РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2021 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклина Ф.С., при секретаре Кудреватых А.С., с участием административного истца - помощника прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карахунского сельского поселения о возложении обязанности актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование административных исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства установлено следующее. Администрацией Карахунского сельского поселения утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования. В соответствии с соглашением от **.**.**** о передаче осуществления части полномочий на 2020 год, заключенным в установленном законом порядке между администрацией МО «Братский район и Карахунским сельским поселением, район передает, а поселение принимает осуществление части полномочий по вопросу местного значения - по п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Аналогичное соглашение заключено в установленном законом порядке **.**.**** между администрацией МО «Братский район и Карахунским сельским поселением на 2021 год. Таким образом, разработка, утверждение и актуализация схем тепло-водоснабжения и водоотведения является обязанностью администрации Карахунского сельского поселения. Вместе с тем, актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования не производилась с момента утверждения схемы (с **.**.****). Администрацией Карахунского сельского поселения не принято мер к актуализации схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования, несмотря на то, что в июле 2019 года проведено техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Карахунского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований закона от **.**.*******. Согласно информации администрации Карахунского сельского поселения от **.**.****, от **.**.**** администрацией проводится работа по устранению нарушений.
Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы и требуют их незамедлительного устранения, так как наличие актуализированных схем водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования, влияет на надежность водоснабжения и водоотведения на территории поселения и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ. Таким образом, администрацией Карахунского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Карахунского сельского поселения.
Просит суд обязать администрацию Карахунского сельского поселения в срок до **.**.**** актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд административные исковые требования удовлетворить.
Административный ответчик - администрация Карахунского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; глава администрации Карахунского сельского поселения - ФИО1, действующий на основании прав по должности, представил заявление с просьбой рассмотреть административное дело в его отсутствие, указав, что административные исковые требования признает в полном объеме.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Поскольку данные требования заявлены, исходя из полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возникают из публичных правоотношений, то данные требования подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Братского района Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что **.**.**** между администрацией МО «Братский район и Карахунским сельским поселением заключено соглашение *** о передаче осуществления части полномочий на период с **.**.**** по **.**.****.
В соответствии с данным соглашением администрация МО «Братский район» передает, а Карахунское сельское поселение принимает осуществление части полномочий, в т.ч., по вопросу местного значения - по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что разработка, утверждение и актуализация схем тепло-водоснабжения и водоотведения является обязанностью администрации Карахунского сельского поселения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, отношения в сфере разработки, утверждения и актуализации схем водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органом местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. п. 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Согласно п.п. «в» п. 8 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется, в т.ч., при проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверки установлено, что на территории Карахунского сельского поселения утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и доказательств обратного суду не представлено, что актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования не производилась с момента утверждения схемы (с **.**.****).
**.**.**** прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Карахунского муниципального образования ФИО1 было внесено представление *** об устранении нарушений федерального законодательства, а именно: выполнить актуализацию схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования в течение 30 дней со дня внесения данного представления.
Согласно информации главы Карахунского муниципального образования ФИО1 *** от **.**.**** между администрацией Карахунского сельского поселения и ООО «СтройЭнергоИнновации» **.**.**** заключен договор *** на проведение работ по разработке (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения.
Согласно информации главы Карахунского муниципального образования ФИО1 *** от **.**.**** администрацией Карахунского сельского поселения в ноябре 2020 года от ООО «СтройЭнергоИнновации» получены разработанные схемы водоснабжения и водоотведения; в декабре 2020 года проверенные схемы водоснабжения и водоотведения направлены в адрес ООО «СтройЭнергоИнновации» для доработки. Завершение работ по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения на территории Карахунского муниципального образования планируется в июле 2021 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено и доказательств обратного суду не представлено, что до настоящего времени администрацией Карахунского сельского поселения не произведена актуализация схем водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» основополагающими документами при подготовке проектов концессионных соглашений является схемы водоснабжения и водоотведения, на основании которых разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера, в целях корректного определения инвестиционных мероприятий концессионера администрации Карахунского сельского поселения необходимо актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку полномочия по разработке, утверждению и актуализации схем тепло-водоснабжения и водоотведения переданы Карахунскому муниципальному образованию на территории которого функционирует система централизованного водопровода, следовательно, администрация Карахунского сельского поселения обязана принимать меры к разработке, утверждению и актуализации схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования, непринятие данных мер приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Карахунского муниципального образования, поскольку наличие актуализированных схем водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета Иркутской области в целях софинансирования расходов на реализацию мероприятий в сфере модернизации объектов ЖКХ.
Вместе с тем, суд учитывает, что отсутствие актуализированных схем водоснабжения и водоотведения Карахунского сельского поселения препятствует развитию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечению для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, при этом, отсутствие актуализированных схем водоснабжения и водоотведения поселения не позволяет органу местного самоуправления обеспечить население муниципального образования надежной системой водоснабжения и водоотведения, следовательно, администрацией Карахунского сельского поселения деятельность по организации в границах поселения надежного водоснабжения и водоотведения осуществляется ненадлежащим образом, что недопустимо, поскольку неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов жителей Карахунского сельского поселения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карахунского сельского поселения об обязании администрацию Карахунского сельского поселения актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести (актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения), значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный прокурором - в срок до **.**.****.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Карахунского сельского поселения в срок до **.**.**** актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Карахунского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ф.С. Куклин
Решение суда в окончательно форме принято 19.05.2021.