ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-500/2017 от 26.06.2017 Саянского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск 26 июня 2017 года

Дело 2а-500/2017

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Уваровской О.А., с участием административного истца - помощника прокурора <адрес изъят>Ласточкиной Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес изъят> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона,

установил:

Прокурор города Саянска Иркутской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации указав, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля выявлены нарушения в сфере нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, а именно, не приведение нормативного акта административного регламента, регулирующего порядок проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294-ФЗ (далее по тексту ФЗ № 294).

В силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены на проведение муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

30.12.2014г. постановлением администрации муниципального образования «<адрес изъят>» <номер изъят> утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (действует в редакции Постановления администрации муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят>) (далее по тексту Административный регламент).

Административный регламент не соответствует требованиям ФЗ № 294. Так, пунктом 12.1.2 предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки - истечение срока исполнения субъектом проверки ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства и поступление в орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органах местного самоуправления, из средств массовой информации. Вместе с тем, ФЗ № 294 предусмотрены другие основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования) (п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N242-03, от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 01.05.2016 N127-03);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 01.05.2016 N 127-ФЗ);

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены) (пп. "в" в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора) (п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

Частью 7 статьи 12 ФЗ № 294 предусмотрено, что в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 Ы277-Ф3).

Административный регламент не содержит права органа муниципального земельного контроля провести плановую, внеплановую выездные проверки без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае если такие проверки не были проведены по причине воспрепятствования со стороны хозяйствующего субъекта.

Административный регламент не содержит обязанности органа муниципального земельного контроля по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований (ст. 8.2 ФЗ № 294), обязанности органа муниципального земельного контроля о проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 ФЗ № 294), обязанности органа муниципального земельного контроля по прекращению предварительной проверки (внеплановой проверки), если после ее на чала выявлена анонимность обращения или заявления, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении (ст. 10 ФЗ № 294).

Не приведение в соответствие административного регламента требованиям ФЗ № 294 свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поскольку это создает препятствия в реализации ими своих прав, а также может способствовать ненадлежащему исполнению органами муниципального земельного контроля функций органа местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий и привести к неблагоприятным последствиям в правоприменительной практике.

Кроме того, бездействием органов местного самоуправления муниципального образования «город Саянск» в сфере муниципального нормотворчества нарушаются интересы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «а» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение федеральных законов, контроль за их исполнением.

В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного прокурор города Саянска просил суд обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» устранить нарушения закона. В целях устранения нарушений закона привести в соответствие Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением администрации муниципального образования «город Саянск» 30.12.2014г. № 110-37-1228-14 (в ред. Постановления администрации муниципального образования «город Саянск» от 06.04.2015г. № 110-37-343-15) требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в части оснований для проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, введения обязанности по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований земельного законодательства (ст. 8.2 ФЗ № 294), обязанности по проведению мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 ФЗ № 294), обязанности по прекращению предварительной проверки (внеплановой проверки), если после ее начала выявлена анонимность обращения или заявления, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении (ст. 10 ФЗ № 294).

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Саянска Иркутской области Ласточкина Л.Е. требования, указанные в административном исковом заявлении поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик - МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» представителя в судебное заседание не направил.

До начала судебного заседания от мэра городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» ФИО1 поступило заявление о признании административного искового заявления прокурора г. Саянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона, а именно в приведении в соответствие Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением администрации муниципального образования «город Саянск» 30.12.2014г. № 110-37-1228-14 (в ред. Постановления администрации муниципального образования «город Саянск» от 06.04.2015г. № 110-37-343-15) требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в части оснований для проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, введения обязанности по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований земельного законодательства (ст. 8.2 ФЗ № 294), обязанности по проведению мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 ФЗ № 294), обязанности по прекращению предварительной проверки (внеплановой проверки), если после ее начала выявлена анонимность обращения или заявления, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении (ст. 10 ФЗ № 294).

Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора <адрес изъят> по следующим основаниям.

Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, права которых нарушаются, может изменяться, не может быть конкретно определён.

В силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены на проведение муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

30.12.2014г. постановлением администрации муниципального образования «<адрес изъят>» <номер изъят> утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (действует в редакции Постановления администрации муниципального образования «<адрес изъят>» от 06.04.2015г. <номер изъят>) (далее по тексту Административный регламент).

Административный регламент не соответствует требованиям ФЗ № 294.

Не приведение в соответствие административного регламента требованиям ФЗ № 294 свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поскольку это создает препятствия в реализации ими своих прав, а также может способствовать ненадлежащему исполнению органами муниципального земельного контроля функций органа местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий и привести к неблагоприятным последствиям в правоприменительной практике.

В силу части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес изъят> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес изъят>» законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля выявлены нарушения в сфере нормотворческой деятельности.

Наличие указанного недостатка административным ответчиком не оспаривается, заявленные прокурором требования признаются.

Тем самым, несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора г. Саянска в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» о возложении обязанности по устранению допущенного нарушения закона, подлежат удовлетворению.

Поскольку в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождаются, государственная пошлина в местный бюджет городского округа муниципального образования «город Саянск» с ответчика не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора г. Саянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона полностью удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» устранить допущенные нарушения закона.

Привести в соответствие Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением администрации муниципального образования «город Саянск» 30.12.2014г. № 110-37-1228-14 (в ред. Постановления администрации муниципального образования «город Саянск» от 06.04.2015г. № 110-37-343-15) требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в части оснований для проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, введения обязанности по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований земельного законодательства (ст. 8.2 ФЗ № 294), обязанности по проведению мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 ФЗ № 294), обязанности по прекращению предварительной проверки (внеплановой проверки), если после ее начала выявлена анонимность обращения или заявления, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении (ст. 10 ФЗ № 294).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.

Судья: О.А. Уваровская