КОПИЯ
Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2021 года
№ 2а-5023/2021
66RS0007-01-2021-006259-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Парамоновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой М.Н.,
с участием административного ответчика Чермных В.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 25 по Свердловской области к Чермных Владиславу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
МИФНС России № 25 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Чермных В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование требований указано, что Чермных В.С. в период с 26 июня 2019 года по 14 января 2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность и состоял на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем являлся плательщиком минимального налога. Чермных В.С. в налоговый орган представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год. Сумма, подлежащая уплате в бюджет на основании налоговой декларации представленной Чермных В.С., составила 23 654, 00 руб. Авансовый платеж за период девять месяцев по сроку уплаты до 25 октября 2019 года составил 1 829,00 руб., платеж за период календарный год по сроку уплаты до 12 мая 2020 года составил 21 825,00 руб. У налогоплательщика имелась указанная задолженность, на которую налоговым органом было выставлено требование об уплате налога № по состоянию на 03 июня 2020 года, требование не исполнено. 16 июня 2020 года произведен зачет по минимальному налогу на сумму 3 084,00 руб.
16 июля 2020 года был вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи от 15 февраля 2021 года, в связи с поступившими возражениями должника.
Административный истец МИФНС России № по Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Чермных В.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ему не разъяснили куда платить, платежные документы с реквизитами не вручили, а также не сообщили о том, что он уплачивает по иному налогу излишние суммы, которые могут быть зачтены. Поддержал в полном объеме ранее данные пояснения, полагая, что налоговый орган должен был самостоятельно зачесть в счет погашения задолженности по минимальному налогу необходимую сумму из имеющейся переплаты по иному виду налога.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства своевременно надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 8 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
В силу статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (пункт 2).Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения месту жительства индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чермных В.С. на основании решения ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 26 июня 2019 года № зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 14 января 2020 года, что подтверждается решением ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга №
30 декабря 2019 года Чермных В.С. в налоговый орган представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщиком определена сумма авансового платежа в размере 1 829,00 руб., сумма минимального налога, подлежащего уплате за налоговый период в размере 21 825,00 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации выявлено наличие недоимки по минимальному налогу за 2019 год в сумме 23 654,00 руб., пени 166,22 руб. В адрес должника было направлено требование № 33995 об уплате налога, пени по состоянию на 03 июня 2020 года, срок исполнения до 26 июня 2020 года (л.д. 15). Направление требования подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 20).
Требование налоговой инспекции в добровольном порядке, в установленные сроки исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 14 июля 2020 года (л.д. 24). 16 июля 2020 года был вынесен судебный приказ № 2а-2835/2020, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 5 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 15 февраля 2021 года.
16 июня 2021 года налоговым органом принято решение о зачете суммы излишне уплаченного налога самостоятельно по налогу НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3 084,00 руб. по налоговому периоду 2020 год в счет уплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговому периоду 2019 год.
После отмены судебного приказа административный истец направил в суд 13 августа 2021 года настоящее административное исковое заявление.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления требования, размер пени исчислены правильно, сроки на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного и обращения в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соблюдены, в связи с этим административные исковые требования МИФНС России № 25 по Свердловской области подлежат удовлетворению.
Административным ответчиком в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств уплаты минимального налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, и пени по данному налогу за 2019 год суду не представлено.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Довод административного ответчика о том, что при имеющейся у него переплате в размере 142 000,00 руб., налоговый орган должен был самостоятельно зачесть из указанной суммы в счет погашения задолженности по минимальному налогу за 2019 год, основан на неверном толковании пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из КРСБ, сальдо по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 142 029, 15 руб.
17 февраля 2021 года Чермных В.С. обратился в инспекцию с заявлением о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в сумме 142 000,00 руб.
Налоговым органом было принято решение об отказе в возврате суммы 142 000, 00 руб. Налогоплательщик вызывался в налоговый орган для дачи пояснений, в указанное время не явился.
В силу пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 данной статьи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Зачет, предусмотренный статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации, является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
Принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в судебном порядке.
Таким образом, у налогового органа оснований для самостоятельного зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет имеющей недоимки по минимальному налогу за 2019 года не имеется, поскольку как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так и минимальный налог, подлежат самостоятельному исчислению налогоплательщиком, и задолженность по таким видами налогов подлежит взысканию в судебном порядке.
Вместе с тем административный ответчик не лишен права обратиться в налоговый орган с заявлением в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся задолженности.
Иные доводы административного ответчика правового значения для рассматриваемого спора значения не имеют, поскольку не относятся к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению в рамках административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление МИФНС России № 25 по Свердловской области к Чермных Владиславу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Чермных Владислава Сергеевича недоимку по минимальному налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог), зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2019 год в размере 20 570,00 руб., пени по минимальному налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог), зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, за 2019 год в размере 166,22 руб.
Взыскать с Чермных Владислава Сергеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 825,00 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья (подпись) М.А. Парамонова
Копия верна.
Судья