ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-500/2022 от 04.10.2022 Асиновского городского суда (Томская область)

70RS0006-01-2022-000869-78

№ 2а-500/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04.10.2022 Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Симагиной Т.С.,

при секретаре Вдовиной А.И.,

помощник судьи Пирогова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области с участием прокурора Молькина С.В., административное дело по административному исковому заявлению Асиновского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Асиновского городского поселения Томской области о возложении обязанности произвести снос аварийного дома,

УСТАНОВИЛ:

Асиновский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании незаконным бездействие администрации Асиновского городского поселения, выразившееся в несвоевременном сносе многоквартирного дома по адресу: , признанного аварийным и подлежащим сносу; обязать администрации Асиновского городского поселения не позднее 1 месяца с момента вступления в законную в силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в многоквартирный дом по адресу: ; обязать администрацию Асиновского городского поселения в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по сносу дома, расположенного по адресу: и благоустройству земельного участка.

В обосновании исковых требований указано, что при проведении Асиновской городской прокуратурой проверки установлены нарушения в деятельности администрации Асиновского городского поселения при организации работ по сносу аварийного дома, расположенного на территории Асиновского городского поселения. Постановлением администрации Асиновского городского поселения от /дата/ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 указанного постановления на отдел управления имуществом и землями администрации Асиновского городского поселения возложена обязанность не позднее /дата/ принять меры по сносу данного дома и благоустройству земельного участка. Проверкой с выездом на место установлено, что вышеуказанный дом расселен, при этом территория дома не огорожена, окна и двери в доме отсутствуют, в связи с чем имеется беспрепятственный доступ на указанный объект неопределенного круга лиц, дом до настоящего времени не снесен. В связи с неограниченным доступом на указанный объект неопределенного круга лиц, не исключена возможность причинения вреда их жизни и здоровью. Кроме того, наличие такого доступа на указанный объект в том числе несовершеннолетних, может стать условием вовлечения их в антиобщественную деятельность или совершения в отношении них противоправных деяний. В связи с бездействием администрации Асиновского городского поселения по сносу аварийного дома /дата/ главе администрации городского поселения вносилось представление, однако мер по сносу дома до настоящего времени не принято. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства о безопасности зданий сооружений свидетельствуют об игнорировании администрацией Асиновского городского поселения установленного порядка сноса зданий, создает угрозу обрушения указанного здания, чем нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании административный истец – прокурора Молькина С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик - администрации Асиновского городского поселения Томской области извещенная надлежаще о дате, времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.

В соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения закреплены в ст. 53 Устава муниципального образования «Асиновское городское поселение» принятого на 19 сессии Совета Асиновского городского поселения, Решением от /дата/.

В соответствии с частью 2 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами (ч.1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Федеральный закон принимается, в частности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Частью 1 ст. 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 2 статьи 6).

Снос объекта-ликвидация здания (сооружения) одним из способов обрушения (механический, термический, взрывной или их комбинации) с предварительным демонтажем технических систем и элементов отделки (п.3.10. Свода правил «Здания и сооружения. Правила при производстве работ при демонтаже и утилизации» утвержденные 01.03.2018)

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Асиновского городского поселения Томской области от /дата/ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу. Отдел управления имуществом и землями администрации Асиновского городского поселения не позднее /дата/ должен был принять меры по сносу дома, расположенного по адресу: , и благоустройству земельного участка.

Согласно акту по результатам проверки от /дата/ и фототаблицы, до настоящего времени аварийный дом расположенный, по адресу: , не снесен, не вывезен и не утилизирован. Доступ к зданию граждан, в том числе несовершеннолетних детей, является свободным. Наличие такого доступа на указанный объект, может стать условием вовлечения их в антиобщественную деятельность или совершения в отношении них противоправных деяний.

Таким образом, суд приходит к выводу, что именно администрация Асиновского городского поселения, является лицом обязанным произвести снос, вывоз и утилизацию расселенного аварийного дома, предварительно ограничив доступ граждан к указанному зданию путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором оно расположено.

При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в части сноса аварийного дома не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; в части принятия мер по ограничению доступа к зданию – не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Асиновского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Асиновского городского поселения Томской области о возложении обязанности произвести снос аварийного дома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Асиновского городского поселения, выразившееся в несвоевременном сносе многоквартирного дома по адресу: , признанного аварийным и подлежащим сносу.

Обязать администрацию Асиновского городского поселения Томской области не позднее одного месяца с момента вступления в законную в силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в многоквартирный дом по адресу: .

Обязать администрацию Асиновского городского поселения в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по сносу дома, расположенного по адресу: и благоустройству земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Асиновский городской суд Томской области.

Судья: Т.С. Симагина