38RS0022-01-2022-000341-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 г. г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Мартиросян К.А.,
при секретаре судебного заседания Мозговой Н.С.,
с участием прокурора Морозюка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-500/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» к Т. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора, в отношении Т., указав в его обоснование, что административный ответчик отбывает наказание по приговору Сосновоборсукого городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 г., которым признан в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, в силу п. «б» ч. 7 ст. 79, ст. 70 УК РФ присоединен приговор Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 октября 2018 г., назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в колонии строго режима. По постановлению Тайшетского городского суда Иркутской области от 8июня 2021 г. переведен в колонию-поселение. Срок отбывания наказания истекает 12 марта 2021 г.
Учитывая, что осужденный Т. совершил преступление средней тяжести, отягчающим обстоятельством признан рецидив преступлений, преступление совершено в период установленного судом административного надзора, административный истец просит суд установить в отношении данного осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор на срок 3 года, с одновременным установлением в отношении него следующих ограничений: обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время - с 22.00 до 06.00 часов, если это не связано с работой в ночные часы; запретить пребывание в кафе, барах, ресторанах и питейных заведениях, так как совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Представитель административного истца, административный ответчик Т. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судом их явка обязательной не была признана. Уведомление административного ответчика подтверждается распиской, согласно которой он извещен о судебном заседании, ходатайства о личном участии не заявил, административный иск признает, возражений по заявленным административным исковым требованиям не представил. В соответствии со ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое административное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «Онекоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В ст. 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как установлено в судебном заседании, решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 8 июня 2017 г. в отношении Т. установлен административный надзор на срок погашения судимости (восемь лет) со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Также установлено административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Решение суда вступило в законную силу 24июня 2017 г.
Приговором Сосновоборского городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 г. Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст.158 УК РФ. В силу п. «б» ч. 7 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение по приговору Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 октября 2018 г. в виде 4 месяцев 07 дней лишения свободы – отменено, в силу ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно определено наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исполнительной колонии строго режима. Обстоятельством, отягчающим наказание, судом учтен рецидив преступлений.
Приговором Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 октября 2018 г. Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 9 месяцев с отбыванием наказания в колонии строго режима. Обстоятельством, отягчающим наказание, судом учтен рецидив преступлений.
Преступление по приговорам Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 октября 2018 г. и от 6 июля 2020 г. совершены Т. в период установленного в отношении него решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 8 июня 2017 г. административного надзора.
Наказание по приговору от 6 июля 2020 г. назначено по совокупности приговоров, к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Сосновоборского городского суда Красноярского края от 15 октября 2018 г.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор прекращается осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
Таким образом, административный надзор, установленный в отношении Т., прекращен в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
Согласно материалам административного дела Т. совершил преступления средней тяжести в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания. Таким образом, в отношении Т. подлежит установлению административный надзор в силу императивных указаний п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ.
Рассматривая вопрос о сроке административного надзора, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об административном надзоре).
Положениями частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре установлено, что назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть первая статьи 5 Закона, статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть первая статьи 5 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 173 УИК РФ осужденные к принудительным работам, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.
Из системного толкования положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ст. ст. 1, 3, 5) в совокупности с ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что административный надзор не может осуществляться после погашения судимости, в связи с чем срок административного надзора в отношении конкретно лица не может выходить за ту дату, когда погашается судимость.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Согласно ст. 15 УК РФ совершенные административным ответчиком преступления, предусмотренные п. «в» ч. 2 ст. 158УК РФ относятся к категории средней тяжести, за совершение которых судимость в силу ст. 86 УК РФ погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания. Учитывая, что срок отбывания наказания Т. по приговору Сосновоборского городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 г. согласно представленным материалам дела приходился на 12 марта 2022 г. (выходной день), следовательно срок погашения судимости – 11 марта 2025 г. Вместе с те, из поступивших в суд документов (постановления Тайшетского городского суда Иркутской области от 14января 2022 г. и распоряжения об исполнении вступившего в законную силу постановления) следует, что в отношении Т. произведена замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Постановление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении административного ответчика вступило в законную силу 25 января 2022 г., в связи с чем Т. освобожден из исправительного учреждения и убыл по адресу: <адрес> (ЦСА). Таким образом срок погашения судимости по приговору Сосновоборского городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 г. приходится на 24января 2025 г.
Срок погашения судимости по приговору Сосновоборского городского суда Красноярского края от 7 ноября 2012 г., в соответствии с которым решением Сосновоборского городского суда <адрес> в отношении Т. был установлен административный надзор, составляет 8 лет (освобожден 19 августа 2016 г. постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 19 августа 2016 г. условно-досрочно) и приходится на конец августа 2024 г.
В данном случае, исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 26, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 г. № 15 «Онекоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор подлежит установлению на основании п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре исходя из наличия непогашенной судимости по приговору от 6июля 2020 г. наказание, по которому назначено на основании ст. 70 УК РФ.
С учетом положений п. 2 ч. 1 пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре, разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор в отношении Т. устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок погашения судимости Т. за совершение преступлений средней тяжести оставляет 3 года, а срок административного надзора не может превышать срока погашения судимости.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, исходит из положений ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, которая содержит перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона), запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона). Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
- обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре);
- запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории (п. 2 ч.2 ст. 4 Закона об административном надзоре);
- запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как разъяснено в абз. 10 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Оценивая материалы административного дела, суд при выборе административных ограничений, учитывает следующее.
Из характеристики на Т., выданной начальником отряда следует, что осужденный характеризуется удовлетворительно. На профилактическом учете в учреждении не состоит. Дружеские отношения в коллективе осужденных поддерживает как с положительно, так и с отрицательно характеризующимися осужденными. В группировки не входит. Уживчив, неконфликтен. Форму одежды не нарушает, санитарно-гигиенические требования выполняет. Умеренно агрессивен, обладает честолюбием. В общественной жизни отряда участия не принимает. Участие в работах по благоустройству учреждения принимает согласно графику подчиняясь необходимости.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Т., последний за период отбывания наказания не имеет поощрений и взысканий по личному делу.
Из представленной копии паспорта следует, что регистрация по месту жительства Т. отсутствует. Т. после освобождения убыл по адресу: <адрес> (ЦСА).
С учетом данных о личности Т., принимая во внимание, что в отношении него ранее устанавливался административный надзор, признание отягчающим обстоятельством по приговору от 6 июля 2020 г. совершение преступление при рецидиве, учитывая, что преступления совершены в ночное время суток в состоянии алкогольного опьянения, отсутствия места жительства, его желания поехать в <адрес>, суд считает целесообразным установить в отношении Т.. административные ограничения в виде:
- запретить выезд за пределы <адрес> края,
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22:00 до 06:00 час.;
- запретить посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
В данном случае ограничение прав и свобод Т. предусмотрено Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Применение административного надзора обусловлено освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной судимости за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Установление в отношении Т. данных административных ограничений отвечает целям, декларируемым Федеральным законом, и может обеспечить индивидуальное профилактическое воздействие данных ограничений в течение установленного судом срока административного надзора.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в силу закона, при этом учитывая данные о личности административного ответчика, суд считает правильным установления периодичности явки на регистрацию два раза в месяц.
Необходимость установления иных ограничении обстоятельствами по делу не подтверждена, характеризующие сведения административного ответчика также такой информации не содержат, оснований для установления иных видов ограничений не имеется.
Установленные в отношении Т. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Установленные судом виды ограничений не допускают несоразмерного ограничений права поднадзорного лица на труд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.ст. 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю к Т. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, административный надзор на срок,
установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости – три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и установить следующие административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за пределы <адрес> края;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22:00 до 06:00 час.;
- запретить посещение мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять Т. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья К.А. Мартиросян
Мотивированный текст решения суда изготовлен 15 февраля 2022 г. в 17:30 час.