ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4994/2021 от 19.09.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 19 сентября 2021 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

с участием прокурора Костюкова Ю. В.,

представителя административного истца Кузнецовой И. Г. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ.,

представителя административного ответчика в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ Грачева А. С.,

при помощнике судьи Федюшиной А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному искупредседателя Участковой избирательной комиссии Избирательного участка № Ленинградской области Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района к Васильеву Сергею Викторовичу об установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах в целях отстранения от участия в работе участковой избирательной комиссии в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском к административному ответчику, указав в обосновании своих требований, что ДД.ММ.ГГГГг. в часов минут в помещении для голосования участковой избирательной комиссии , расположенной по адресу: <адрес>, членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса Васильевым С. В., направленным от регионального отделения социалистической политической партии «<данные изъяты>», было допущено нарушение законодательства о выборах, выразившееся в том, что указанный член комиссии, устроив потасовку, препятствовал выдаче избирателям бюллетеней и их голосованию в помещении избирательной комиссии, препятствовализъятию из сейфа и подготовке бюллетеней и документов для проведения выездного голосования, не выполнял требований председателя участковой избирательной комиссии о прекращении противоправных действий и необходимости соблюдения установленного порядка голосования порядка в помещении для голосования, применил физическое насилие к члену данной участковой избирательной комиссии ФИО1, которая подала заявление о данном факте в правоохранительные органы, вызванные в помещение комиссии, препятствовал осуществлению деятельности заместителя председателя участковой избирательной комиссии ФИО2, препятствуя ее выезду на выездное голосование. Административный истец просит установить факт нарушения членом избирательной комиссии Васильевым С. В. законодательства о выборах и принять решение об устранении Васильева С. В. от участия в работе участковой избирательной комиссии . Обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель административного истца, явившись в судебное заседание, требование настоящего иска поддержала, по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Административный истец председатель УИК ФИО9 поддержала требования иска, пояснив, что она готовила и подписывала настоящий административный иск и давала доверенность на представление интересов Кузнецовой И. Г. Находилась ДД.ММ.ГГГГ. в помещении для голосования, оформляла наблюдателя от кандидата в депутаты ФИО17, услышала, как Васильев в ультимативной форме заместителю председателя ФИО2 и члену комиссии ФИО1 сказал, что они не поедут на выездное голосование, преградив им дорогу к сейфу с бюллетенями, в результате чего у него возник конфликт с кандидатом в депутаты Воскресенским, который пытался помешать этим действиям, в результате чего возникла потасовка. Она пыталась остановить ее, но ее никто не слушал, в связи с чем были вызваны сотрудники полиции, которые остановили конфликт.Однако, выездное голосование было задержано времени. Бюллетени из сейфа Васильев достать членам комиссии так и не дал, это было сделано гораздо позже.

Административный ответчик в судебном заседании требования настоящего иска не признал и пояснил, что они обнаружили фальсификацию бюллетеней, которые были спрятаны в сейф и перемешаны с чистыми бюллетенями для голосования. Члены избирательной комиссии хотели их оттуда достать и уничтожить. В результате они пытались помешать им это сделать, в связи с чем у них возникла потасовка, в ходе которой он наступил на ногу ФИО1, за что извинился, затем он залез на шведскую стенку – лестницу, которая находилась в помещении для голосования и оттуда производил видеосъемку сейфа с бюллетенями. Возможно, его рука и задела голову ФИО1. Потом сотрудники полиции прекратили конфликт, и по их просьбе он спустился со шведской стенки.

Представитель административного ответчика полагал, что действия Васильева С. В. носили законный и обоснованный характер, дабы не дать возможности членам избирательной комиссии подтасовать результаты голосования.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей ФИО13, ФИО16, ФИО20, ФИО14, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению ввиду отсутствия доказательств со стороны истца овоспрепятствованию деятельности членов избирательной комиссии, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2);названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в Законодательное собрание Ленинградской области седьмого созыва.

Васильев Сергей Викторович является членом Участковой избирательной комиссии N с правом совещательного голоса.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В силу статьи 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Согласно ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (пункт 5 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).

Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении (часть 6 вышеназванного закона).

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума (часть 15 вышеназванного Закона).

Таким образом, не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии.

В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

Факт нарушения Васильевым С. В. ДД.ММ.ГГГГ при реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, выразившихся в осуществлении воспрепятствованию извлечения из сейфа бюллетеней для голосования с целью выдачи их гражданам, пришедшим проголосовать подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем председателем Участковой избирательной комиссии N ФИО2, членами Участковой избирательной комиссии N ФИО1, ФИО15, ФИО10, ФИО11, ФИО12

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО13 показала, что она являлась наблюдателем на УИК , наступило время для выездного голосования и заместитель председателя комиссии ФИО2 и член комиссии ФИО1 стали походить к сейфу, Васильев и ФИО21 (кандидат в депутаты) сказали, что не подпустят их к сейфу. Свидетель подошла к сейфу, члены избирательной комиссии стали открывать сейф, в это время Васильев стал тянуть свои руки с телефоном к сейфу, руки были над головой ФИО1, которая закричала – не бейте меня по голове, члены избирательной комиссии пытались достать бюллетени, но ФИО22 кричала, что они воруют наши бюллетени. Вызвали милицию, которая разняла потасовку и закрыла сейф, в связи с чем действия по выездному голосованию были отложены. Была вызвана скорая. В результате действий Васильева всех желающих проголосовать на дому не успели объехать, из человек, объехали только

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО14 показал, что находился на УИК в качестве наблюдателя от партии <данные изъяты>. Васильев пытался сорвать выборы, препятствовал открытию сейфа, из которого члены избирательной комиссии хотели достать бюллетени, чтобы отправиться с ними на выездное голосование. Он кричал, прыгал на сейф.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО15 показала, что является членом избирательной комиссии на УИК с правом решающего голоса. Васильев являлся наблюдателем от партии «<данные изъяты>». Ее коллеги собирались на выездное голосование, а она работала с избирателями, которые приходили проголосовать, поэтому все происходящее видела не полностью. Видела, как Васильев подошел вместе с членами УИК к сейфу посмотреть, что они там будут брать, потом начал кричать. Дальнейшее она не видела, т. к. занималась с избирателями. Потом к ее ногам прилетел сотовый телефон, она увидела, как Васильев держался за шведскую стенку, которая была в помещении для голосования, и пытался снимать, что делают в сейфе члены избирательной комиссии. Избиратели, приходившие на выборы, боялись заходить в помещение для голосования, спрашивали, что происходит.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО16 показала, что является членом УИК с правом решающего голоса. ДД.ММ.ГГГГг. находилась на месте, осуществляла работу с избирателями, услышала, что заместитель председателя готовится к выездному голосованию, но Васильев сказал, что они не поедут, пока он не увидит подписи в реестре для голосования, началась потасовка, к ФИО2 подошла ФИО1, они смогли открыть дверь сейфа с бюллетенями, все кричали, в том числе Васильев, а ФИО1 просила не бить ее по голове. Председатель пыталась остановить потасовку, но ее никто не слышал, в связи с чем она позвала полицию. Полиция пришла, разняла потасовку и закрыла сейф, после чего все отошли. К сейфу было не подойти в момент потасовки, на членов избирательной комиссии все навалились, толкали друг друга, в частности ФИО23, Васильев и еще какой-то мужчина. В частности Васильев не давал комиссии спокойно работать, близко подходил, пытался посмотреть, что в сейфе, заснять, толкал рядом стоящих наблюдателей. Также, в какой-то момент Васильев залез на шведскую стенку, от его действий сейф качался и она боялась, что в какой-то момент он упадет на нее.

Из представленного видеоматериал как со стороны административного истца, так и со стороны административного ответчика следует, что работа избирательной комиссии на УИК была фактически парализована, бюллетени ими для выездного голосования в момент инцидента не были извлечены из сейфа, не были подготовлены для выездного голосования. К данным событиям привели конфликтные действия административного ответчика и кандидата в депутаты ФИО18, которые переросли в потасовку со стороны сторонников кандидата в депутаты ФИО19 и ФИО18 с участием членов избирательной комиссии – ФИО2 и ФИО1.

Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Административное исковое заявление подписано полномочным лицом председателем Участковой избирательной комиссии N ФИО9, которая в силу положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действует от имени Участковой избирательной комиссии N без представления доверенности.

В подтверждение полномочий ФИО9 приложено удостоверение за подписью председателя ТИК ГМР от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что поведение членов избирательной комиссии не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, то суд приходит к выводу о немедленном устранении Васильева С. В. от участия в работе Участковой избирательной комиссии N , что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

На основании изложенного и руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отстранить члена Участковой избирательной комиссии Избирательного участка № Ленинградской области Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района с правом совещательного голоса Васильева Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от участия в работе Участковой избирательной комиссии Избирательного участка № Ленинградской области Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района.

Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.

Исполнение решения о немедленном отстранении Васильева Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от участия в работе Участковой избирательной комиссии Избирательного участка № Ленинградской области Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района возложить на УМВД России по <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его вынесения.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в часа минут.

Подлинный документ находится в материалахдела городского суда Ленинградской области