ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-503/2021 от 02.04.2021 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 2021 года г.Киреевск

Судья Киреевского районного суда Тульской области Дорошков А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город Липки Киреевского района к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к утверждению порядка принятия решения о разработке муниципальных программ,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования город Липки Киреевского района обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к утверждению порядка принятия решения о разработке муниципальных программ, указывая в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении администрацией муниципального образования город Липки Киреевского района.

Проверкой установлено, что порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации, оценки эффективности указанных программ администрацией муниципального образования город Липки не разработан, что способствует нарушению законодательства.

На необходимость устранения данных нарушений закона было указано в представлении, внесенном межрайонным прокурором 7 февраля 2021 года на имя главы администрации муниципального образования город Липки Киреевского района. Однако требования межрайонного прокурора до настоящего времени не исполнены.

Непринятие администрацией муниципального образования город Липки Киреевского района нормативного правового акта, способствует нарушениям бюджетного законодательства, может повлечь нерациональное и неэффективное использование средств бюджета, что является недопустимым.

На основании изложенного, просит признать бездействие администрации муниципального образования город Липки Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по утверждению порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации, оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Липки Киреевского района незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город Липки Киреевского района в срок до 1 июня 2021 года утвердить порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации, оценки эффективности муниципальных программ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14.1. Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В соответствии с частями 1, 2, 6 статьи 52 Федерального закона №131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет); составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ). Годовой отчет об исполнении местного бюджета, ежеквартальные сведения о ходе его исполнения, а также о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

Бюджетная система РФ, исходя из статьи 28 БК РФ основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета, который, согласно ст. 36 БК РФ, означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению представительных органов власти.

В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования

Согласно части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования

По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с частью 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ по результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ следует, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки Киреевской межрайонной прокуратурой установлено, что порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации, оценки эффективности указанных программ администрацией муниципального образования город Липки не разработан, что способствует нарушению законодательства.

На необходимость устранения данных нарушений закона было указано в представлении, внесенном межрайонным прокурором 7 февраля 2021 года на имя главы администрации муниципального образования город Липки Киреевского района, однако требования межрайонного прокурора до настоящего времени не исполнены.

Бездействие администрации муниципального образования город Липки Киреевского района, выражающееся в непринятии нормативного правового акта, способствует нарушениям бюджетного законодательства, что может повлечь нерациональное и неэффективное использование средств бюджета, что является недопустимым.

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования город Липки Киреевского района бездействует в решении и исполнении полномочий в сфере бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.

Таким образом, суд считает требования Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере бюджетного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город Липки Киреевского района к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к утверждению порядка принятия решения о разработке муниципальных программ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Липки Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по утверждению порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации, оценки эффективности муниципальных программ.

Обязать администрацию муниципального образования город Липки Киреевского района в срок до 1 июня 2021 года утвердить порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации, оценки эффективности муниципальных программ местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано или опротестовано путем подачи апелляционной жалобы или протеста в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Киреевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: