Дело №2а-501/2021
УИД 66RS0036-01-2021-000724-75
Решение в окончательной форме принято 05 августа 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2021 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по Свердловской области к Щукину Аркадию Ивановичу взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 27 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Щукину А.И. о взыскании задолженности по налогу: на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в сумме 114 211 рублей, пени за просрочку его уплаты в сумме 210 рублей 34 копейки, по земельному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 31 128 рублей, пени за просрочку его уплаты в сумме 57 рублей 32 копейки.
В обоснование административного иска указано, что ответчик, являясь плательщиком налога на имущество, не исполнил обязанность по уплате налога на имущество за 2017, 2018 годы в сумме 114 211 рублей, по земельному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 31 128 рублей. В адрес ответчика было направлено требование, об исполнении обязанности по уплате налога, однако, оно не исполнено. В связи с неуплатой в установленные законом сроки налога на имущество, ответчику начислены пени по налогу на имущество за 2017, 2018 годы пени за просрочку его уплаты 210 рублей 34 копейки, по земельному налогу за 2017, 2018 годы пени за просрочку его уплаты в сумме 57 рублей 32 копейки.
В ходе подготовки по делу административный ответчик направил возражение на административное исковое заявление, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен. Решением Кушвинского городского суда Свердловское области от 31.07.2020 по делу № 2а-379/2020 уже вынесено решение о взыскании с него задолженности по налогу на имущество за 2017 в сумме 85430, перерасчет административным истцом сделан необоснованно. С расчетом задолженности по земельному налогу не согласен, так как решением Думы Качканарского городского округа «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Качканарского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении земельных участков, занятых объектами торговли и общественного питания применяется ставка 1, а не 1,5. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств того, что налоговая база в 2017 и 2018 равнялась 2209974 р., кадастровая стоимость земельного участка составляет 1815334,17, следовательно, расчет должен быть выполнен следующим образом 1815334-1172400*1%=6429*2 года=12858. Вместе с тем, считает, что административным истцом пропущен срок для подачи административного иска в суд.
Административный истец с учетом доводов административного ответчика представил возражения на отзыв, в котором указал, что за 2018 сумма налога на имущество исчислена в размере 101 744 рубля. За 2017 инспекцией сделан перерасчет по налогу, сумма налога увеличилась за счет применения инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в размере 4579957,20 руб. умноженного на коэффициент – дефлятор 1,425 руб. (установлен Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698). Данный размер стоимости был принят налоговым органом из Росрееста 16.04.2020 в порядке информационного обмена в рамках ст. 85 НК РФ. После поступления уточненных данных о стоимости объекта был произведен перерасчет налога и сумма налога за 2017 составила 97897 руб. Ранее (по сроку уплаты 03.12.2018) налог на имущество за 2017 был исчислен исходя из инвентаризационной стоимости в размере 3996703 руб. Сумма ранее исчисленного налога составляла 85430 руб. Таким образом, к уплате подлежит сумма 12467 руб. (разница между 97897-85430). Размер задолженности по налогу на землю за 2017, 2018 исчислен в сумме 31128 руб. Вместе с тем, инспекцией сделан перерасчет, поскольку ставка в размере 1,5% применена неправомерно. Решением Думы Качканарского городского округа «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Качканарского городского округа» от 17.11.2005 № 90 при исчислении налога на земельный участок истца должна быть применена ставка 1,00%. Таким образом, задолженность по земельному налогу за 2017, 2018 по налогу составит 20 752 руб. Кадастровая стоимость земельных участков на 2017 и 2018 утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 № 2588, согласно которого кадастровая стоимость земельного участка составляет 4898598,51 руб. Решением Свердловского областного суда от 05.02.2020 № 3а-132/2020 данная кадастровая стоимость была изменена на 2209974 руб. по состоянию на 01.01.2015. Только в связи с изданием Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.10.2020 № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» кадастровая стоимость данного земельного участка была изменена на 1815334,17 руб.
Впоследствии от административного истца вновь поступило заявление об уточнении заявленных требований в связи с частичной оплатой ответчиком налога, истец просит взыскать ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в сумме 102 889,22 рублей, пени за просрочку его уплаты в сумме 210 рублей 34 копейки, по земельному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 20752 рубля, а всего 123 851 рубль 56 коп.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также стороны извещены путем направления судебного извещения посредством почтовой связи.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, на исковых требованиях с учетом уточнения настаивал.
Административный ответчик Щукин А.И. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки уд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Принимая во внимание доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база по земельному налогу определяется на основании ст. 390 НК РФ, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Налоговым периодом по земельному налогу признается год ст. 393 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 397 НК РФ, установлено, что срок уплаты земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.
В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, в спорный период Щукину А.И. на праве собственности принадлежит строение (помещение) по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, доля 1/1.
За 2017 год сумма налога ранее исчисленная составляла 85 430 рублей, которая взыскана с ответчика решением Кушвинского городского суда Свердловской области 23.07.2020. В связи с поступлением уточненных данных о стоимости объекта, был произведен перерасчет налога, и сумма налога за 2017 составила 97897 руб. Таким образом, к уплате подлежит сумма налога на имущество за 2017 в размере 12 467 рублей (97 897 рублей - 85 430 рублей). За 2018 год сумма налога исчислена в размере 101 744 рубля. Как указано административным истцом частично долг ответчиком погашен, составляет 102 889 рублей 22 копейки.
Ответчик не исполнил обязанность по уплате земельного налога по объекту налогообложения, расположенному по адресу <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, доля 1/1.
Задолженность по земельному налогу за 2017, 2018 годы исчислена в сумме 20 752 рубля с учетом ставки в размере 1%, установленной решением Думы Качканарского городского округа» от 17.11.2005 № 90 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Качканарского городского округа».
Кадастровая стоимость земельных участков на 2017 и 2018 утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 № 2588, согласно которого кадастровая стоимость земельного участка составляет 4898598,51 руб.
Решением Свердловского областного суда от 05.02.2020 № 3а-132/2020 данная кадастровая стоимость была изменена на 2209974 руб. по состоянию на 01.01.2015.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.10.2020 № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» кадастровая стоимость данного земельного участка была изменена на 1815334,17 руб.
Таким образом, истцом при расчете земельного налога за 2017, 2018 истцом обоснованно использована кадастровая стоимость в размере 2209974 руб.
Заявлений об отчуждении имущества, а также сведений из регистрирующих органов о каких-либо сделках в отношении имущества должника в налоговый орган не поступало.
Данных об оплате исчисленного налога ответчиком не представлено.
Учитывая представленные суду доказательства, а также проверенный судом и признанный правильным и соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах расчет задолженности по уплате налогов, суд считает требование Межрайонной ИФНС России №27 по Свердловской области о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени законным, обоснованным, и подлежащим удовлетворению.
Административным ответчиком допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об уплате недоимки по указанным налогам не представлено. Суд отмечает, что административный ответчик не лишен возможности на стадии исполнения решения суда представить доказательства уплаты налога.
Доводы административного ответчика об истечении срока обращения в суд с настоящим заявлением суд не принимает.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, Щукиным А.И. не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельному налогу за 2017-2018 годы.
ДД.ММ.ГГГГ Щукину А.И. направлены налоговые уведомления № и №.
В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 10/.
При выставлении требования об уплате налогов со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом исчисленных налогоплательщику налогов и пени, при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, общая сумма, подлежащая взысканию, превысила 3 000 рублей.
Соответственно у налогового органа возникло право на обращение в суд с заявлением о взыскании с ответчика недоимки по налогам, пени, начиная с 15.01.2021 года.
Поскольку требование об уплате налога и пени ответчиком исполнено не было, истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в феврале 2021 года, то есть в срок.
18.02.2021 мировым судьей судебного участка № 1 Кушвинского судебного района Свердловской области был вынесен судебный приказ о взыскании со Щукина А.И. задолженности по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кушвинского судебного района Свердловской области от 15.03.2021 судебный приказ отменен.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исковое заявление в суд поступило 30.04.2021, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим суд взыскивает с административного ответчика, который не освобожден в силу закона от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в сумме 3677 рублей, подлежащую зачислению в бюджет Кушвинского городского округа.
Руководствуясь ст.ст. 124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по Свердловской области к Щукину Аркадию Ивановичу о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать со Щукина Аркадия Ивановича (ИНН №) налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 год в сумме 102 889 рублей 22 копейки, пени за просрочку уплаты 210 рублей 34 копейки, задолженность по земельному налогу за 2017, 2018 в сумме 20 752 рубля, а всего 123 851 рубль 56 копеек.
Взыскать со Щукина Аркадия Ивановича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 677 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья В.В. Мальцева