ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5003/2021 от 13.09.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-5003/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Хомушку А.Б.,

при секретаре судебных заседаний Думен Ш.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора города Кызыла ФИО3,

представителя Департамента по образованию города мэрии Кызыла ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-5003/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла, Департаменту по образованию мэрии города Кызыла о признании постановления мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой», не действующим полностью и о возложении на мэрию города Кызыла опубликование сообщения об этом в установленном порядке,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора г. Кызыла обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Мэрии города Кызыла о признании недействующим полностью постановления Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование указав на то, что прокуратурой города Кызыла проведена проверка исполнения законодательства об образовании в автономных дошкольных образовательных учреждениях города Кызыла, в результате которой выявлены нарушения закона. На территории г. Кызыла функционирует 14 муниципальных дошкольных учреждений образования, имеющих автономную систему управления. Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой» (далее, Постановление ), предусмотрено установление квоты для самостоятельного приема детей в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города, которые определяются в процентном соотношении в рамках исполнения протокола комиссии. Установленный комиссией процент определяет количество мест, комплектуемых Департаментом образованиямэрии города Кызыла, и количество мест самостоятельного комплектования МАДОУ на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Данная квота устанавливается на один календарный год. Приказом Департамента образования мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ в отношении каждого автономного детского сада определено количество мест в процентном соотношении, комплектуемых департаментом образования мэрии и количество мест самостоятельного комплектования автономными детскими садами города на основании договора об оказании платных образовательных услуг. В 2020 году квотировано 444 автономных места для самостоятельного комплектования детскими садами и 669 мест, комплектуемых департаментом образования мэрии города. Квотирование мест для устройства детей в муниципальные автономные дошкольные учреждения действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, соответственно, постановление противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию не действующим. Также проверка показала, что в рамках утвержденных мэрией города квот, прием детей в МАДОУ осуществляется самостоятельно руководителем учреждения без соблюдения имеющейся очередности, что нарушает права остальных несовершеннолетних на доступное образование. Просит суд признать постановление Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой» недействующим полностью и о возложении на мэрию города Кызыла опубликование сообщения об этом в установленном порядке.

Административный ответчик – Департамент по образованию мэрии города Кызыла не согласившись с административным исковым заявлением, направил возражение на исковые требования, в котором указал, что Постановление мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке,определённом квотой» разработано в рамках полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных положениями Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ « Об образовании в РФ», от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др., в том числе, согласно Рекомендаций по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений, направленных письмом Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013г. с целью урегулирования порядка комплектования дошкольных организаций, обеспечения общедоступного дошкольного образования. Также согласно Соглашения о порядке представления в прокуратуру города Кызыла принятых муниципальных нормативных правовых актов и проектов для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, заключенным между прокуратурой г. Кызыла и мэрией г. Кызыла от 26.11 2016 года проекты правовых актов мэрии города направляются в прокуратуру г. Кызыла для проведения соответствующих экспертиз. Департамент по образованию мэрии г. Кызыла, как учредитель муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, непосредственно осуществляет действия по комплектованию детей в ДОУ с соблюдением прав граждан в области образования, соблюдает установленную последовательность действий учредителя при формировании контингента воспитанников ДОУ. В целях обеспечения публичности процедуры комплектования при Департаменте по образованию создается Комиссия по комплектованию ДОУ (далее - Комиссия). Основным полномочием Комиссии является формирование списков детей, поставленных на учет для направления в ДОУ в текущем году. ДОУ города Кызыла комплектуются детьми, поставленными на учет в АИС «Комплектование ДОУ» для предоставления места в ДОУ. Дополнительные платные образовательные услуги оказываются автономными дошкольными учреждениями в рамках реализации программ дополнительного образования и сверх установленного муниципального задания и не заменяют основную общеобразовательную программу, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Дополнительные платные образовательные услуги оказываются в свободное от работы время специалистами МАДОУ г. Кызыла и оплачиваются по условиям договоров гражданско-правового характера согласно актов выполненных работ дополнительные платные образовательные услуги МАДОУ г. Кызыла предоставляются гражданам исключительно на добровольной основе в соответствии с заключенными с ними договорами с правом выбора соответствующего перечня услуг. Прием детей руководителем дошкольного учреждения осуществляется на основании копии документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), свидетельства о рождении ребенка, уведомления о постановке на учет в АИС «Комплектование ДОУ» с соблюдением имеющейся очередности в журнале регистрации заявлений.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора города Кызыла ФИО3 поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить, поскольку постановление незаконное, нарушает права неопределенного круга лиц, из –за чего очередь по предоставлению мест в дошкольных учреждениях не уменьшается.

Представитель административного ответчика Оюн О.А., действующая по доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствие с действующим законодательством, поддерживает отзыв на исковое заявление.

Представитель административного ответчика – Мэрии города Кызыла на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ, если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Учитывая то, что не явившиеся в судебное заседание административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его неявка не является препятствием рассмотрения дела без его участия, тем самым, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя мэрии города Кызыла на основании ст.150 КАС РФ.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, оценив пояснения с представленными суду доказательствами, суд приходит к следующим выводам:

В силу правовой природы оспариваемое прокурором постановление, является нормативным правовым актом, изданным муниципальным образованием, обладает свойствами нормативного правового характера, поэтому законность данного нормативного правового акта проверяется судом в рамках нормоконтроля, определенного главой 21 КАС РФ. Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В статье 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, а также гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Закона Республики Тыва от 21.06.2014 N 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва», а также в п. 12 ст. 12 «Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 N 50.

Таким образом, федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации к полномочиям муниципального образования городского округа отнес организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также учет детей, подлежащих обучению. Полномочие по установлению дополнительных мер социальной поддержки в виде квотирования зачисления детей в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, а фактически установление порядка по предоставлению во внеочередном порядке места ребенку в МБДОУ, органу местного самоуправления городского округа не предоставлено.

Из материалов дела следует, что Постановлением Мэрии города Кызыла Республики Тыва от 26 мая 2017 г. N 552, утверждено Положение о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой (далее, Положение). Согласно п.1.2. Положение регулирует механизм установления определенной квоты для самостоятельного приема детей в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла. Из п.2.1. Положения следует, что квоты для самостоятельного приема детей в МАДОУ города Кызыла устанавливаются в процентном соотношении в рамках исполнения протокола комиссии. Установленный комиссией процент определяет количество мест, комплектуемых департаментом образования мэрии города Кызыла, и количество мест самостоятельного комплектования МАДОУ на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Данная квота устанавливается на один календарный год. Согласно п. 2.4. Положения расчет стоимости устройства ребенка в МАДОУ зависит от пакета выбранных родителями (законными представителями) платных дополнительных образовательных и оздоровительных услуг, предоставляемых на срок, определенный образовательной программой МАДОУ, МАДОУ самостоятельно в соответствии с Уставом определяет перечень платных услуг в зависимости от материальной базы, численности педагогического состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д. Перечень платных услуг с указанием размера и с приложением расчетов затрат, расчета цены на оказание платной услуги, с исходными данными утверждается приказом МАДОУ по согласованию с департаментом по образованию мэрии города Кызыла.

Согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Из п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что всего на территории муниципального образования городской округ город Кызыл Республики Тыва осуществляют деятельность 14 автономных дошкольных образовательных учреждений. Согласно планам финансово-хозяйственной деятельности за 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, вышеперечисленные образовательные учреждения финансируются за счет средств местного бюджета в рамках муниципальных заданий.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно –нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Исходя из п.п. 2 п. 1 ст. 9 указанного Закона организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (пункты 2, 6 ст. 10 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ").

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) (п. 6 ст. 22 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ").

В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" организации дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям.

В соответствии со ст. 75 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Исходя из п. 3 ст. 101 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

В соответствии с п. 1 ст. 101 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (п. 2 ст. 101 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ").

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для признания постановления Мэрии города Кызыла Республики Тыва от 26 мая 2017 г. N 552, «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой» недействительным в полном объеме имеются. Судом установлено, что указанным Постановлением была установлена квота для самостоятельного приема детей в МАДОУ в муниципальных автономных учреждениях дошкольного образования города Кызыла по образовательным программ, выходящим за рамки основной образовательной деятельности данных учреждений, финансируемых за счет местного бюджета, в рамках муниципальных заданий, что свидетельствует о его противоречии вышеприведенным нормам федерального законодательства.

Таким образом, административный иск заместителя прокурора города Кызыла подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (статья 64.2 Устава г. Кызыла).

В связи с чем, сообщение о принятии решении по делу подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газетах "Тувинская правда", "Шын" и размещению на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла, Департаменту по образованию мэрии города Кызыла о признании постановления мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой», не действующим полностью и о возложении на мэрию города Кызыла опубликование сообщения об этом в установленном порядке удовлетворить.

Признать недействующим полностью постановление мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла в порядке, определенном квотой».

Обязать мэрию города Кызыла опубликовать сообщение о принятии решении по делу в установленном порядке.

Обязать административных ответчиков об исполнении решения суда сообщить в трехмесячный срок с момента исполнения решения суда в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2021 года

Председательствующий судья: Хомушку А.Б.