ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4/2022 от 03.08.2022 Диксонского районного суда (Красноярский край)

84RS0004-01-2022-000009-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Дудинка

Диксонский районный суд Красноярского края в составе председательствующего и.о. председателя Диксонского районного суда, судьи Дудинского районного суда Красноярского края Пигиной Н.А., при секретаре Галат В.Н., с участием представителя административного истца –заместителя Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С., представителя административного ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Лаптева С.В., представителя административного ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Сечина Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4 по иску Норильского транспортного прокурора к администрации городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, ссылаясь на то, что Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере проведено обследование аэродрома «Диксон», по результатам которого выявлены нарушения природоохранного законодательства, угрожающие безопасности полетов, поскольку установлена несанкционированная свалка в границах земельного участка с координатами которая включает в себя отходы жизнедеятельности и иные отходы. По данным публичной кадастровой карты координаты свалки указывают на несформированный земельный участок, находящийся по адресу: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район г.п. Диксон, и являющийся собственностью публично-правовых образований. Земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Решением Федерального агентства воздушного транспорта от 11.01.2021 года установлена приаэродромная территория аэродрома «Диксон», о чем внесены сведения в ЕГРН с выделением на ней с 1 по 7 подзоны. Согласно пп. «д» п.1 Положения о приаэродромной территории, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1460 от 02.12.2017 года, шестая подзона такой территории определяется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома. Между тем, расстояние от контрольной точки взлетно-посадочной полосы до свалки составляет около 3 км, что не отвечает установленным требованиям, обеспечивающим безопасность полетов в границах 6 подзоны приаэродромной территории аэропорта «Диксон», поскольку такое скопление отходов создает сложную орнитологическую обстановку вблизи взлетно-посадочной полосы, приводит к увеличению концентрации птиц в пределах приаэродромной территории, а также в зоне маневрирования воздушных судов, что может стать причиной аварий или иной чрезвычайной ситуации, следовательно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, устойчивое и безопасное функционирование объектов воздушного транспорта. Указывая на то, что собственником земельного участка, на котором расположены отходы, является администрация г.п. Диксон, в чьи полномочия входит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, ссылаясь на ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления», на п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административный истец просит признать незаконным бездействие администрации г.п. Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района, выразившееся в непринятии достаточных мер для ликвидации несанкционированного места («свалки») скопления отходов, расположенного в границах земельного участка, имеющего географические координаты расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, г.п. Диксон; а также возложить на администрацию г.п. Диксон Красноярского края обязанность в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанное несанкционированное место («свалку») скопления отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями природоохранного законодательства.

Определением суда к участию в административном деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае и Республике Тыва.

В судебном заседании представитель административного истца –заместитель Норильского транспортного прокурора Богданов Д.С., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск к администрации г.п. Диксон удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края Лаптев С.В., действующий по доверенности от 05.03.2020 года и диплома, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым полномочия по сбору твердых коммунальных отходов на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не возложены, в то время как в соответствии с пп. 9 п. 3.5 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 года № 715-п, именно министерство осуществляет организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. При этом, исходя из п.2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, что говорит о праве распоряжения такими участками у городского поселения при отсутствии государственной регистрации права собственности на такие земельные участки. В соответствии с п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 если лицо, производящее отходы, не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В связи с чем, именно администрация г.п. Диксон должна нести ответственность за отходы, образовавшиеся на земельном участке, расположенном на территории г.п. Диксон. В тоже время, представитель, ссылаясь на п.1.1, 1.2 «Санитарных правил устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов» № 2811-83, утвержденных 16.05.1983 года, и п.3 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», полагает, что спорная свалка введена в эксплуатацию в 1979-1983г.г., следовательно находится в федеральной собственности, полномочия которого на территории Красноярского края осуществляет МТУ Росимущество в Красноярском крае. В связи с чем, представитель полагает, что администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в иске в данной части отказать.

Представитель административного ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Сечин Е.Е., выступающий на основании доверенности от 15.02.2022 года и диплома, в судебном заседании исковые требования к Министерству не признал, пояснил, что Министерством проведена работа по выявлению и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, в том числе 21.07.2021 года произведен осмотр свалки; отобраны пробы почв; проведены лабораторные исследования, по результатам которых выявлено превышения ПДК ОДК в почве по нескольким показателям; проведена работа, результатом которой стало включение спорной свалки в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Кроме того, Министерством направлены предложения в МинФин РФ о включении дополнительных расходов на 2023-2025 г.г. на ликвидацию объекта накопленного вреда. Разработка проекта на ликвидацию объекта займет около 6 месяцев, только после этого проект будет передан органу местного самоуправления, который определит подрядчика для выполнения работ, в связи с чем заявленный прокурором срок исполнения требований вызывает сомнения. Также представитель Сечие Е.Е. пояснил, что он лично выезжал на место свалки, которая представляет собой место накопления отходов жизнедеятельности г.п. Диксон, и на свалке действительно собираются птицы.

Кроме того, из ранее представленных возражений представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края также следует о несогласии с исковыми требованиями прокурора к данному ответчику, поскольку ликвидация накопленного вреда осуществляется собственником земельного участка в соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2022 года «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», в то время как к полномочиям Министерства отнесена организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В целях реализации данных полномочий Министерством проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению в твердыми коммунальными отходами на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района, по результатам которого с ООО «РосТех» заключено соглашение.

Представитель административного ответчика – администрации г.п. Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва в зал судебного заседания не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил суду возражения относительно исковых требований, где указал на несогласие с иском ввиду следующего. Согласно данным публичной кадастровой палаты, координаты свалки указывают на несформированный земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, г.п. Диксон, то есть свалка расположена в границах муниципального образования г.п. Диксон. Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится деятельность по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов. При этом в силу п.2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2022 года «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» право распоряжения земельным участком, собственность на который не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления, каковыми в данном случае являются г.п. Диксон.

Представитель заинтересованного лица АО «КрасАвиа» Сухонос Ю.А., выступающий на основании доверенности от 05.07.2021 года и диплома, в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому АО «КрасАвиа» осуществляет социально – значимые авиаперевозки и чартерные полеты с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, в том числе через аэропорт Диксон. В целях соблюдения безопасности полетов, АО «КрасАвиа» заинтересовано в отсутствии несанкционированного места скопления отходов в непосредственной близости с границами приаэродромной территории.

Представитель заинтересованного лица ФКП «Аэропорты Красноярья» в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, возражений относительно исковых требований суду не направил.

Лица, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о судебном заседании, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В реализации положений ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, где каждому гарантирована судебная защита прав и свобод, статья 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.

Вводной частью Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Статья 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относит аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно ч. 1 ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации, организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории выделяется шестая подзона, в которой устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, а именно запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Пунктом «д» п.п. 1 п.1 Положения о приаэродромной территории, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460, предусмотрено, что шестая подзона устанавливается по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Из положений п. 8.24 федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, следует, что, орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В свою очередь ст. 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под твердыми коммунальными отходами - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

Таким образом, размещение отходов возможно только на объектах размещения отходов, к которым относятся специальные сооружения, оборудованные в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями, которые должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и отвечать требованиям проектно-разрешительной документации и регламента эксплуатации такого объекта. Выброс и складирование отходов непосредственно на почву запрещается.

Как установлено в судебном заседании, Норильской транспортной прокуратурой проведено обследование аэродрома «Диксон», в результате которого установлена несанкционированная свалка в границах земельного участка , что подтверждается заключением ФКП «Аэропорты Красноярья» от 14.09.2021 года, актом от 21.07.2021 года проведения Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края планового рейдового осмотра данной территории, а также имеющимися в материалах дела фототаблицами.

Указанная свалка представляет собой скопление продуктов жизнедеятельности г.п. Диксон, что подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Сечин Е.Е., который участвовал при проведении обследования данной территории.

По данным публичной кадастровой карты географические координаты указывают на несформированный земельный участок, который находится на территории г.п. Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края.

Кроме того, как следует из информации главы г.п. Диксон, земельный участок под несанкционированной свалкой, расположенный в границах координат во временное пользование не предоставлялся, его формирование и постановка на кадастровый учет не осуществлялись.

Сведений о том, что несанкционированная свалка внесена в реестр объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края, не имеется.

Как следует из заключения ФКП «Аэропорты Красноярья» от 14.09.2021 года указанная несанкционированная свалка находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории, а именно на расстоянии шести километров от контрольной точки аэродрома.

Факт существования данной свалки в судебном заседании лицами, участвующими в деле, не оспаривался, что позволяет прийти к выводу о том, что органы местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на них обязанности по организации сбора, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г.п. Диксон.

Разрешая вопрос о полномочиях по ликвидации данной свалки и ответственности за несоблюдение вышеуказанных правовых норм, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Аналогичные полномочия предусмотрены п.14 ч.1 ст. 15 указанного федерального закона для муниципальных районов.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом частью 3 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, органы местного самоуправления городского поселения осуществляют указанные полномочия на территориях городского поселения, а органы местного самоуправления муниципальных районов – на межселенных территориях и территориях сельских поселений.

Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Доказательств, позволяющих определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

При этом, как следует из информации г.п. Диксон данный земельный участок в пользование никому не предоставлялся, оператор по вывозу КТО на территории городского поселения отсутствует.

ГОСТ 30772-2001 в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из этого следует, что за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).

Положениями статей 3, 5 - 7 вышеназванного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно п.п 9 п.3 Положения о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденного постановление Правительства Красноярского края от 28.11.2017 N 715-п, к компетенции Министерства относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодательно предусмотрено взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.

Перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ликвидация несанкционированной свалки, расположенной на территории г.п. Диксон, относится к полномочиям органов местного самоуправления указанного городского поселения.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке ликвидирована, суду не представлено, в связи с чем административные исковые требования Норильского транспортного прокурора о признании бездействий администрации г.п. Диксон по непринятии достаточных мер для ликвидации несанкционированного места (свалки) скопления отходов, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Факт размещения отходов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на вышеуказанном земельном участке, создает непосредственную угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.

Таким образом, обращение Норильского транспортного прокурора в суд с указанным административным иском является законным и обоснованным, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора о возложении на администрацию г.п. Диксон обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Вместе с тем, учитывая природно-климатические условия расположения г.п. Диксон, предстоящий зимний сезон, а также то, что массовое скопление птиц в зимний период времени на вышеуказанной территории маловероятно, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности в один год со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Норильского транспортного прокурора к администрации городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выразившееся в непринятии достаточных мер для ликвидации несанкционированного места (свалки) скопления отходов, расположенного в границах земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, г.п. Диксон.

Обязать администрацию городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в течение одного года с даты вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированное место (свалку) скопления отходов, расположенное в границах земельного участка, расположенное по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, г.п. Диксон, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, производственных и иных отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями природоохранного законодательства.

В удовлетворении административных исковых требований к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Диксонского районного суда Красноярского края.

Судья Н.А. Пигина

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2022 года.