ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-503/20 от 10.04.2020 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-503/2020

УИД 42RS0013-01-2020-000365-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Белобородовой Е.Ю.,

при секретаре Еременко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2020 года в г. Междуреченске Кемеровской области дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Не один» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее административный истец) обратилось в Междуреченский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Не один» (далее административный ответчик) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Не один» зарегистрирован 03.09.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 27.08.2015 (распоряжение ), <данные изъяты>.

В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно подпункту «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Однако, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены сведения и документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе Фонда.

Нарушение Фондом вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции Управления в связи с ее неполучением адресатом (направленные заказным отправлением с уведомлением о вручении: информационное письмо об отчетности и ответственности за ее непредставление от 21.02.2019 , сопроводительное письмо от 02.04.2019 о направлении протокола об административном правонарушении, предупреждение от 05.04.2019 , сопроводительное письмо от 17.04.2019 о направлении протокола об административном правонарушении, предупреждение от 28.06.2019 , предупреждение от 17.07.2019 , предупреждение от 29.08.2019 ), направленной Фонду по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>. Это свидетельствует о том, что связь по указанному официальному адресу (месту нахождения) Фонда, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не осуществляется.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы представления указанных документов и сроки их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы № OH000l и № ОН0002, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Указанные отчеты по формам № OH000l и № ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности представляются в срок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», а именно - до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако, в нарушение п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отчетные документы за 2018 год в установленный срок до 15.04.2019 и до настоящего времени в Управление Фондом не представлены.

В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности или отчеты по формам № OH000l и № ОН0002 о своей деятельности (при несоответствии некоммерческой организации п. 3.1 указанной статьи).

Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Однако, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанная обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252, за 2018 год Фондом не исполнена.

На необходимость представления отчетных документов за 2018 год и размещения их в сети Интернет Фонду было указано Управлением в информационном письме об отчетности и ответственности за ее непредставление от 21.02.2019 , в предупреждениях от 18.04.2019 , от 28.06.2019 , однако, в установленные в них сроки и до настоящего времени предупреждения не исполнены.

В связи с непредставлением указанных отчетных документов за 2018 год Управлением в отношении Фонда 16.04.2019 был составлен протокол об административном правонарушении, в тот же предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (постановлением мирового судьи от 16.05.2019 по делу Фонду назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. /штраф не оплачен/; в связи с неуплатой административного штрафа и нарушением п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Управлением Фонду выносилось предупреждение от 29.08.2019 , которое также не было им исполнено в установленный срок).

Таким образом, Фондом неоднократно нарушены требования ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отчет о неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Факт неоднократности нарушений статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» выражается в следующем:

1. В непредставлении Фондом сведений и документов, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе Фонда.

2. В непредставлении Фондом отчетных документов за 2018 год.

3. В неразмещении Фондом отчетных документов за 2018 год в сети Интернет.

Факт непредставления вышеуказанных сведений и документов свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Фонда в качестве юридического лица.

Кроме того, о фактическом прекращении деятельности Фонда также свидетельствует неисполнение им обязанности как благотворительной организации.

Фонд, являясь благотворительной организацией, обязан в соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» ежегодно представлять отчет о благотворительной деятельности в орган, принявший решение о его государственной регистрации (в данном случае - Управление), в объеме следующих сведений, указанных в п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»:

- о финансово-хозяйственной деятельности благотворительной организации в отчетном периоде;

- о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- о содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- о нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации (т.е. в Управление), в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (т.е. до 1 апреля).

Однако, в нарушение п. 3 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» отчет о благотворительной деятельности за 2018 год в установленный законом срок (до 01.04.2019) и до настоящего времени в Управление Фондом не представлен.

На необходимость устранения данного нарушения Фонду было указано Управлением в информационном письме об отчетности и ответственности за ее непредставление от 21.02.2019 , в предупреждениях от 05.04.2019 , от 17.07.2019 , однако, в установленные в них сроки и до настоящего времени предупреждения не исполнены, отчет о благотворительной деятельности за 2018 год в Управление не представлен. В связи с непредставлением указанного отчета о благотворительной деятельности Фонда за 2018 год, в отношении Фонда Управлением 02.04.2019 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ (постановлением мирового судьи от 29.04.2019 по делу Фонду назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. /штраф не оплачен/).

На основании изложенного, административный истец просит ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Не один» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом (л.д. 56), в административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 3 оборот).

Представитель административного ответчика Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан «Не один» – Володченков В.И, как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (л.д. 16-18), в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом (л.д. 55), просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Благотворительного фонда и социальной поддержки и защиты граждан «Не один», а также о согласии с исковыми требованиями (л.д.57).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом (л.д. 54).

В соответствии с требованиями ч. 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности) и Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), статьи 7 и 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму, пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях), статья 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести), статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), статья 4, пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях).

При рассмотрении названных выше категорий дел осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при осуществлении судебного контроля следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели).

В судебном заседании установлено, что Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Не один" зарегистрирован 03.09.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 27.08.2015 (распоряжение -р (л.д. 14), <данные изъяты> (л.д. 15, 16-18), что также подтверждается уставом (л.д. 6-12), решением учредителя о создании Фонда от 03.08.2015 (л.д. 13).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем Благотворительного фонд социальной поддержки и защиты граждан "Не один" является Володченков В.И. (л.д. 17).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (в настоящее время уполномоченным органом по отношению к организации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области).

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Однако, в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе организации в пределах места нахождения организации и документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.

Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции Управления в связи с ее неполучением адресатом (направленные заказным отправлением с уведомлением о вручении: информационное письмо об отчетности и ответственности за ее непредставление от 21.02.2019 (л.д. 20-22), сопроводительное письмо от 02.04.2019 о направлении протокола об административном правонарушении (л.д. 23-24), предупреждение от 05.04.2019 (л.д. 27-28), сопроводительное письмо от 17.04.2019 о направлении протокола об административном правонарушении (л.д. 29-30), предупреждение от 18.04.2019 (л.д. 34), предупреждение от 28.06.2019 (л.д. 35-37), предупреждение от 17.07.2019 (л.д. 38-40), предупреждение от 29.08.2019 ) (л.д. 41-42), направленные Фонду по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>

Таким образом, административным ответчиком неоднократно нарушены требования статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Из материалов дела также следует, что в связи с непредставлением указанных отчетных документов за 2018 год, постановлением мирового судьи от 29.04.2019 по делу Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Не один" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 25-26). Также, в связи с непредставлением отчета о деятельности, документов расходования денежных средств и использовании иного имущества, постановление мирового судьи от 16.05.2019 по делу Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Не один" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 31-33).

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Факт неоднократности нарушений статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» выражается в непредставлении обновленных сведений об адресе организации и документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и в устав организации.

Непредставление документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений о действительном адресе (месте нахождения) организации свидетельствует о фактическом прекращении деятельности организации.

В соответствии с пп. 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Суд приходит к выводу о том, что Благотворительным фондом социальной поддержки и защиты граждан "Не один" допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по своевременному устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Не один» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Не один", <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю. Белобородова

Копия верна, подлинник определения подшит в деле № 2а-503/2020 Междуреченского городского суда Кемеровской области.

Судья Е.Ю. Белобородова