в индивидуальном жилом доме, выданную до 17.04.2018 (при наличии); 8) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, в котором заявитель и (или) члены его семьи постоянно зарегистрированы по месту жительства в городе Челябинске, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ордер, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены на объект недвижимости, договор долевого участия в строительстве, договор уступки права требования, решение суда); 9) документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению с запросом о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда: а) справку о доходах и суммах налога физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ; б) справку из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (для лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации); в) копии налоговых деклараций о доходах с отметкой налоговых органов о принятии налоговых деклараций, заверенные налоговыми органами (для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и лиц, указанных в статье 228 Налогового кодекса Российской Федерации); г) документы (справки) органов службы занятости населения о регистрации лиц в качестве безработных, размере выплачиваемого им пособия по безработице (для граждан, имеющих статус безработных). Если заявитель и (или) члены его семьи не имеют возможности документально подтвердить какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они вправе самостоятельно декларировать такие доходы; 10) заключение (отчет) оценщика о рыночной стоимости транспортного средства (при наличии); 11) выписку с банковского счета о наличии у гражданина и (или) членов его семьи собственных средств, хранящихся на лицевых счетах в банках (при наличии); 12) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя и (или) членов его семьи, если с запросом обращается представитель.

Пунктом 17 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Челябинска № 141-п от 29.06.2012 г., основаниями для отказа в признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации являются: 1) наличие в документах, представленных заявителем, сведений, не соответствующих действительности; 2) отсутствие у заявителя и (или) членов его семьи, с учетом их имущественного положения, оснований быть признанными малоимущими; 3) непредставление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в соответствии с пунктом 11.1 настоящего административного регламента. В случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в признании граждан малоимущими, заявитель вправе подать запрос и документы повторно.

Поскольку дом по адресу <адрес> не признан в установленном законом порядке не пригодным для проживания, доходы семьи административного истца превышают уровень прожиточного минимума, а общая стоимость имущества семьи более 30% стоимости жилого помещения, подлежащего предоставлению, а также учитывая, что оценка дохода и стоимости имущества семьи Сарабашевой В.Б. административным ответчиком осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, суд не находит оснований для признания незаконным отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сарабашевой ФИО10, действующей в своих интересах, и в интересах <данные изъяты> Шарифьянова ФИО10, о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в принятии на учет семьи в качестве малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, оформленного уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании семьи малоимущей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Хабарова Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 года.

Судья: Хабарова Л.В.