№
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 29 декабря 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Барановой Е.А.,
при секретаре Кумаховой Р.А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы № по городу Краснодару к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы № по городу Краснодару (далее - ФИО1№ по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 состоит на учете в ФИО1№ по <адрес> по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом в соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических яиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому установлена обязанность по уплате задолженности по налогу в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. В установленный срок, требование налогового органа налогоплательщиком не исполнено, что явилось поводом для обращения в суд.
В административном иске налоговый орган просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты> руб. Всего на общую сумму <данные изъяты>
ФИО1№ по <адрес> в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, ранее просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.
Административный ответчик в судебном заседании против требований административного иска возражал. Просил суд применить последствия пропуска срока для подачи административного иска по данной категории дела, в требованиях ФИО1 отказать.
Выслушав пояснения ФИО1 административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Федеральными законами от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что полномочия по администрированию страховых взносов с 01.01.2017г. возложены на налоговые органы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, Занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, действовавшего в редакции от 27.11.2017г., установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 229354 рубля за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Установлено, что ФИО2 состоит на учете в ФИО1№ по <адрес> по месту его жительства с ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом в соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование № от 24.07.2020г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических яиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которому установлена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общем размере 32385 руб., пени в размере 4069,18 руб.
В установленный срок исполнения требования - 01.09.2020г. указанные суммы не выплачены.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка № Центрального внутригородского округа <адрес> в порядке статьи 48 ПК РФ. Заявление принято к рассмотрению мировым судьей 14.09.2020г., 18.09.2020г. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с налогоплательщика, который был отменен по его заявлению определением мирового судьи от 22.04.2021г.
Административным ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности при этом одновременно с подачей иска административный истец просит восстановить срок на подачу заявления.
Так, административный истец просит восстановить срок на подачу заявления, в качестве обоснования его пропуска указывает на техническую ошибку в адресе получателя иска: вместо адреса суда указан адрес налогоплательщика.
Согласно ч.1 ст.219КАСРФ если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административнымисковымзаявлением в суд, административноеисковоезаявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 397 НК РФ Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 8 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
После отмены судебного приказа административный истец обратился с настоящим заявлением в суд ДД.ММ.ГГГГ
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании с ФИО2 поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.
Одновременно при подаче административного искового заявления административный истец просил восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления в отношении ФИО2, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ, указывает, что причиной пропуска установленного шестимесячного срока для направления административного искового заявления послужила техническая ошибка в списке в наименовании получателя корреспонденции.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, равно как не представлено доказательств.
В административном исковом заявлении административным истцом не указаны уважительные причины, по которым своевременно не были приняты решения о взыскании задолженности и не были поданы иски в суд.
Ссылка административного истца на техническую ошибку в списке в наименовании получателя корреспонденции не является уважительной причиной пропуска процессуального срока, поскольку в материалах дела отсутствуют тому доказательства.
Административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом срок является достаточным.
Таким образом, суд считает необходимым применить исковую давность по настоящему делу, отказав административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления и, соответственно, исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.
Административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст.207 ГК РФ).
По смыслу норм ст. 48 НК РФ, ст.138 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку пропуск установленного законом срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле копии настоящего решения.
Судья Октябрьского
районного суда г. Краснодара Е.А. Баранова
решение изготовлено 29.12.2021г.