Дело № 2а- 49/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Пачелма 19 апреля 2017 года
Пачелмский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Гореловой Е.В.,
при секретаре Мещеряковой А.Г.,
с участием помощника прокурора Пачелмского района Пензенской области Борисова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пачелмского района к администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии регламентов на муниципальные услуги, оказываемые администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района и муниципального контроля и возложении обязанности по утверждению регламентов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пачелмского района Никулина О.В. обратилась в суд в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ с названным административным исковым заявлением указав, что в феврале 2017 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения на территории района требований законодательства в сфере соблюдения прав предпринимателей при оказании им муниципальных услуг и в сфере осуществления в отношении них муниципального контроля в администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района выявлено нарушение требований законодательства.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что по состоянию на 20.02.2017 года администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района не разработаны и не утверждены административные регламенты на 4 муниципальные услуги, оказываемые администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района:
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Принятие на учет граждан проживающих на территории Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории определенной федеральными законами, указами Президента РФ или законами Пензенской области в порядке, предусмотренном законодательством») оказываемые администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района, в том числе на муниципальные услуги «предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и предназначенного для сдачи в аренду», «изменение вида разрешенного использования земельного участка» получателями которых могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Администрация Черкасского сельсовета Пачелмского района осуществляет полномочия по осуществлению на территории Черкасского сельсовета муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
При этом, в нарушение требований закона, по состоянию на 20.02.2017 года административные регламенты осуществления указанных видов муниципального контроля администрацией сельсовета не разработаны и не утверждены.
На основании выявленных нарушений, 21.02.2017 года прокуратурой района в адрес администрации Черкасского сельсовета внесено представление об устранении нарушении закона. По состоянию на 30.03.2017 года в прокуратуру района ответ об итогах рассмотрения представления в прокуратуру района поступил ответ на представление, из которого следует, что по состоянию на 30.03.2017 года административные регламенты не разработаны и не утверждены.
Отсутствие разработанных и принятых регламентов оказания муниципальных услуг влечет за собой возможность ненадлежащего оказания должностными лицами администрации муниципальных услуг, произвольного определения условий, сроков и оснований их оказания, что является недопустимым.
Отсутствие регламента осуществления муниципального контроля может повлечь за собой осуществления проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по усмотрению должностных лиц администрации района, что грубым образом нарушает основные принципы законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, что так же является недопустимым.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии регламентов на муниципальные услуги, оказываемые администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района и муниципального контроля:
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Принятие на учет граждан проживающих на территории Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории определенной федеральными законами, указами Президента РФ или законами Пензенской области в порядке, предусмотренном законодательством»);
- муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Возложить на администрацию Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность по разработке и утверждению указанных регламентов на муниципальные услуги, оказываемые администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района и муниципального контроля:
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Принятие на учет граждан проживающих на территории Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории определенной федеральными законами, указами Президента РФ или законами Пензенской области в порядке, предусмотренном законодательством»);
- муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
19.04.2017 года определением Пачелмского районного суда производство по настоящему административному делу № 2а-49/2017 - в части возложения на администрацию Черкасского сельсовета Пачелмского района обязанности по разработке указанных регламентов на основании отказа административного истца от указанной части административного иска прекращено в связи с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора Пачелмского района Пензенской области Борисов В.Е. административное исковое заявление в оставшейся части поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его явка в судебное заседание обязательной судом не признавалась.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 13 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Статья 17.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12. 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Из положений п. 2 ч.2 ст. 6 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.
Ч. 2 ст. 14 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ определено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается, помимо прочего, перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля.
В судебном заседании установлено и подтверждается справкой по итогам проверки от 31.03.2017 года, что администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме не предоставляются, сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Черкасского сельсовета в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, не включены, для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) не доступны.
В адрес главы администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области направлено представление прокурора Пачелмского района об устранении нарушений требований законодательства в сфере осуществления муниципального контроля и в сфере оказания муниципальных услуг. Ответа на представление прокуратурой не получено.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом исследовано содержание официального сайта администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет», установлено, что регламенты, указанные в рассматриваемом административном исковом заявлении разработаны, размещены на сайте, однако не утверждены, то есть не приняты.
Суд считает обоснованным доводы заместителя прокурора Пачелмского района, приведенные в рассматриваемом административном исковом заявлении, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом срок до 15.06.2017 года, для выполнения требований является разумным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Пачелмского района Пензенской области к администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии регламентов на муниципальные услуги, оказываемые администрацией Черкасского Пачелмского района и муниципального контроля:
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Принятие на учет граждан проживающих на территории Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории определенной федеральными законами, указами Президента РФ или законами Пензенской области в порядке, предусмотренном законодательством»;
- регламентов осуществления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Возложить на администрацию Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность по утверждению в срок до 15 июня 2017 года:
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»;
- административного регламента предоставления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области муниципальной услуги «Принятие на учет граждан проживающих на территории Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории определенной федеральными законами, указами Президента РФ или законами Пензенской области в порядке, предусмотренном законодательством»;
- регламентов осуществления администрацией Черкасского сельсовета Пачелмского района муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Разъяснить административному ответчику – администрации Черкасского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность сообщить суду и административному истцу – прокурору Пачелмского района Пензенской области об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Горелова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено – 19.04.2017 года.