ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4/70/2022 от 27.06.2022 Советского районного суда (Кировская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

по административному делу № 2а-4/70/2022

27.06.2022 пгт Пижанка

Советский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Данилиной С.А.,

при секретаре Найдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4/70/2022 по административному исковому заявлению прокурора Пижанского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Пижанского района Кировской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в сети Интернет на сайте социальной сети «В контакте» выявлены группы, пропагандирующие молодежное неформальное объединение «АУЕ», с доменными именами: https://___1, https://___2. Размещенная на указанных интернет-сайтах информация противоречит правам и законным интересам граждан.

На страницах сайтов находится информационный материал, содержащий элементы криминальной психологии, других откровенных антиобщественных тенденций, наносящий вред психическому здоровью несовершеннолетних, пропагандирующий вседозволенность, способствующий формированию установок и личностной направленности к совершению противоправных деяний, создающий положительный имидж преступников, и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов и суда, пропагандирующий молодежное неформальное объединение «АУЕ».

Изучение информации, предоставленной вышеуказанными группами, показывает, что на данных страницах совершение общественных проступков не только приветствуется, но и всячески провоцируется.

Соответствующие группы содержат информацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей при ее прочтении. Законодательством установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

Указанные группы содержат провокационную в определенных жизненных ситуациях информацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое и физическое состояние несовершеннолетних, способствующую формированию установок и личностной направленности на совершение противоправных деяний.

Кроме того, решением судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 17.08.2020 по делу деятельность криминального движения «Арестантское уголовное единство» («Арестантский уклад един», АУЕ) признана запрещенной в РФ по мотивам экстремистской направленности.

Таким образом, с 17.08.2020 любое участие в деятельности указанной организации (в том числе приравнивание себя к членам указанного движения, руководство этой группой) является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрено ст. 282.1 УК РФ.

Посещение вышеуказанных сайтов свободно для всех пользователей сети Интернет, вид не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.

В ходе проведенной проверки установить юридические (физические) лица, которым принадлежат интернет-сайты, не представилось возможным, в связи с чем, в соответствии с п.1 ч.2 ст. 265.2 КАС РФ, сведения об административном ответчике не могут быть указаны.

Как следует из ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее - Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных страницах сайтов: https://___1, https://___2, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Пижанского района Зонов Д.С. исковые требования в части признания информации, размещенной в сети Интернет на электронных страницах сайтов: https://___1, https://___2, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном в материалы дела письменном отзыве указал, что интернет-сайты по URL-адресам: https://___1, https://___2 не являются средством массовой информации, не внесены в Единый реестр.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из материалов дела следует, что на сайте социальной сети «В контакте» по адресам: https://___1, https://___2, размещен информационный материал, содержащий элементы криминальной психологии, других откровенных антиобщественных тенденций, наносящий вред психическому здоровью несовершеннолетних, пропагандирующий вседозволенность, способствующий формированию установок и личностной направленности к совершению противоправных деяний, создающий положительный имидж преступников, и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов и суда, пропагандирующий молодежное неформальное объединение «АУЕ».

Согласно акту установления местанахождения администратора (владельца) доменного имени, владельца сайта в сети «Интернет» от 31.01.2022 установить собственников (владельцев) страниц, указанных в административном исковом заявлении, в ходе проверки не представилось возможным (л.д. 7).

Размещенный на страницах https://___1, https://___2, социальной сети «ВКонтакте» информационный материал, содержащий элементы криминальной психологии, других откровенных антиобщественных тенденций провоцирует к совершению противоправного поведения. Свободный доступ к такой информации способствует проявлению интереса к данной теме, в том числе и у несовершеннолетних.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства- участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.

К мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства, в том числе, относится создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение указанной информации, побуждающей к совершению противоправных действий и оправдывающих противоправное поведение.

Соответствующие группы содержат информацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей при ее прочтении. Законодательством установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

Указанные группы содержат провокационную в определенных жизненных ситуациях информацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое и физическое состояние несовершеннолетних, способствующую формированию установок и личностной направленности на совершение противоправных деяний.

Кроме того, решением судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 17.08.2020 по делу деятельность криминального движения «Арестантское уголовное единство» («Арестантский уклад един», АУЕ) признана запрещенной в РФ по мотивам экстремистской направленности в связи с этим, с 17.08.2020 любое участие в деятельности указанной организации (в том числе приравнивание себя к членам указанного движения, руководство этой группой) является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрено ст. 282.1 УК РФ.

Таким образом, доступ неопределенного круга лиц к информации, содержащей элементы криминальной психологии, других откровенных антиобщественных тенденций, наносящий вред психическому здоровью несовершеннолетних, пропагандирующий вседозволенность, способствующий формированию установок и личностной направленности к совершению противоправных деяний, создающий положительный имидж преступников, и отрицательный - сотрудников правоохранительных органов и суда, пропагандирующий молодежное неформальное объединение «АУЕ», размещенной в сети «Интернет», фактически является распространением на территории Российской Федерации информации, запрещенной к распространению.

Положения ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, запрещая, в том числе, распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее – Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов) является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе путем признания её судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства влечёт возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих электронных страниц в Реестр.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Пижанского района.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Пижанского района Кировской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронных страницах по адресам: https://___1, https://___2, признать информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для внесения вышеуказанных электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Данилина

Мотивированное решение составлено 27.06.2022

Судья С.А. Данилина

Решение04.07.2022