ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-502/2022 от 26.08.2022 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-502/2022

УИД 32RS0023-01-2022-000920-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2022 года г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Тризна А. М.,

с участием помощника прокурора Почепского района Брянской области Романченко И. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным бездействия сельской администрации, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным бездействия сельской администрации, понуждении к совершению действий, в котором просит признать незаконным бездействие Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации; обязать Краснорогскую сельскую администрацию Почепского района Брянской области осуществить переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых Краснорогской сельской администрацией Почепского района Брянской области муниципальных услуг, в электронном виде через официальный сайт администрации в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе прокурорского надзора за исполнением законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг установлено, что Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области нарушается Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Проведенной прокуратурой Почепского района проверкой установлено, что Краснорогской сельской администрацией Почепского района не осуществлен переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых муниципальных услуг, в электронном виде и не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Краснорогской сельской администрацией Почепского района, в электронной форме через официальный сайт администрации. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Краснорогской сельской администрации Почепского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием, устранить выявленные нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг, из ответа на которое следует, что нарушения не устранены. Вышеуказанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Почепского района Брянской области Романченко И. И. поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – глава Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области ФИО1, извещенная своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором заявила о признании административных исковых требований и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора Почепского района Брянской области Романченко И. И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Статьей 6 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе является разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с п. 7.2 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, переход на предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 приведенного Федерального закона № 210-ФЗ осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительных органом государственной власти субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления.

В соответствии с этапом № 5, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и другие.

В пункте 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, и сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с описанием этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде утверждены Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №1993-р.

Этим же распоряжением рекомендовано органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложениями № 1 и 1 (1) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно Приложения № 2 распоряжения Правительства РФ № 1993-р от 17 декабря 2009 года.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в деятельности Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области установлено нарушение вышеуказанных требований законодательства. Краснорогской сельской администрацией Почепского района не осуществлен переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых муниципальных услуг, в электронном виде и не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Краснорогской сельской администрацией Почепского района, в электронной форме через официальный сайт администрации. Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не исполнено.

Согласно ответа главы Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, Краснорогской сельской администрацией проводится работа по обеспечению возможности получения заявителями государственных или муниципальных услуг в электронной форме.

В результате бездействия Краснорогской сельской администрации, выразившегося в не предоставлении муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых Краснорогской сельской администрацией Почепского района Брянской области муниципальных услуг, в электронном виде через официальный сайт администрации в соответствии с действующим законодательством, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, создаются барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц и создаются условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг.

Представитель ответчика - глава Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области ФИО1 в письменном заявлении признала административные исковые требования прокурора в полном объеме, указала, что последствия признания административного иска, предусмотренные требования статями 157, 194, 195 КАС РФ ей разъяснены и понятны.

Согласно ч. 3, ч. 5 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 157 КАС РФ, суд разъясняет последствия признания административного иска. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Суд принимает признание главой Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области административного иска, так как ей разъяснены и понятны последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, по данной категории дел суду не запрещено принимать признание ответчиком административного иска, так как это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц и государства.

В связи с вышеизложенным, суд находит административные исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным бездействия сельской администрации, понуждении к совершению действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации.

Обязать Краснорогскую сельскую администрацию Почепского района Брянской области осуществить переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному реестру предоставляемых Краснорогской сельской администрацией Почепского района Брянской области муниципальных услуг, в электронном виде через официальный сайт администрации в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р. В. Коростелева

Решение составлено в окончательной форме 26 августа 2022 года.