Дело №2а-5027/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Владимировой Н.В., при секретаре Алиевой Э.Д., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3, представителей административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по Хабаровскому краю, УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по снятию запрета на регистрационные действия и устранению препятствий в совершении регистрационных действий,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратилась с административным иском к административным ответчикам, в обоснование указав, что 9 марта 2017 г. должностными лицами ФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в рамках исполнительного производства наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ей автомобиля «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № (далее ограничение) в связи с задолженностью по исполнительному документу. 29 октября 2018 г. денежные средства в рамках исполнительного производства административным истцом были оплачены, квитанция передана в подразделение ССП. Постановлением пристава-исполнителя ФИО5 от 8 ноября 2018 г. ограничение было снято, копия постановления была выдана административному истцу нарочно и передана в ГИБДД, а так же должна была быть направлена в органы ГИБДД приставом-исполнителем. Однако до сегодняшнего дня по информации органов ГИБДД запрет не снят, в совершении регистрационных действий отказано. На обращение в ГИБДД поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором начальник межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УВД МВД России по Хабаровскому краю ФИО4 сообщил, что в компетенцию органов ГИБДД снятие вышеуказанных ограничений не входит и сослался на перечень нормативных актов и систему межведомственного взаимодействия в электронном виде. Вместе с тем, как следует из сообщения подразделения ФССП информация о снятии ограничения была направлена в органы ГИБДД в ноябре 2018 г. Так же в ответе должностное лицо ФССП сослалось на отсутствие технической возможности снятия ограничений в связи с изменением номера исполнительного производства и проведенными организационно-штатными изменениями, что противоречит фактически: обстоятельствам, так как приставом-исполнителем ограничение снято, что подтверждается соответствующим постановлением. Изменение номер исполнительного производства и всякого рода организационно-штатные изменения, равно как и недостатки в межведомственном взаимодействии территориальных подразделений федеральных органов исполнительно власти не могут служить основанием неисполнения их должностным лицами требований закона, административных регламентов и своих должностных обязанностей, и как следствие, нарушения прав административного истца. Просит признать незаконным бездействие УМВД России по Хабаровскому краю и УФССП России по Хабаровскому краю, обязать административных ответчиков снять запрет на регистрационные действия и устранить препятствия в совершении регистрационных действий.
Определением от 29.05.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Биробиджану №1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО11
Административный истец в судебном заседании поддержала заявленные требования, на удовлетворении по основаниям, указанным в административном иске настаивала. Дала пояснения аналогичные доводам административного иска.
Представитель административного истца поддержал позицию своего доверителя, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю ФИО7 в судебном заседании дал пояснения аналогичные доводам отзыва, согласно которому просил отказать в удовлетворении требований к УМВД России по Хабаровскому краю, ссылаясь на то, что в полномочия УМВД России по Хабаровскому краю не входит снятие запрета на регистрационные действия, так как данная функция находится в компетенции судебных приставов. Между УМВД России по Хабаровскому краю и УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО осуществляется ведомственное взаимодействие с использованием АИС.
Представитель административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю ФИО6 поддержал позицию ФИО7, дал пояснения аналогичные доводам отзыва.
Представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3 в судебном заседании пояснила, что между УМВД России по Хабаровскому краю и УФССП России по <адрес> и ЕАО осуществляется ведомственное взаимодействие с использованием АИС, ограничение на производство регистрационных действий было наложено судебным приставом-исполнителем посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). 9 марта 2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Биробиджану №1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство № в отношении ФИО9 о взыскании суммы долга в размере 500 рублей в пользу ОР ДПС ГИБДД УМВД России по ЕАО. 16.03.2018 было вынесено постановление о запрете регистрационных действий на в рамках исполнительного производства наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ей автомобиля Тойота Passo государственный регистрационный знак <***> (далее ограничение) в связи с задолженностью по исполнительному документу. 29 октября 2018 г. денежные средства в рамках исполнительного производства административным истцом были оплачены, квитанция передана в подразделение ССП. Постановлением пристава-исполнителя ФИО5 от 8 ноября 2018 г. ограничение было снято, копия постановления была выдана административному истцу нарочно и передана в ГИБДД, а также направлена в органы ГИБДД приставом-исполнителем. В связи с наличием технического сбоя в работе программы снять запрет на регистрационные действия в электронном виде не представляется возможным. В настоящее время в ФССП России направлено письмо для устранения неполадок в работе системы. После их устранения ограничение будет снято.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Биробиджану №1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО12 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась путем направления почтовой корреспонденции, а также публично путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной Сети «Интернет». Об отложении рассмотрения дела не просила.
Поскольку участие указанного лица в рассмотрении административного дела в соответствии со ст.ст.150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) не признавалось судом обязательным, суд счел возможным рассмотрение административного дела в отсутствие указанного лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 219 главы 22 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон №229-ФЗ) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст.2 Закона №229-ФЗ).
Согласно ст.5 Закона №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии со ст.30 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1).
Согласно ст.64 Закона №229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее по тексту – Закон №118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в частности: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления.
Статьей 13 Закона №118-ФЗ установлено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п. 41 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел (полиция) оказывают содействие судебным приставам-исполнителям, в ходе исполнительного производства, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом МВД России и ФССП России.
Соглашение между Федеральной службой судебных приставов и Министерством внутренних дел Российской ФИО8 2 об обмене информацией в электронном виде от 14 декабря 2012 г. № предусматривает обмен в электронном виде сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» введена система межведомственного электронного взаимодействия, которая обеспечивает информационное взаимодействие в электронной форме между информационными системами федеральных органов исполнительной власти при исполнении государственных функций.
В рамках указанной системы СМЭВ, обеспечивается информационное взаимодействие в электронной форме между Госавтоинспекцией МВД России ФИС ГИБДД-M) и информационной системой ФССП России.
В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ФССП России накладывает (снимает) ограничения на транспортные средства. В рамках системы СМЭВ информация о наложении (снятии) ограничений в электронном виде из ФССП России поступает в ФИС ГИБДД-М.
Описанный порядок процедуры наложения (снятия) ограничений определен и п.п. 1 п. 4 «Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика» утверждённого совместными Приказами Минюста России № 178 и МВД России от 29 августа 2018 г. № 565, в котором установлено, что ФССП, её территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, наложение (снятие) ограничений осуществляется в ФССП России и, в результате автоматизированного информационного взаимодействия информационных систем ФССП России и ФИС ГИБДД-M, с использованием СМЭВ, информация о наложении (снятии) ограничений в электронном виде загружается из ФССП России в ФИС ГИБДД-М.
В судебном заседании установлено, что 9 марта 2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Биробиджану №1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство № в отношении ФИО9 о взыскании суммы долга в размере 500 рублей в пользу ОР ДПС ГИБДД УМВД России по ЕАО. 16.03.2018 было вынесено постановление о запрете регистрационных действий на в рамках исполнительного производства наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ей автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № (далее ограничение) в связи с задолженностью по исполнительному документу. 29 октября 2018 г. денежные средства в рамках исполнительного производства административным истцом были оплачены, квитанция передана в подразделение ССП.
Постановлением пристава-исполнителя ФИО5 от 8 ноября 2018 г. ограничение было снято, копия постановления была выдана административному истцу нарочно и передана в ГИБДД, а также направлена в органы ГИБДД приставом-исполнителем.
В связи с чем, требования административного истца в части обязания УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО снять запрет на регистрационные действия удовлетворению не подлежат, так как ранее судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о снятии запрета не регистрационные действия.
Помимо этого, в судебное заседание административным ответчиком были представлены сведения о наличии технического сбоя в работе программы в связи с чем, снять запрет на регистрационные действия в электронном виде не представляется возможным.
Из пояснений представителя УМВД России по Хабаровскому краю следует, что снять запрет на регистрационные действия в электронном виде может только Служба судебных приставов, после чего информация по системе электронного документооборота поступает в УМВД.
Таким образом, требования административного истца к УМВД России по Хабаровскому краю удовлетворению не подлежат, так как УМВД России по Хабаровскому краю не обладает полномочиями по самостоятельному снятию запрета на регистрационные действия.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УМВД России по Хабаровскому краю, УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по снятию запрета на регистрационные действия и устранению препятствий в совершении регистрационных действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления судом 05 августа 2019 года решения в мотивированной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья: подпись
Копия верна: судья Н.В. Владимирова