ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-49/2021 от 15.01.2021 Ровеньского районного суда (Белгородская область)

Дело №2а-49/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2021 года пос. Ровеньки

Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Горбачевой И.М.

при секретаре Конопля Ю.А.

с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика – УМВД России по Белгородской области ФИО2, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным заключения о признании не состоящей в гражданстве Российской Федерации,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить заключение УМВД России по Белгородской области от 26 мая 2020 года о признании её не состоящей в гражданстве Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что родилась <дата> в <адрес>. В 1993 году в несовершеннолетнем возрасте прибыла с родителями на постоянное место жительство в <адрес>. В 1994 году ее родители получили Российское гражданство и зарегистрировались по месту жительства в <адрес>. По исполнении возраста 16 лет ею был получен паспорт со сведениями о гражданстве РФ, который в 2001 году был заменен на паспорт гражданки РФ в связи с переменой фамилии в браке. При обращении в феврале 2020 года в ОВМ ОМВД России по Ровеньскому району по вопросу замены паспорта в связи с порчей, ей сообщили, что гражданство РФ она в установленном законом порядке не приобрела, о чем УМВД России по Белгородской области вынесено оспариваемое заключение.

В судебном заседании ФИО1 требования административного иска поддержала, сославшись на то, что приобрела гражданство РФ в несовершеннолетнем возрасте в связи с вступлением Российское гражданство родителей; ни она, ни ее родители от Российского гражданства не отказывались, гражданств иных государств не принимали, паспорт гражданки РФ ей был выдан уполномоченным органом на законных основаниях, недействительных сведений себе с целью незаконного получения российского паспорта, она не сообщала.

Представители административного ответчика ФИО2 и ФИО3 административный иск не признали, сославшись на то что при обращении ФИО1 в отдел по вопросам миграции с заявлением о замене паспорта было выявлено, что при оформлении ей первоначального паспорта гражданина СССР от 23.04.1995г. и последующего паспорта гражданина РФ от 25.06.2001г., выданного Ровеньским РОВД Белгородской области, в пунктах 8 отсутствовали сведения о принадлежности её к Российскому гражданству в учетах МВД России и в учетах отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ровеньскому району.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд признает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Из свидетельства о рождении от 18.04.1979г. следует, что ФИО4 родилась <дата> в <адрес>, то есть на территории государства Союз Советских Социалистических Республик (ныне территория <адрес>). Её родителями являлись ФИО5 и ФИО6 (л.д. 5).

Согласно свидетельству о заключении брака от 28.04.2001 года после регистрации брака ФИО4 переменила фамилию на «Кушнарёва» (л.д. 7).

Сторонами не оспаривается, что в 1993 году ФИО1, будучи несовершеннолетней, вместе с родителями, братом и сестрами прибыла из <адрес> в <адрес>.

В период с 25.06.1994г. по 31.12.1996г. родители ФИО1 – ФИО5 и ФИО6 были зарегистрированы и проживали с детьми по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» от 13.01.2021г. (л.д. 67) и усматривается из выписок из похозяйственных книг из которых видно, что ФИО7 вначале жила с родителями в <адрес>, затем зарегистрировалась по адресу: <адрес>, затем по адресу: <адрес>, а в настоящее время зарегистрирована с супругом и своими детьми по адресу: <адрес> (л.д. 11-18).

21.06.1995 года ФИО1 закончила Ровеньскую среднюю школу Белгородской области, что подтверждается аттестатом о среднем образовании на ее имя (л.д. 6).

6.06.2001г. административный истец закончила Белгородскую государственную сельскохозяйственную академию, в 2011 году проходила курсы повышения квалификации по профессии повара, что следует из диплома об окончании ФИО1 ВУЗа и свидетельств о повышении ею квалификации (л.д. 8-10).

Согласно страховому свидетельству, с 27.04.1998 года ФИО1 состоит на учете в системе обязательного пенсионного страхования РФ, а с 30.09.2010 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 19, 21).

Как видно из копии заявления о выдаче паспорта Формы , Ровеньским РОВД Белгородской области по достижении ФИО7 16-летнего возраста на основании свидетельства о рождении, 23 мая 1995 года был выдан паспорт гражданки Российской Федерации на бланке паспорта гражданина СССР. В заявлении было указано, что ранее в иностранном гражданстве она не состояла и является гражданкой РФ (л.д. 92).

Из заявления по Форме -п от 25.06.2001 года усматривается что в связи с обменом паспорта при вступлении в брак ФИО1 Ровеньским РОВД ей был выдан паспорт гражданки РФ , в котором также указано, что ранее в иностранном гражданстве она не состояла (л.д. 91).

В мае 2020 года в связи с обращением ФИО1 с заявлением о замене паспорта в связи с порчей инспектором отдела по вопросам гражданства УВМ ОМВД России по Белгородской области была проведена проверка принадлежности административного истца к Российскому гражданству по результатам которой 25 мая 2020 года вынесено заключение утвержденное начальником ОМВД России по Белгородской области 26 мая 2020 года, о признании ФИО1 не состоящей в гражданстве Российской Федерации с указанием о том, что паспорт от 25.06.2001 года выдан ей необоснованно (л.д. 41-44).

Из содержания заключения следует, что ФИО1 признана не состоящей в гражданстве Российской Федерации поскольку родилась на территории <адрес>, её отец ФИО5 при принятии гражданства РФ 18.10.1994 года ходатайство о приеме совместно с ним в российское гражданство своих несовершеннолетних детей не подавал, а мать ФИО6 прошла процедуру принятия гражданства Российской Федерации только 6.11.2004 года, когда административный истец уже являлась совершеннолетней. При этом сама ФИО1 с заявлением о принятии её в гражданство РФ в компетентные органы не обращалась, ввиду чего, по мнению представителей административного ответчика, является лицом без гражданства.

Однако с такими выводами заключения согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закона РФ от 28.11.1991г. №1948-1), действовавшего до 1 июля 2002 года, при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей.

В силу статьи 25 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

Согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ), вступившего в силу с 1 июля 2002 года, гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует материалов дела о приобретении гражданства РФ умершим 8.08.2004 года отцом ФИО1 – ФИО5 <дата> рождения, уроженца <адрес>, 8 июля 1994 года он обращался в уполномоченный орган с заявлением о приобретении Российского гражданства. Одновременно просил зарегистрировать приобретение гражданства Российской Федерации своими несовершеннолетними детьми, включая дочь ФИО7, <дата> рождения (л.д. 69-71).

Заключением инспектора ОВИР ОПВС УВД Белгородской области от 18.10.1994 года ФИО5 был признан гражданином Российской Федерации на основании п. «г» статьи 18 Закона РФ от 28.11.1991 года №1948-1 (л.д. 72).

Как установлено судом и уже указано выше, в 1995 Ровеньским РОВД Белгородской области ФИО1 был выдан паспорт со сведениями о гражданстве РФ на бланке паспорта гражданина СССР, который в 2001 году был заменен на паспорт гражданина РФ при вступлении заявительницы в брак.

Таким образом, в связи с признанием отца ФИО5 в 1994 году гражданином Российской Федерации, ФИО1 при получении паспорта в 1995 году фактически дала своё согласие на приобретение гражданства Российской Федерации, поскольку была включена ФИО5 в заявление на приобретение гражданства его детьми.

Доводы представителей административного ответчика об отсутствии согласия на получение гражданства РФ несовершеннолетними детьми (в том числе ФИО4) их матерью ФИО6 при вступлении в гражданство РФ ее супруга ФИО5 в 1994 году, нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Из заявления Формы следует, что 25 июня 1994 года ФИО6 <дата> рождения, уроженка <адрес> обращалась в Ровеньский РОВД Белгородской области с заявлением о выдаче паспорта, в котором просила выдать ей паспорт в связи с принятием гражданства РФ. На этом основании 25.06.1994 года ФИО6 был выдан паспорт на бланке паспорта гражданина СССР (л.д. 87). Факт выдачи указанного паспорта ФИО6 подтверждается, в том числе, штампом о ранее выданных ей паспортах в паспорте гражданки РФ на ее имя , выданном ОВД Ровеньского района 10.12.2004 года (л.д. 62).

Изложенное свидетельствует о том, что на момент получения ФИО1 паспорта по исполнении 16 лет ее мать ФИО6 имела гражданство Российской Федерации и была согласна с приобретением гражданства РФ своей несовершеннолетней дочерью.

Доводы представителей административного ответчика об ошибочности выдачи Ровеньским РОВД ФИО6 паспорта в 1994 году поскольку официально процедуру принятия Российского гражданства она не проходила, что выявилось в ходе проведенной в 2004 году проверки после которой ФИО6 прошла такую процедуру и получила паспорт гражданки РФ (л.д. 75-84), на выводы суда об обоснованности приобретения гражданства ФИО1 повлиять не могут.

Как следует из материалов дела, уполномоченные органы государственной власти совершали действия по выдаче и замене ФИО1 паспортов гражданки Российской Федерации по ее обращениям, а в 1994 году этими же органами был выдан паспорт ее матери ФИО6

Статья 10 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Статья 22 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающая основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации предусматривает, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Однако судом не установлено вины ФИО1 в нарушении закона при получении паспортов гражданина РФ, которая могла бы заключаться в представлении ею подложных документов или в сообщении заведомо ложных сведений, а представителями административного ответчика в соответствии со ст. 62 КАС РФ таких доказательств суду не представлено.

Кроме того, суд считает необходимым учесть и следующее.

В пункте 1 статьи 13 Закона РФ от 28.11.1991г. №1948-1 (в редакции, действовавшей на момент выдачи ФИО1 паспорта в 1995 году) было предусмотрено, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Из содержания пункта «г» статьи 18 указанного Закона следует, что в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения (п.1 ст. 2 Закона РФ от 28.11.1991г. №1948-1)

На момент документирования ФИО1 в 2001 году паспортом гражданки Российской Федерации в связи заменой паспорта, выданного в 1995 году на бланке паспорта гражданина СССР, действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15.09.1997г. №605 (далее - Инструкция).

Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел РФ через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).

В силу пункта 13 упомянутой Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан.

Как было предусмотрено пунктами 14.1, 14.4 названной Инструкции, для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме №1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

В силу пункта 21 Инструкции, поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме №1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель должен был принять решение о выдаче или замене паспорта, о чем сделать соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме №1П (пункт 23).

Таким образом, учитывая тот факт, что 25 июня 2001 года ФИО1 была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, то у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации. Однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе, вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

Таким образом, в случае, если такие факты не были установлены, решение уполномоченного органа о признании лица не состоящим в Российском гражданстве не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20.12.1995г. №17-П, от 14.11.2005г. №10-П, от 26.12.2005г. №14-П, от 16.07.2008г. №9-П и др.).

Как следует из материалов дела, в принимаемых органом внутренних дел документах от ФИО1 (заявлениях о выдаче паспорта Формы №1 от 23.05.1995г. и Формы №1п от 25.06.2001г.) имелись отметки о наличии у нее гражданства РФ. При этом, в данных документах были отражены сведения о ее рождении на территории <адрес>, о ее родителях уроженцах <адрес> и о ее регистрации на территории Российской Федерации, на основании которых она документировалась паспортами в 1995 году по достижении 16 летнего возраста и в 2001 году в связи с переменой фамилии в браке.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что у выдававшего ФИО1 паспорта органа после проведения соответствующих проверок отсутствовали сомнения относительно наличия у нее гражданства Российской Федерации, приобретенного как в порядке ст. 15, так и в порядке п. «г» ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991г. №1948-1.

При этом допущенные уполномоченным органом погрешности при оформлении гражданства административного истца, на что ссылались представители административного ответчика, не должны приводить к перекладыванию бремени доказывания законности оспариваемого заключения на ФИО1

Более того, как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком ранее ни ФИО1, ни её родители в гражданстве какого-либо иностранного государства не состояли; от гражданства Российской Федерации административный истец никогда не отказывалась, на территории РФ зарегистрирована и проживает на протяжении многих лет.

Таким образом, с учетом приведенных положений закона, установив, что оспариваемое заключение УМВД России по Белгородской области от 26.05.2020 года повлекло нарушение прав ФИО1, суд приходит к выводу о признании его незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным заключения о признании не состоящей в гражданстве Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение УМВД России по Белгородской области от 26 мая 2020 года о признании ФИО1 не состоящей в гражданстве Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд через Ровеньский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.М. Горбачева

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2021 года.