Решение
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Оноколова П.Ю., при секретаре судебного заседания Маллаалиевой П.М., с участием административного истца Абасова Т.М., его представителя – Шабанова Х.Я. и
врио руководителя 315 военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации Южного военного округа подполковника юстиции
Вертьянова И.Ю., рассмотрев административное дело № 2а-500/2017
по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> Абасова Тимура Мизамудиновича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления, руководителя 315 военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации Южного военного округа и командира <данные изъяты>, связанных
с зачислением в списки личного состава <данные изъяты> и необеспечением денежным довольствием,
установил:
Абасов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации (далее – Министра обороны) от 29 июня 2017 г. № 392 в части зачисления административного истца в распоряжение <данные изъяты> (далее – командир <данные изъяты>) и обязать Министра обороны отменить данный приказ;
- признать незаконным приказ врио руководителя 315 военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации Южного военного округа (далее – 315 военный следственный отдел) от 24 июля 2017 г. № 54 в части исключения административного истца из списков личного состава 315 военного следственного отдела и обязать руководителя 315 военного следственного отдела отменить данный приказ;
- признать незаконным приказ командира <данные изъяты> от 27 июля 2017 г. № 137 в части зачисления административного истца в списки личного состава воинской части и обязать командира <данные изъяты> отменить данный приказ;
- обязать административных ответчиков восстановить административного истца
в списках личного состава 315 военного следственного отдела с 24 июля 2017 г. и
с указной даты обеспечить денежным довольствием;
- взыскать с административных ответчиков в его пользу в солидарном порядке судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 35000 рублей.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали вышеуказанное административное исковое заявление, а также доводы, изложенные
в нём. При этом представитель административного истца пояснил, что у Министра обороны не имелось законных оснований для издания приказа о зачислении Абасова Т.М. в распоряжение командира <данные изъяты>, поскольку административный истец проходил военную службу по контракту в Следственном комитете Российской Федерации и не давал согласие и не выражал просьб о переводе из федерального органа исполнительной власти, к которым относится Следственный комитет Российской Федерации, в Вооруженные Силы Российской Федерации. Также представитель административного истца полагал, что поскольку приказ Министра обороны является незаконным, то приказы руководителя 315 военного следственного отдела и командира <данные изъяты>, являющиеся производными и изданными на основании него, также являются незаконными.
Кроме того Абасов Т.М. пояснил, что в конце ноября 2017 года получил денежное довольствие после зачисления в списки личного состава войсковой части 40153
в размере 80000 рублей.
Врио руководителя 315 военного следственного отдела Вертьянов И.Ю. пояснил, что он на основании приказа Министра обороны от 29 июня 2017 г. № 392 издал приказ от 24 июля 2017 г. № 54 об исключении Абасова Т.М. из списков личного состава
315 военного следственного отдела и убытии к новому месту службы в войсковую часть 40153, в связи с чем каких-либо прав административного истца не нарушал.
В своих возражениях представитель административного ответчика – Министра обороны – Ляднов В.Г. не признал требования Абасова Т.М., изложенные в его административном исковом заявлении и просил суд отказать в их удовлетворении, указав, что административный истец зачислен Министром обороны в распоряжение командира <данные изъяты> на законных основаниях и в пределах полномочий должностного лица, поскольку административный истец не исключался из штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации и не включался в штатную численность Следственного комитета Российской Федерации для дальнейшего прохождения военной службы в этом федеральном органе исполнительной власти, в том числе после 31 декабря 2016 г.
В своих возражениях представитель административного ответчика – заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления – Ращупкин А.А. не признал требования
Абасова Т.М., изложенные в его административном исковом заявлении и просил суд отказать в их удовлетворении, указав, что административный истец 26 сентября 2016 г. в связи с возбуждением уголовного дела освобождён от занимаемой воинской должности старшего следователя 522 военного следственного отдела и зачислен
в распоряжение руководителя военного следственного отдела по Ростовскому гарнизону, в связи с чем утратил статус сотрудника Следственном комитете Российской Федерации и проходил военную службу по контракту в Вооруженных Сил Российской Федерации. Абасов Т.М. по состоянию на 1 января 2017 г. в какой-либо должности
в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации
не состоял, что исключало возможность его зачисления в штат военных следственных органов в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 4 июня 2014 № 145-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» в Федеральный закон
от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2017 г.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителя административного ответчика и исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление Абасова Т.М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что административный истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации,
что следует из копии контракта о прохождении военной службы, подписанного майором юстиции Абасовым Т.М. 16 марта 2015 г. и от имени Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации в лице руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Южному военному округу генерал-лейтенантом юстиции Арефьевым С.М. 8 октября 2015 г.,
а также выписки из приказа Министра обороны от 8 октября 2015 г. № 757 и выписки из приказа руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Южному военному округу от 30 декабря 2016 г. № 19/лс.
В отношении административного истца 20 сентября 2016 г. возбуждено уголовное дело и на основании приказа врио руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Южному военному от 26 сентября 2016 г. № 13/лс Абасов Т.М., в связи с возбуждением уголовного дела, освобождён
от занимаемой воинской должности старшего следователя 522 военного следственного отдела и зачислен в распоряжение руководителя военного следственного отдела
по Ростовскому гарнизону до вынесения решения по уголовному делу.
В последующем административный истец на основании приказа врио руководителя военного следственного отдела по Ростовскому гарнизону от 26 сентября 2016 г. зачислен в распоряжение указанного руководителя военного следственного отдела с 10 октября 2016 г., а на основании приказа руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Южному военному округу от 11 апреля 2017 г. № 6/лс Абасов Т.М. зачислен в распоряжение руководителя 315 военного следственного отдела.
Первым заместителем руководителя Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации в адрес начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 19 июня 2017 г. направлено представление от 16 июня 2017 г. на АбасоваТ.М. к зачислению
в распоряжение воинских должностных лиц в связи с возбуждением уголовного дела
в отношении административного истца, а также исключением с 1 января 2017 г. численности военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации из численности Вооруженных Силах Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включением в штатную численность военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
На основании вышеприведённого представления Министр обороны издал приказ от 29 июня 2017 г. № 392 о зачислении АбасоваТ.М. в распоряжение командира
106 бригады (надводных кораблей) Каспийской флотилии (командир войсковой части 40153) в связи с возбуждением уголовного дела в отношении административного истца.
Абасов Т.М. в соответствии с приказом врио руководителя 315 военного следственного отдела от 24 июля 2017 г. № 54 исключен из списков личного состава
315 военного следственного отдела и в соответствии с приказом командира <данные изъяты> от 27 июля 2017 г. № 137 он зачислен в списки личного состава воинской части.
Из приказа командира <данные изъяты> от 26 сентября 2017 г. № 127 следует, что административному истцу с 27 июля 2017 г. установлен оклад по воинской должности в размере 20000 рубелей, соответствующий 10 тарифному разряду.
Абасов Т.М. не обжаловал приказ командира войсковой части 40153
от 26 сентября 2017 г. № 127 в части установления ему с 27 июля 2017 г. оклада
по воинской должности в размере 20000 рубелей, соответствующий 10 тарифному разряду.
Кроме того административный истец подтвердил факт выплаты ему денежного довольствия в конце ноября 2017 года в размере 80000 рублей, то есть в соответствии
с приказом командира войсковой части 40153 от 26 сентября 2017 г. № 127.
Согласно абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и от имени Российской Федерации – Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором данным Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (далее – Положение).
В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 42 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, в том числе в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.
Аналогичная норма содержится в подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы.
При этом п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 определено,
что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены
в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, допускается зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в связи с возбуждением
в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ
(ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации», численность военнослужащих и гражданского персонала органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации
с 1 января 2017 г. исключается из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включается в штатную численность органов прокуратуры Российской Федерации и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, соответственно.
С 1 января 2017 г. прохождение военной службы военнослужащими военных следственных органов осуществляется в Следственном комитете Российской Федерации, что предусматривает ст. 14 приведенного Федерального закона.
Порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О следственном комитете Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что определено п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403- ФЗ
«О следственном комитете Российской Федерации» (в ред. Федерального закона
от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи
с проведением организационно-штатных мероприятий, а как следует из п. 2 ст. 44 приведенного Федерального закона военнослужащие в порядке, определённом «Положением о порядке прохождения военной службы», утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы как из Вооружённых Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых настоящим федеральным законом предусмотрена военная служба, так и обратно, в Вооружённые Силы Российской Федерации,
из федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа.
Статья 13 Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает,
что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены
в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий, при этом зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а также при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с пп. 2, 9 и 10 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России является органом управления Вооружёнными Силами Российской Федерации. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, которому непосредственно подчиняются Вооружённые Силы и который, наряду с другими полномочиями, решает вопросы прохождения военной службы военнослужащими Вооружённых Сил России.
Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, с 1 января 2017 г. подлежали исключению из штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации и включению в штатную численность следственных органов Следственного комитета Российской Федерации только те военнослужащие военных следственных органов, которые по состоянию на указанную дату замещали соответствующие должности.
Таким образом, суд считает, что Абасов Т.М., ранее проходивший военную службу по контракту на воинской должности старшего следователя 522 военного следственного отдела по состоянию на 31 декабря 2016 г. состоял в распоряжении руководителя военного следственного отдела по Ростовскому гарнизону вне штатной численности указанного военного следственного отдела, а потому, в отличие
от военнослужащих, замещающих должности в указанном военном следственном отделе, административный истец не исключался из штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации и не включался в штатную численность следственных органов Следственного комитета Российской Федерации для дальнейшего прохождения военной службы в этом федеральном государственном органе. В связи с этим, Абасов Т.М. с 1 января 2017 г. продолжал проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы прохождения военной службы, прямо предусматривает возможность зачисления военнослужащего, ранее зачисленного в распоряжение одного воинского должностного лица, в распоряжение другого воинского должностного лица, то Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации,
по мнению суда, на законном основании представило Абасова Т.М. к зачислению
в распоряжение, как военнослужащего, не включенного в штатную численность Следственного комитета Российской Федерации, а Министр обороны Российской Федерации, обладая в отношении административного истца правом решения вопросов
о прохождении им военной службы, в целях определения нового должностного лица, имеющего право издавать в отношении административного истца приказы, на законных основаниях реализовал представление заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления от 16 июня 2017 г. и издал оспариваемый приказ о зачислении Абасова Т.М. в распоряжение командира 106 бригады (надводных кораблей) Каспийской флотилии (<данные изъяты>).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия Министра обороны Российской Федерации и заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления,
а также врио руководителя 315 военного следственного отдела и командира <данные изъяты>, связанные с зачислением Абасова Т.М. в распоряжение воинского должностного лица для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы, произведены в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий, и отказывает
в удовлетворении требований административного истца о признании незаконными приказов Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2017 г. № 392 в части зачисления административного истца в распоряжение командира 106 бригады (надводных кораблей) Каспийской флотилии, врио руководителя 315 военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации Южного военного округа от 24 июля 2017 г. № 54 в части исключения административного истца из списков личного состава 315 военного следственного отдела и командира <данные изъяты> от 27 июля 2017 г. № 137 в части зачисления административного истца
в списки личного состава воинской части.
Учитывая вышеизложенное требование административного истца о возложении обязанности на административных ответчиков восстановить его в списках личного состава 315 военного следственного отдела с 24 июля 2017 г. удовлетворению также
не подлежит.
Поскольку Абасову Т.М. в конце ноября 2017 года выплачено денежное довольствие в размере 80000 рублей, в соответствии с приказом командира <данные изъяты> от 26 сентября 2017 г. № 127, а данный приказ административным истцом
в установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации порядке не оспаривался, то суд отказывает в удовлетворении требований Абасова Т.М. о возложении обязанности на административных ответчиков
по обеспечению административного истца денежным довольствием с 24 июля 2017 г.
Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению,
то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу, связанные с оплатой услуг представителя в размере 35000 рублей, а также уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, следует отнести на счет административного истца.
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Абасова Тимура Мизамудиновича отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда
через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий