ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5005/19 от 17.06.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-5005/2019

УИД 35RS0010-01-2019-005456-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда «17» июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2019 года.

Мотивированное решение составлено 17 июня 2019 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.

с участием прокурора Нечаева М.Л.,

при секретаре Смирновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о возложении обязанности обеспечить внесение сведений о границах земель, занятых особо охраняемой природной территорией областного значения, – памятником природы «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области, и об ограничениях по их использованию,

установил:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, просит суд, с учетом уточненных административных исковых требований, обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в срок до 31 декабря 2019 года предоставить в орган государственного кадастрового учета - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых особо охраняемой природной территорией областного значения – памятником природы Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области, и об ограничениях по их использованию, для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование требований указывает, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях областного значения, в ходе которой установлено, что решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 31 октября 1983 года образован памятник природы «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области. Постановлением Правительства Вологодской области от 14 сентября 2009 года утверждено Положение о памятнике природы «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области, разделами 5 и 8 которого описаны границы особо охраняемой природной территории областного значения, определен охранный режим. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Земли особо охраняемых природных территорий являются объектами, в отношении которых имеются ограничения в использовании, которые подлежат государственной регистрации. Обязанность предоставления сведений об установлении границ зоны с особыми условиями использования – памятника природы Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области - в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество лежит на Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора г. Вологды Нечаев М.Л. уточненные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, ранее направил отзыв, в котором не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, ранее направил отзыв, в котором указал, что ведение реестра границ относится к компетенции Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Как указано в статье 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли памятников природы.

Особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы особо охраняемых природных территорий могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

Таким образом, особо охраняемые природные территории не являются земельным участком и объектом постановки на кадастровый учет, однако сведения о прохождении границ особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.

Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Исходя из положений статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом, может устанавливаться такое ограничение прав на землю, как особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ определено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

Статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

До принятия Федерального закона от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» пункт 6 статьи 56 ЗК РФ также предусматривал, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки было установлено, что решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 31 октября 1983 года «Об утверждении в Вытегорском районе государственных заказников и памятников природы областного значения» образован памятник природы - «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области.

Постановлением Правительства Вологодской области от 14 сентября 2009 года «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях областного значения Вытегорского муниципального района Вологодской области» утверждено Положение о памятнике природы «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области.

При этом документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах установленной охранной зоны территории областного значения памятнике природы «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области в нарушение требований действующего законодательства в регистрирующий орган не направлены.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о памятнике природы «Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области с ограничениями режима его использования может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанного с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду пользование либо владение земельных участков в границах памятника природы и нарушением в связи с этим режима их использования. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области несет обязанность по предоставлению сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

При изложенных обстоятельствах уточненные административные исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить обязанность на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в срок до 31 декабря 2019 года предоставить в орган государственного кадастрового учета - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, документы, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых особо охраняемой природной территорией областного значения – памятником природы Бор «Черные пески» Вытегорского муниципального района Вологодской области, и об ограничениях по их использованию, для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко