ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-49/2021 от 28.01.2021 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-49/2021

УИД:44RS0006-01-2020-001234-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2021 г. гор.Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой Е.В.,

с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Воронина Д.В.,

при секретаре Чижовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайтах, расположенных по адресам: https://fastek.link, https://seniqq.link, https://print-fabrika.com, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Галичский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайтах, расположенных по адресам: https://fastek.link, https://seniqq.link, https://print-fabrika.com, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Свои требования Галичский межрайонный прокурор мотивирует тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе мониторинга, осуществленного 01.12.2020 с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: <...>, выявлены интернет сайты по адресам:

1. https://fastek.link

2. https://seniqq.link

3. https://print-fabrika.com, на которых реализуются фальшивые денежные купюры.

На момент проверки данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - ФЗ № 149) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ №149).

В силу ст. 9 ФЗ №149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ №149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ №149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ №149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ №149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

В ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 29.07.2017) «О средствах массовой информации» указано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Согласно ст.ст. 4, 29 Закона № 86-ФЗ эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются, единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 186 УК РФ.

Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению.

В качестве дополнительной меры борьбы с изготовлением фальшивых денег Банком России установлен особый порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами.

Так, Раздел VI Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24 апреля 2008 г. № 318-П, посвящен организации работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России.

О выявленных поддельных купюрах согласно Положению кассовые работники ставят в известность о данном факте и сдают выявленные поддельные купюры в территориальный орган внутренних дел.

Определяя общественную опасность данного преступления, Верховный Суд РФ (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» указал, что изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 40 - 50 тыс. таких преступлений.

Таким образом, изготовление поддельных денег или их сбыт нарушает государственное регулирование денежного обращения, регламентируемое пропорцией между находящимися в обращении товарной и денежной массами, создает излишнее количество денег, не обеспеченных товарной массой, подрывает устойчивость экономики.

В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Воронин Д.В. уточнил исковые требования и просит признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайте, расположенном по адресу https://fastek.link, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, по изложенным в иске доводам.

Представитель заинтересованного лица – и.о. руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области ФИО1, в судебное заседание не явился, в отзыве, представленном суду, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя и указывает, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»,

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент написания отзыва на интернет – сайте https://fastek.link размещена информация о реализации фальшивых денежных купюр.

Данный интернет – сайт в Единый реестр не включен.

Доступ на интернет – сайт https://print-fabrika.com ограничен по решениям Центрального районного суда г. Кемерово от 09.11.2020 № 2а-4213/2020, Ленинского районного суда г. Кирова от 02.12.2020 № 2а-4978/2020.Доступ на интернет – сайт https://seniqq.link ограничен по решениям Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15.12.2020 № 2a-4804/2020, Левобережного районного суда г. Липецка от 24.12.2020 № 2а-1261/2020.

Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANN Whois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, https://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов.

Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно розыскных мероприятий.

Согласно Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" и своего Положения Управление не наделено полномочиям на проведение оперативно розыскных мероприятий.

Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.

Выслушав помощника Галичского межрайонного прокурора Воронина Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (далее Федеральный закон № 149-ФЗ).

В силу п.13 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ, под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ, установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из ч.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 данного Федерального закона).

В силу ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3).

Основаниями для включения в реестр указанных сведений является, помимо прочего, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5).

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Как следует из материалов дела, Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе мониторинга, осуществленного 01.12.2020 с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: <...>, выявлен интернет сайт: https://fastek.link.

Как установлено в судебном заседании, на указанном интернет – сайте размещена информация о реализации фальшивых денежных купюр. Данный интернет – сайт в Единый реестр не включен.

В соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Согласно ст.ст. 4, 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются, единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

За изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно за хранение, перевозку в целях сбыта и за сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте предусмотрена ч. 1 ст. 186 УК РФ.

Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению.

Судом установлено, что на сайте, расположенном по адресу: https://fastek.link размещена информация о реализации фальшивых денежных купюр.

На момент проверки Интернет-сайт, на котором размещена рассматриваемая информация, в едином реестре отсутствует.

Сведения, размещенные на данной странице интернет-сайта, нарушают государственное регулирование денежного обращения, регламентируемое пропорцией между находящимися в обращении товарной и денежной массами, создают излишнее количество денег, не обеспеченных товарной массой, подрывают устойчивость экономики, а также не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что информация на сайте, расположенном по адресу: https://fastek.link, носит противоправный характер.

При этом суд учитывает, что использование фальшивых денежных купюр может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц. Доступ пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.

Поскольку на сайте, расположенном по адресу: https://fastek.link, размещена информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, во исполнение действующего законодательства, размещенная на указанном сайте информация, подлежит запрету, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать информацию, размещенную на сайте, расположенном по адресу: https://fastek.link, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения сведений в отношении сайта, расположенного по адресу: https://fastek.link, в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Обратить указанное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (156010, <...>).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Балашова

Решение принято в окончательной форме – 28 января 2021 г.

Судья