ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-503/2022 от 23.09.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-503/2022 год

УИД 69RS0023-01-2022-000593-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Осташков 23 сентября 2022 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Сысоевой А.А.,

с участием и.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Навасардяна Д.В., помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Тимощук К.А. и представителя административного ответчика администрации Осташковского городского округа Панкратовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Осташковского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Осташковского городского округа о признании недействующим постановления №153 от 04.02.2022 г., которым внесены изменения в постановление администрации №1235 от 23.07.2019 г. «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа», со дня его принятия.

Свои требования мотивировал тем, что постановлением администрации Осташковского городского округа Тверской области от 04.02.2022 № 153 внесены изменения в постановление Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 № 1235 «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа», в котором контейнерная площадка на улице Урицкого около дома 4 в г. Осташков исключена.

Вместе с тем Территориальной схемой обращения с отходами Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 № 477-п, не предусмотрена возможность сбора и вывоза отходов производства и потребления специальным (бестарным) способом на территории Осташковского городского округа.

В качестве обоснования внесения изменений в реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приведена цель минимизации движения грузового специализированного автотранспорта по сбору твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа, однако согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ транспортирование твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации вывоз отходов с улицы Урицкого будет осуществляться региональным оператором, движение грузового специализированного автотранспорта не будет ограничено. Кроме того, принятие указанного нормативного правового акта нарушает права жителей, проживающих на улице Урицкого в г. Осташков и близлежащих территорий на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории персонифицировать которых невозможно, в связи с чем по мнению прокурора, принятый правовой акт не отвечает требованиям законности и обоснованности, подлежит признанию недействующим в установленном гл. 21 КАС РФ порядке.

Определением суда от 12.09.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Тверской области.

И.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Навасардян Д.В. и помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Тимощук К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа Панкратова А.А. в судебном заседании пояснила, что согласно п.4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. ТЫ 89-ФЗ ”Об отходах производства и потребления“ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 года №1235 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа.

Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 04 февраля 2022 года № 153 в постановление Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 года №1235 внесены изменения. Площадка (место) накопления твердых коммунальных отходов на улице Урицкого, около д.4 в г. Осташков Тверской области исключена из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с тем, что в указанном месте невозможно обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20 санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, СанПин 2. 1.3684-21 ”Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №3), поскольку на ул. Урицкого очень плотная жилая застройка, не представляется возможным соблюдение расстояния до индивидуальных жилых домов не менее 20 метров. Уменьшить расстояние расположения контейнерной площадки от жилых домов на всем протяжении ул. Урицкого в городе Осташков также не представляется возможным. На указанной территории был организован пакетированный сбор твердых коммунальных отходов, в настоящее время на данной территории установлены «евроконтейнеры».

Кроме того, жители улицы Урицкого г. Осташков имеют право пользоваться иными местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории города Осташков, включенных в реестр размещения площадок. Таким образом, принятый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представители заинтересованных лиц ООО "ТСАХ" и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав и.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Навасардяна Д.В., помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Тимощука К.А. и представителя административного ответчика администрации Осташковского городского округа Панкратову А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 того же Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.9,36 Устава Осташковского городского округа, принятого Решением Осташковской городской Думы от 15.12.2017 N 54 (ред. от 25.11.2021) "О принятии Устава Осташковского городского округа Тверской области" (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Тверской области 27.12.2017 N RU693090002017001) к вопросам местного значения Осташковского городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.85-250).

Согласно п.4 Правил благоустройства Осташковского городского округа, принятых Решением Осташковской городской Думы от 27.09.2018 N 162 (ред. от 25.11.2021) "Об утверждении Правил благоустройства территории Осташковского городского округа" на территории Осташковского городского округа запрещается складировать коммунальные отходы в общественных местах вне мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для их сбора, выбрасывать их из окон зданий, строений, сооружений, движущихся и припаркованных транспортных средств, сливать жидкие коммунальные отходы вне специально отведенных мест.

Все виды отходов должны собираться в контейнеры и бункеры, которые устанавливаются на контейнерных площадках, имеющих водонепроницаемое покрытие, в необходимом количестве в соответствии с нормами накопления твердых коммунальных отходов.

Сбор и вывоз отходов с территории объектов индивидуального жилищного строительства и жилых домов блокированной застройки осуществляются по договору между домовладельцем и физическим или юридическим лицом, осуществляющим деятельность по сбору и вывозу отходов.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено наличие на территории вблизи дома №4 по ул. Урицкого г. Осташкова двух пластмассовых контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов. Контейнеры расположены на грунте, площадка накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19 не обустроена. Контейнеры примыкают с столбам линии электропередач. Ближайшая контейнерная площадка находится на пересечении ул. Тимофеевская и пер. Пожарный (л.д.75-81).

Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 года № 1235 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа.

Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 04 февраля 2022 года № 153 в постановление Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 года №1235 внесены изменения (л.д.14-15).

Согласно приложению 1 к указанному постановлению площадка (место) накопления твердых коммунальных отходов на улице Урицкого, около д. 4 в г. Осташков Тверской области исключена из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (л.д.16-38).

Администрация Осташковского городского округа обосновывает принятие такого решения тем, что в указанном месте невозможно обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СП 2.1.3678-20, поскольку на ул. Урицкого очень плотная жилая застройка, не представляется возможным соблюдение расстояния до индивидуальных жилых домов не менее 20 метров. Уменьшить расстояние расположения контейнерной площадки от жилых ломов на всем протяжении ул. Урицкого в городе Осташков также не представляется возможным. На указанной территории организован макетированный сбор твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 6.3 Правил благоустройства Осташковского городского округа на территории и участках любого функционального назначения, где могут накапливаться твердые коммунальные отходы, мусорные контейнеры должны устанавливаться на специально оборудованные площадки. Исключение составляют мусорные контейнеры, оборудованные крышкой, колесами для транспортировки в количестве 4-х штук, адаптированные к подъемно-загрузочным устройствам мусоровозов ("евроконтейнеры").

Применительно к жилым зданиям для установки контейнеров должна быть оборудована контейнерная площадка.

В соответствии с п.6.11 указанных Правил "Евроконтейнеры" устанавливаются в следующих случаях:

- у объектов потребительского рынка, не имеющих обособленной территории, либо при отсутствии возможности устройства контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

- в районах с плотной застройкой (исторической застройкой) при отсутствии возможности устройства контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, при невозможности проезда мусоровозов к месту сбора отходов;

- на отдельных участках улично-дорожной сети, примыкающей к индивидуальной жилой застройке, в целях предотвращения несанкционированных навалов ТКО.

Запрещается размещение "евроконтейнеров" на проезжей части. Расположение "евроконтейнеров" не должно препятствовать уборке улично-дорожной сети.

Вместе с тем материалами, представленными истцом, в том числе фототаблицей (л.д.76-81) подтверждается, что в указанном месте установлены закрытые контейнеры («евроконтейнеры») для сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Данный факт ответчиком не оспаривается. При этом, место установки контейнерной для сбора и накопления твердых коммунальных отходов находится на обособленной территории и имеет возможность устройства контейнерной площадки.

Апелляционным определением Тверского областного суда от 29.06.2022 решение Осташковского межрайонного суда от 31.03.2022, которым на Администрацию Осташковского городского округа Тверской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в г. Осташков, доступных для жителей ул. Урицкого, в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №3) отменено, в том числе в связи с тем, что постановление администрации Осташковского городского округа Тверской области от 04.02.2022 № 153 о внесении изменений в постановление Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 № 1235 «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа», которым площадка (место) накопления твердых коммунальных отходов на улице Урицкого, около д.4 в г. Осташков Тверской области исключена из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является действующим и не отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.

Определением Осташковского межрайонного суда от 24.08.2022 г. производство по административному иску и.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарного законодательства приостановлено до рассмотрения настоящего административного дела.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН).

Пункт 215 СанПиН предусматривает основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств, в том числе на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Согласно пункту 220 СанПиН при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Кроме того, Постановлением Правительства Тверской области №477 от 29.12.2017 г. утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Тверской области, в соответствии с которой, на территории Осташковского городского округа не предусмотрена возможность сбора и вывоза отходов производства и потребления специальным (бестарным) способом.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года "89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящее время Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, суд считает, что постановление администрации Осташковского городского округа Тверской области от 04.02.2022 №153, которым внесены изменения в постановление администрации №1235 от 23.07.2019 г. «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа», принято исключительно с целью противодействия мерам, принимаемым Осташковским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации по соблюдению требований природоохранного законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Оспариваемое постановление нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду обитания (ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии) и является несоответствием действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Осташковского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом Осташковского городского округа, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать Постановление администрации Осташковского городского округа Тверской области от 04.02.2022 № 153 о внесении изменений в постановление Администрации Осташковского городского округа от 23.07.2019 № 1235 «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа», не действующим с момента его принятия.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом Осташковского городского округа, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 23 августа 2022 г.

Судья Ракитский Н.В.