ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-500/18 от 26.01.2018 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 26 января 2018г.

Кировский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Гутровой Н.В.,

при секретаре Высотиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-500/18 по административному иску ООО «Эльбрус» к Государственной инспекции труда в Самарской области, Государственному инспектору туда ФИО1 о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Эльбрус» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Самарской области, Государственному инспектору туда ФИО1 о признании предписания незаконным.

В обоснование своих требований ООО «Эльбрус» указало, что Государственным инспектором труда ФИО1 в связи с обращением ФИО2 проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства ООО «Эльбрус», по результатом которой 30.08.17г. выдано предписание , обществу вменяется в обязанность разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда, установить порядок индексации заработной платы и внести изменения в режим рабочего времени. Административный истец считает предписание незаконным и подлежащим отмене, поскольку не согласен с доводами о том, что в нарушение требований ч.4 ст.135 ТК РФ им не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда на основании того, что указанные положения частично содержатся в трудовом договоре (размер оклада сотрудника), а частично содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка. В статье 135 ТК РФ установлена обязанность принять локальный нормативный акт только в случае, если работодатель устанавливает в качестве обязательных гарантированных доплат и надбавок стимулирующего характера. Если указанные способы оплаты в компании не установлены, то обязанность разрабатывать и издавать локальный нормативный акт о системе оплаты труда у работодателя отсутствует. Вменение в обязанность работодателю издание указанного акта свидетельствует о нарушении государственной инспекцией труда своих полномочий по контролю и может свидетельствовать о нарушении принципа невмешательства в самостоятельность финансово-хозяйственной деятельности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Правила внутреннего трудового распорядка утверждены и действуют в полном соответствии с требованиями трудового законодательства. В данном документе содержатся сведения о порядке начисления и оплаты заработной платы работникам общества, поэтому нарушений положений ч.4 ст.135 ТК РФ обществом не совершалось, оснований обязывать общество разрабатывать локальный нормативный акт у государственного инспектора труда не имелось. Общество не согласно с обязанностью в обязательном порядке устанавливать порядок индексации заработной платы на основании ст.134 ТК РФ. В ООО «Эльбрус» трудовым договором закреплено право работодателя премировать и иным образом стимулировать работников. Трудовым договором между ООО «Эльбрус» и работником установлен оклад в размере 7000руб., однако, фактически работник получал зарплату в гораздо большем размере. Несмотря на то, что работодателем в локальных нормативных актах не закреплен порядок индексации заработной платы работником, так как такой обязанности за работодателем Конституционным судом не установлено, работник фактически получал заработную плату в несколько раз превышающую установленную трудовым договором, у Государственной инспекции труда отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности за отсутствие указанных сведений в трудовом договоре, также отсутствовали основания для вменения обязанности работодателю издать нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы сотрудникам административного истца. В ходе проверки обществом доказан факт, что сотруднику выплачивается заработная плата, превышающая прожиточный минимум для взрослого населения на территории Самарской области, считают, что обществом приняты все возможные меры, которые свидетельствуют о повышении уровня реального содержания заработной платы сотрудников общества. Таким образом, нарушений ст.134 ТК РФ не усматривается, и у государственного органа отсутствует право осуществлять вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность, возлагая на него обязанность в обязательном порядке осуществлять индексирование заработной платы сотрудников административного истца. Общество не согласно с нарушениями статей 100 и 189 ТК РФ, выразившееся в том, что правила внутреннего распорядка не содержат режима работы сотрудников. Указанные сведения размещены в разделе 5 правил внутреннего распорядка, с указанными правилами сотрудник был ознакомлен, что подтверждается его подписью в трудовом договоре. Суть жалобы в том, что сотрудника не отпустили в отпуск. С жалобами на то, что его не ознакомили с локальными нормативными актами, сотрудник в ГИТ Самарской области не обращался, также он не обратился с жалобой на то, что в отношении него применяются меры по привлечению к дисциплинарной ответственности за нарушение правил трудового распорядка. Согласно условиям трудового договора, заключенного между ООО «Эльбрус» и ФИО2, установленным пунктами 7.1 и 7.2 регламентировано : «… 7.1 Режим труда и отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка работодателя, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора. 7.2. Работнику устанавливается рабочий день в соответствии с правилами внутреннего распорядка работодателя…». Таким образом, трудовой договор содержит ссылку к положениям Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Эльбрус», в пункте 5.1 которого указано «… Графики работы подразделений ООО «Эльбрус» устанавливаются, учитывая специфику данного подразделения приказом по ООО «Эльбрус»…». Постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.1984г. утверждены Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Указанный документ применяется в части, не противоречащей требованиям Трудового кодекса РФ. В связи с тем, что ТК РФ не регламентирует порядок издания и утверждения правил внутреннего трудового распорядка, считают допустимым осуществлять их разработку и утверждение в соответствии с Типовыми правилами, которые допускают установление режима работы в соответствующих графиках. Истец считает, что вынесенное административным ответчиком предписание не основано на нормах закона, а содержит в себе признаки вмешательства в свободу финансово-хозяйственной деятельности административного истца.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «Эльбрус» просило предписание Государственного инспектора труда по Самарской области ФИО1 от 30.08.2017г. о необходимости разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда, установить порядок индексации заработной платы и внести изменения в режим рабочего времени признать незаконным и отменить.

Административный истец – ООО «Эльбрус», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на возражения.

Административные ответчики – Государственная инспекция труда в Самарской области, Государственный инспектор труда ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили возражения на административный иск.

Заинтересованное лицо – ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст.22, 100, 134, 135, 189, 360, 361 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пп. «б» п.10 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Судом установлено, что на основании распоряжения И.О. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от 17.07.17г. Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО «Эльбрус» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Проведение документарной проверки назначено в связи с обращением бывшего работника ООО «Эльбрус» ФИО2

По результатам проверки Государственным инспектором труда ФИО1 составлен акт проверки от 30.08.17г., из которого следует, что в в ООО «Эльбрус» выявлены нарушения положений:

ч.4 ст.135 ТК РФ - не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда;

ст.134 ТК РФ - правилами внутреннего трудового распорядка для работников общества, утвержденных 15.08.2013г., порядок индексации заработной платы не установлен;

ст.ст. 100, 189 ТК РФ - правилами внутреннего распорядка не установлен режим рабочего времени;

ч.4 ст.91 ТК РФ - работодателем нарушен порядок учета времени, фактически отработанного каждым работником;

ст.72, ч.2 ст.57 ТК РФ - дополнительные соглашения об изменении условий оплаты труда к трудовому договору ФИО2 не заключены.;

ст.123 ТК РФ - уведомление о начале отпуска к проверке не представлено;

ч.2 ст.57 ТК РФ - в трудовой договор ФИО2 от 06.10.14г. не включены условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации за работу с вредным и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

п.9 приложения №2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010г. №1122н, в трудовом договоре ФИО2 не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;

ст.136 ТК РФ- согласно представленным к проверке реестрам денежных перечислений за 2017г., заработная плата выплачивается реже чем каждые полмесяца.

На основании указанного акта 30.08.2017г. Государственным инспектором труда ФИО1 выдано предписание , согласно которому ООО «Эльбрус» обязано: разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда (основание ст.135 ТК РФ); установить порядок индексации заработной платы (основание ст.134 ТК РФ); внести изменения в режим рабочего времени (в Правилах внутреннего трудового распорядка) (основание ст.100 ТК РФ) – в срок до 29.09.2017г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предписание, выданное Государственном инспектором труда, основано на несоблюдении ООО "Эльбрус" норма трудового права, в частности, обществом не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда (ст. 134 ТК РФ); не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда (ст. 135 ТК РФ); правилами внутреннего распорядка не установлен режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ).

Доводы административного истца о том, что предписание не основано на нормах закона, содержит в себе признаки вмешательства в свободу финансово-хозяйственной деятельности ООО "Эльбрус", - не состоятельны, поскольку в оспариваемом предписании отражены выявленные государственным инспектором труда нарушения норм трудового законодательства, которые подлежат устранению в сроки, указанные в предписании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового ООО «Эльбрус» к государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным предписания государственного инспектора труда по Самарской области ФИО1 от 30.08.2017г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Кировский районный суд г. Самара.

Председательствующий Н.В. Гутрова

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2018г.