ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-502/18 от 19.09.2018 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Решение

Именем Российской Федерации

19 сентября 2018 г. <адрес>

Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе:

председательствующего судьи ФИО5

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлению прокурора <адрес>-Югра, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,

к административному ответчику администрации <адрес>

«Об обязании организовать теплоснабжение многоквартирных домом и социально значимых объектов, расположенных на территории пгт Березово»,

">УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором указал следующее.

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что полномочия по теплоснабжению потребителей территории городского поселения Березово осуществляет администрация <адрес> котельными и объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности района.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного периода 2018-2019 г.г.», в связи с понижением температуры наружного воздуха предприятиям, расположенным на территории городского поселения Березово, имеющим на балансе котельные, необходимо обеспечить запуск тепла в школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы с ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирные дома - со дня установления среднесуточной температуры ниже 8 градусов в течение пяти суток.

Несмотря на то, что до начала отопительного сезона остался незначительный промежуток времени, право владения и пользования котельными, в целях их эксплуатации и выработки тепловой энергии для нужд социально значимых объектов и жилищного фонда пгт Березово администрацией <адрес> не передано, за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения объекты коммунальной инфраструктуры не закреплены, конкурсы на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов, не проведены.

Длительное не решение администрацией <адрес> вопроса передачи объектов коммунальной инфраструктуры не позволяет хозяйствующим субъектам к началу отопительного сезона получить в установленном законом порядке необходимые для осуществления деятельности лицензии, а также заключить договора поставки и транспортировки природного газа.

Со ссылкой на ч.2 ст.1, п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пп. «в» п.3, п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом измененных исковых требований, прокурор просит: обязать администрацию <адрес> передать права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, а именно: центральная газовая котельная (пгт. Березово, <адрес>); газовая котельная <адрес>ной больницы (пгт. Березово, <адрес>); газовая котельная Березовского противотуберкулезного диспансера (пгт. Березово, <адрес>); газовая котельная аэропорта (пгт. Березово <адрес>); по концессионному соглашению либо закрепить данное имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями (л.д.7-13, 140-142, протокол судебного заседания).

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО2 заявленные требования поддержал.

Представитель администрации <адрес> ХМАО-Югры ФИО3 исковые требования не оспаривала, пояснив, что администрация <адрес> не бездействует, поскольку с 2016 года ведется работа по согласованию концессионного соглашения с потенциальным инвестором ОАО «ЮТЭК - Региональные сети» (л.д.136-137, 143-144).

Заслушав заместителя прокурора, объяснения представителя администрации <адрес>, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Вопросы местного значения в силу прямого предписания ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления.

Закрепление п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского поселения организации теплоснабжения населения, как публичной услуги, возлагает на органы местного поселения обязанность наладить устойчивое и скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, в силу которой, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В соответствии с п.4.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения закреплены частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении",

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 настоящего Кодекса).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям (часть 2 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ).

В силу вышеуказанных норм, задача органов местного самоуправления в данной области состоит, в том числе, в учреждении муниципальных предприятий и передачи им муниципальных объектов теплоснабжения, в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.

Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности администрации <адрес> находятся центральная газовая котельная, газовая котельная районной больницы, газовая котельная Березовского противотуберкулезного диспансера, газовая котельная аэропорта, осуществляющие теплоснабжение социально-значимых объектов и многоквартирных домов на территории пгт Березово, что подтверждается выписками из ЕГРП и кадастровыми паспортами (л.д.59-83).

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного периода 2018-2019г.г.», в связи с понижением температуры наружного воздуха предприятиям, расположенным на территории городского поселения Березово, имеющим на балансе котельные, необходимо обеспечить запуск тепла в школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы с ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирные дома - со дня установления среднесуточной температуры ниже 8 градусов в течение пяти суток.

<адрес> ХМАО-Югры проведена проверка исполнения <адрес> требований законодательства при подготовке объектов коммунальной инфраструктуры и жилых домов к отопительному периоду 2018-2019 годов, в ходе которой установлено, что право владения и пользования котельными, в целях их эксплуатации и выработки тепловой энергии для нужд социально значимых объектов и жилищного фонда пгт Березово администрацией <адрес> никому не передано, за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения объекты коммунальной инфраструктуры не закреплены, конкурсы на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов, не проведены.

Ранее, в период отопительного сезона 2017-2018 годов эксплуатация котельных осуществлялась Обществом с ограниченной ответственностью «Теплосети Березово» без предусмотренных законом оснований. Так, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> заключались краткосрочные договоры аренды муниципального имущества, срок действия которых истек в январе 2018 года, возможность пролонгации законодательством не предусмотрена, что подтверждается постановлением в ступившим в законную силу Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А-75-11183/2016, которым администрации <адрес> отказано в признании незаконным решения УФАС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № А75-11183/2016 об отказе в предоставлении муниципальной преференции в виде передачи объекта муниципальной инфраструктуры обществу с ограниченной ответственностью «Теплосети Березово» (л.д.28-35).

Согласно свидетельству о регистрации А58-80127, выданного ДД.ММ.ГГГГ Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, перечисленные котельные отнесены к опасным производственным объектам «система теплоснабжения), регистрационный номер А58-80127-0002 от ДД.ММ.ГГГГ, III класс опасности (л.д.105-117).

До передачи администрацией <адрес> опасного производственного объекта «Система теплоснабжения» в пользование общества с ограниченной ответственностью «Теплосети Березово», объект эксплуатировался муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства МО <адрес> на основании лицензии № ВП -57-001223 (С), выданной ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта «Система теплоснабжения » у общества с ограниченной ответственностью «Теплосети Березово» отсутствует, что создает опасность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (л.д.84-104, 105-117).

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «Теплосети Березово» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ (л.д.22-27).

Получению в установленном порядке необходимых для осуществления деятельности лицензии, а также заключению договора поставки и транспортировки природного газа препятствует длительное не решение администрацией <адрес> вопроса передачи объектов коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам.

В адрес главы <адрес> в 2017 году прокуратурой района дважды выносились представления, в которых указывалось на необходимость обеспечения передачи имущественных прав на объекты путем заключения концессионного соглашения и возможные негативные последствия в связи с отсутствием правовых оснований эксплуатации хозяйствующими субъектами котельного оборудования и тепловых сетей, отсутствие возможности эффективного и законного вовлечения муниципального имущества в хозяйственный оборот, получения организациями лицензии на эксплуатацию опасных объектов, ограничение возможности финансирования расходов на содержание и ремонт имущества, вероятность срыва отопительного сезона (л.д.36-56).

Административным ответчиком к материалам дела приобщен большой объем служебной переписки, свидетельствующей о том, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ведется согласование проекта концессионного соглашения с ОАО «ЮТЭК - Региональные сети», первоначальные условия которого неоднократно изменялись обеими сторонами соглашения, после чего, были запрошены заключения у региональной службы по тарифам ХМАО-Югры, у Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры о возможности заключения такого концессионного соглашения на предложенных инициатором, а затем измененных условиях (л.д.143-199).

Вместе с тем, администрацией <адрес> до настоящего времени конкурсы на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории пгт Березово, в том числе газовых котельных, не проведены.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>-Югры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> передать права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, а именно: центральная газовая котельная (пгт. Березово, <адрес>); газовая котельная <адрес>ной больницы (пгт. Березово. <адрес>); газовая котельная Березовского противотуберкулезного диспансера (пгт. Березово, <адрес>); газовая котельная аэропорта (пгт. Березово <адрес>); по концессионному соглашению либо закрепить данное имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по административным делам суда <адрес>-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья/ подпись/ ФИО6

Копия верна

М.П.

Судья ФИО7

Мотивированное решение принято судом ДД.ММ.ГГГГ

Подача процессуальных документов в электронном виде

О суде

Органы судейского сообщества

Правовая основа

Правосудие с участием присяжных заседателей

Документы суда

Судебное делопроизводство

Справочная информация

Пресс-служба

Управление Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Суды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Кадровое обеспечение

ВНЕПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Обращения граждан

IP-адрес комплекта ВКС пгт. Березово: 10.86.66.50

IP-адрес комплекта ВКС пгт. Игрим: 10.86.69.50

Режим работы Березовского

районного суда:

Режим работы суда

Понедельник

0900 - 1800

Вторник

0900 - 1800

Среда

0900 - 1800

Четверг

0900 - 1800

Пятница

0900 - 1800

Перерыв с 1300- 1400

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

Праздничные дни

Выходной

Адрес суда: 628140, Ленина ул., 13, пгт. Березово

E-mail: berezovo.hmao@sudrf.ru

г.п. Игрим:

Режим работы суда

Понедельник

0900 - 1800

Вторник

0900 - 1800

Среда

0900 - 1800

Четверг

0900 - 1800

Пятница

0900 - 1800

Перерыв с 1300- 1400

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

Праздничные дни

Выходной

Адрес суда: 628146 ФИО4 ул., 1/1а, пгт. Березово

E-mail: berezovo.hmao@sudrf.ru



Часы приема граждан судьями:

Председатель суда Ланин Андрей Николаевич

Среда с 9.00 - 10.00

Судья Ботова Галина Эдуардовна

Среда с 16.00 до 17.00, пятница с 11.00 до 12.00

Судья Давыдов Алексей Анатольевич

Вторник, пятница с 14.00 до 15.00

Информацию по вопросам замещения

вакантных должностей можно

получить по телефону <***>



Высший Арбитражный Суд РФ

Генеральная прокуратура

Квалификационная коллегия судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Министерство юстиций РФ

Мониторинг законодательства

"Российская академия правосудия"

Европейский Суд по правам человека

Справочно-информационный портал "Государственные услуги"

Федеральная служба судебных приставов

Юридический портал Югры

\

Главная

Подача процессуальных документов в электронном виде

О суде

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ

Органы судейского сообщества

Правовая основа

Правосудие с участием присяжных заседателей

Документы суда

Судебное делопроизводство

Справочная информация

КАЛЬКУЛЯТОР ГОСПОШЛИНЫ

Пресс-служба

Управление Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Суды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Кадровое обеспечение

ВНЕПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Обращения граждан

Карта сайта

Поиск

Обычная версия сайта