ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5021/2021 от 27.10.2021 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-02-2021-003630-74

Дело № 2а-5021/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2021 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Булановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по

административному исковому заявлению ФИО и ФИО о признании незаконным постановления администрации города Южно-Сахалинска от 02.06.2021 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», возложении обязанности на администрацию города Южно-Сахалинска и Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска выдать разрешение на условно разрешенный вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,

установил:

ФИО. и ФИО обратились в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привели следующие обстоятельства.

12 сентября 2017 года Департаментом землепользования г.Южно-Сахалинска на основании договора аренды административному истцу ФИО был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома». На указанном земельном участке ФИО был возведен объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 20.01.2017 года. 07 сентября 2019 года между ФИО и администрацией города Южно-Сахалинска был заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, в соответствии с которым покупатель приняла и оплатила земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенных на территории Сахалинской области по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости. На основании заявления ФИО от 12.08.2019 года, истцом был получен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 14 августа 2021 года ФИО. в лице своего представителя обратилась в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» с заявлением, в котором просила предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка – «многоквартирные жилые дома». К приставленному заявлению ФИО. были приложены все необходимые документы, подтверждающие законность запрашиваемого разрешения, с указанием необходимости получения разрешения – реконструкция существующего жилого дома в двухквартирный жилой дом, при этом принадлежащий истцу объект соответствовал требованиям технических регламентов. Сообщением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Южно-Сахалинска от 26.10.2020 года административному истцу было отказано в предоставлении такого разрешения на основании пункта 2.8 Административного регламента «предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» ввиду несоответствия градостроительным нормам, Приказу Министерства архитектуры и градостроительства Сахалинской области от 24.06.2019 года «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Сахалинской области», так как на данной территории не предусмотрена малоэтажная жилая застройка. ФИО на основании договора купли-продажи доли жилого дома и земельного участка от 13.11.2020 года продала ФИО<данные изъяты> долю в принадлежащей ей на праве собственности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и <данные изъяты> долю земельного участка с кадастровым номером по указанному адресу. Переход права собственности к ФИО также зарегистрирован в установленном законом порядке. Между сторонами было заключено соглашение о фактическом определении долей жилого дома от 13.11.2020 года. Данные обстоятельства указывают на то, что отказ в выдаче разрешения также нарушает права и нового собственника <данные изъяты> доли жилого дома и земельного участка ФИО, препятствует реализации ее прав на законное владение и распоряжение принадлежащим ей имуществом. Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска от 02.06.2021 года административным истцам было оказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». Основанием для отказа послужило несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка проекту планировки с проектом межевания территории западного жилого района г.Южно-Сахалинска в границах: <адрес><адрес><адрес><адрес><адрес>» (утвержденного постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 25.12.2020 года ), так как не установлены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства «малоэтажная многоквартирная жилая застройки, код 2.1.1.». Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка. Согласно пункту 2.8.2 Административного регламента администрации <адрес> предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (утвержденного постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 23.07.2020 года ) решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства принимается в случае нарушения требований технических регламентов, санитарных, градостроительных норм; а также случае, если запрашиваемый вид условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны. В соответствии с Приказом министерства архитектуры и градостроительства Сахалинской области от 24.06.2019 года «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Сахалинской области» установлены нормативы градостроительного проектирования объектов жилой застройки, согласно которым в состав жилых зон могут включаться: - зона застройки индивидуальными малоэтажными отдельно стоящими жилыми домами усадебного, в том числе коттеджного типа, типа до 3 этажей включительно с приусадебными земельными участками; - зона застройки малоэтажными блокированными жилыми домами (до 3 этажей включительно) без земельных участков или с земельными участками (придомовыми, приквартирными); - зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до 3 этажей включительно). Из обжалуемого отказа не усматривается, какие именно требования и каких технических регламентов будут нарушены административными истцами в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка. В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, административные истцы полагают, что у администрации города не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

ФИО. и ФИО просят суд признать незаконным постановление администрации города Южно-Сахалинска от 02.06.2021 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска и Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска выдать разрешение на условно разрешенный вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административные истцы ФИО. и ФИО поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административных ответчиков ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения требований граждан по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагала, что в случае удовлетворения административного иска будет нарушен принцип единства земельного участка и расположенного на нем объекта.

Выслушав мнения участников административного процесса, исследовав совокупность имеющихся в деле доказательств, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

Из материалов административного дела суд установил, что с 20.01.2017 года административный истец ФИО являлась собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

07.05.2019 года между ФИО и администрацией города Южно-Сахалинска был заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, согласно которому, ФИО приняла и оплатила земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием – для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенных на территории Сахалинской области.

Из пункта 1.3 договора купли-продажи следует, что передаваемый по настоящему договору земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденными решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года , расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3).

30.11.2020 года ФИО. заключила с ФИО договор купли-продажи доли жилого дома и земельного участка. Согласно условиям данной сделки, ФИО приобрела у ФИО. <данные изъяты> доли в принадлежащих ФИО. на праве собственности жилом доме и земельном участке, расположенных по адресу: <адрес>.

В тот же день истцы подписали соглашение о фактическом определении долей жилого дома.

Право общей долевой собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.

21.04.2021 года ФИО. и ФИО обратились в Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Распоряжением Департамента от 21.04.2021 года назначено проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204004:298, расположенного по адресу: <адрес>.

Публичные слушания организованы и проведены органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Согласно протоколу публичных слушаний от 19.05.2021 года замечаний от участников публичных слушаний по интересующему административных истцов вопросу не поступило.

20.05.2021 года был составлен протокол заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», из которого следует, что комиссия приняла решение об отказе в предоставлении истцам разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента администрации города Южно-Сахалинска предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» по основанию несоответствия запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка проекту планировки с проектом межевания территории западного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: <адрес><адрес><адрес><адрес><адрес>», утвержденного постановлением администрации города от 25.12.2020 года , так как не установлены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства «малоэтажная многоквартирная жилая застройка, <данные изъяты>».

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 02.06.2021 года истцам отказано в предоставлении испрашиваемого разрешения. В обоснование принятого постановления администрацией города привела те же обстоятельства, что и комиссия в вышеупомянутом протоколе .

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что оспариваемое административными истцами постановление не соответствует действующему законодательству.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила застройки и землепользования являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким образом, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности правил застройки и землепользования, как документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий, перед проектом планировки и проектом межевания.

Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима указанного объекта и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (статьи 1, 30, 36 ГрК РФ).

Из положений статьи 37 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Из дела видно, что согласно фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года , земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах территориальной зоны Ж-3 – «индивидуальная жилая застройка».

Статьей 47 «Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-3)» Правил землепользования и застройки на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» к условно разрешенным видам и параметрам использования земельных участков и объектов капитального строительства данной зоны отнесен вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», то есть тот вид использования, о выдаче разрешения на который просили уполномоченный орган административные истцы.

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 23.07.2020 года утвержден Административный регламент администрации города Южно-Сахалинска предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Согласно пункту 2.2. Административного регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией города Южно-Сахалинска.

Согласно пункту 1.2.1. Административного регламента, заявителями являются правообладатели земельных участков (физические и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), расположенных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск».

В пункте 2.3. Административного регламента указано, что решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства принимается в следующих случаях:

1) отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 настоящего раздела административного регламента;

2) с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства обратилось лицо, не указанное в подразделе 1.2 настоящего административного регламента;

3) нарушение требований технических регламентов, санитарных, градостроительных норм;

4) наличие подтвержденного факта самовольной постройки на земельном участке, в отношении которого запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

5) запрашиваемый вид условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.

Из содержания данной нормы следует, что перечень оснований, влекущих отказ в предоставлении разрешения, является исчерпывающим.

Согласно руководящим разъяснениям пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В этой связи, суд проверяет только те основания, которые заложены административным ответчиком непосредственно в оспариваемом решении.

Судом установлено, что основание, указанное стороной административного ответчика в постановлении , не относится ни к одному из случаев, перечисленных в пункте 2.3 Административного регламента. Более того, как видно из дела, с заявлением о выдаче разрешения обратились надлежащие заявители, представив все необходимые для получения муниципальной услуги документы, факт самовольной постройки в данном случае отсутствует, запрашиваемый вид условно разрешенного вида использования земельного участка соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-3, какие-либо нарушения заявителями требований технических регламентов, санитарных и градостроительных норм в оспариваемом постановлении не приведены.

Следовательно, данное постановление является неправомерным, оно нарушает права и законные интересы административных истцов – собственников земельного участка и расположенного на нем жилого дома, поскольку создает препятствие в осуществлении права распоряжения объектами собственности (собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом - статья 209 ГК РФ), что свидетельствует об обоснованности иска.

В спорных правоотношениях надлежащим административным ответчиком является администрация города Южно-Сахалинска, в связи с чем, в иске к ДАиГ суд отказывает. На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО и ФИО удовлетворить частично.

Признать незаконным постановления администрации города Южно-Сахалинска от 02.06.2021 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска в течение 10 рабочих дней выдать ФИО и ФИО разрешение на условно разрешенный вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО и ФИО к Департаменту архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Перченко Н.Л.