ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-503/2023 от 28.09.2023 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-503/2023

УИД 75RS0022-01-2023-000620-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Хилок 28 сентября 2023 г.

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Клейнос С.А.

при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Хилокского района Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, Государственной ветеринарной службе Забайкальского края о возложении обязанности обеспечить финансирование муниципального района «Хилокский район» на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2023 год, к Администрации муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанности организовать мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Хилокского района обратился в суд с административным исковым заявлением. В обоснование указал, прокуратурой Хилокского района проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам которой выявлены нарушения при выполнении государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Привел положения ст.8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Забайкальского края от 24.02.2021 № 1915-ЗЗК Закон Забайкальского края от 24.02.2021 N 1915-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", Постановления Правительства Забайкальского края от 18.06.2021 № 210, которым утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края на реализацию государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, Закон Забайкальского края от 22.12.2022 N 2134-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", согласно которому бюджету муниципального района «Хилокский район» распределены субвенции на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 1830,1 тысяч руб., из которых на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 1719,1 тысяч руб., на осуществление государственных полномочий 111 тысяч руб. 23.01.2023 г. администрацией муниципального района «Хилокский район» с Государственной ветеринарной службой Забайкальского края заключено соглашение по осуществлению государственных полномочий по обращению с животными без владельцев и по предоставлению лимитов в рамках субвенций в размере 1830100,00 руб., из них на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 1719100 руб., на осуществление государственных полномочий 111000 руб. Во исполнение переданного государственного полномочия между Администрацией муниципального района Хилокский район и ООО «Жада» на 2023 г. были заключены контракты: муниципальный контракт от 29.12.2022 г. № 10-2022 на сумму 572000,00 руб. со сроком исполнения 30.06.2023 г. (отловлено 43 животных без владельцев); муниципальный контракт от 16.03.2023 г. № 1-2023 на сумму 1147100,00 руб. со сроком исполнения 30.06.2023 г. (отловлено 92 животных без владельцев). Всего на 25.08.2023 г. на территории муниципального района «Хилокский район» произведен отлов 135 животных, выделенные на 2023 г. субвенции израсходованы в полном объеме. По окончанию действия контракта № 1-2023 от 16.03.2023 г. Администрацией муниципального района «Хилокский район» мер по заключению нового не предпринято, в связи с чем 27.07.2023 г. в адрес главы муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако контракт до настоящего времени не заключен ввиду отсутствия финансирования. В связи с использованием предоставленных по Соглашению лимитов на выполнение государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 1719100,00 руб., администрацией муниципального района «Хилокский район» направлены обращения Министру экономического развития Забайкальского края (исх.№ 2816 от 17.08.2023 г.), руководителю Государственной ветеренарной службы Забайкальского края (исх.1863 от 29.05.2023 г., № 2074 от 16.06.2023 г., № 2576 от 27.07.2023 г.) о дополнительном финансировании в размере 1544236 руб. ( 119 собак), однако до настоящего времени лимиты субвенции не увеличены и не доведены. С 30.06.2023 г. по настоящее время деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Хилокского района не осуществляется ввиду недостаточности финансирования переданного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Указал, главным распорядителем бюджетных средств-межбюджетных трансфертов (субвенций) на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев является Государственная ветеринарная служба Забайкальского края (код 087). Привел содержание ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, содержание положений о Министерстве финансов Забайкальского края, о Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, положения о Порядке предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края на реализацию государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и указал, что в ходе исполнения бюджета именно главный распорядитель бюджетных средств – Государственная ветеринарная служба Забайкальского края, обеспечивает в пределах полномочий финансирование расходных обязательств Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом Забайкальского края, действуя в пределах полномочий, организует исполнение бюджета. Обосновывая изложенным, сославшись на ст.39 КАС РФ, просил суд: возложить на Министерство финансов Забайкальского края, Государственную ветеринарную службу Забайкальского края обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального района «Хилокский район» в размере 1544236 руб. на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2023 г.; возложить на Администрацию муниципального района «Хилокский район» обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Хилокского района на 2023 г. в размере выделенных за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из бюджета края.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора района Рябова Т.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

Административные ответчики – Министерство финансов Забайкальского края (далее также – Министерство), Государственная ветеринарная служба Забайкальского края ( далее также – Служба), Администрация муниципального района «Хилокский район» (далее также – Администрация), в судебное заседание представителей не направили.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, в отзыве на административное исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

Представитель Государственной ветеринарной службы Забайкальского края Цырендоржиева И.Б., действующая на основании доверенности, в возражениях на административное исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя Службы.

Выслушав представителя административного истца, показания свидетеля <данные изъяты>., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, 23.01.2023 г. между Администрацией муниципального района «Хилокский район» с Государственной ветеринарной службой Забайкальского края заключено соглашение № 25 о предоставлении субвенций, предоставляемых бюджетам отдельных муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годы, по которому Администрации муниципального района «Хилокский район» для осуществления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев предоставляются субвенции в размере 1830100,00 руб., из них на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 1719100 руб., на осуществление государственных полномочий 111000 руб. ( л.д.10-13).

29.12.2022 г. Администрация муниципального района Хилокский район и ООО «Жада» заключили муниципальный контракт № 10-2022 на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Хилокский район» с ценой контракта 57200,00 руб. Согласно акту № 000003 от 29.03.2023 г. муниципальный контракт исполнен на сумму 344800,00 руб., отловлено 25 особей. Согласно акту № 000002 от 16.03.2023 г. муниципальный контракт исполнен на сумму 227200,00 руб., отловлено 18 особей ( л.д.38-61).

16.03.2023 г. Администрация муниципального района Хилокский район и ООО «Жада» заключили муниципальный контракт № 1-2023 на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Хилокский район» с ценой контракта 1147100 руб. Согласно акту № 000008 от 05.06.2023 г. муниципальный контракт исполнен на сумму 1147100 руб., отловлено 92 особи ( л.д.14-37).

В адрес Администрации муниципального района «Хилокский район» в мае, июне 2023 г. поступают заявки от глав сельских поселений «Линево0Озерское», «Бадинское», «Закультинское» о находящихся в свободном выгуле бесхозяйных собак ( л.д.126,127,128)

В связи с поступающими заявками, представлением прокурора района и использованием лимитов на осуществление полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными Администрация муниципального района «Хилокский район» обратилась в государственную ветеринарную службу Забайкальского края, к министру экономического развития Забайкальского края о выделении дополнительных лимитов на осуществление полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными и заключения контракта ( л.д. 129,130,131).

Согласно показаниям свидетеля <данные изъяты> лимиты на осуществление полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными Администрацией муниципального района «Хилокский район» использованы, заключенные муниципальные контракты исполнены, новые контракты не заключены, поскольку отсутствует финансирование, собственных средств бюджет района не имеет. Деятельность по обращению с животными Администрацией не осуществляется.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (ч.2 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий ( ч.4 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частью 5 названной статьи Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Пунктом 7 ч.6 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ установлено федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 N 1915-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Забайкальского края № 1915-ЗЗК) органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственное полномочие).

Органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием на неограниченный срок ( ст.2 Закона Забайкальского края № 1915-ЗЗК).

В соответствии с частями 1 и 2 ст.5 Закона Забайкальского края № 1915-ЗЗК финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год и плановый период.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия, и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законом Забайкальского края о бюджете края на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета края на реализацию государственного полномочия утверждается Правительством Забайкальского края ( ч.5 ст.5 Закона Забайкальского края № 1915-ЗЗК.

Финансовые средства, предоставленные на осуществление государственного полномочия, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования финансовых средств, предоставленных из бюджета края, не по целевому назначению Правительство Забайкальского края вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством ( ч.6 ст.5 Закона Забайкальского края № 1915-ЗЗК).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.06.2021 N 210 утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края на реализацию государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев ( далее –Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка органы местного самоуправления ежемесячно за 10 календарных дней до начала месяца, в котором осуществляется финансирование, подают заявки на финансирование субвенций в Государственную ветеринарную службу Забайкальского края (далее - Служба).

Служба на основании заявок органов местного самоуправления ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Забайкальского края сводную заявку на финансирование субвенций в соответствии с кассовым планом ( п.3 Порядка).

Министерство финансов Забайкальского края на основании сводной заявки на финансирование субвенций в установленном порядке перечисляет средства субвенций на лицевой счет Службы, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год, в пределах кассового плана по расходам бюджета на соответствующий месяц ( п.4 Порядка).

Служба в течение 5 рабочих дней после поступления средств субвенций на лицевой счет Службы перечисляет средства субвенций в бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов ( п.5 Порядка).

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что муниципальные и городские округа Забайкальского края финансируются на реализацию государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев из бюджета Забайкальского края путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края при этом в рамках этого процесса в полномочия Службы входит направление сводной заявки в Министерство, а также при поступлении средств субвенций на лицевой счет в течение 5 рабочих дней перечислить субвенции в бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов. В полномочия Министерства в рамках указанного процесса входит перечисление сумм субвенций на лицевой счет Службы, при этом суммы перечисляемых субвенций не могут быть более сумм, чем это предусмотрено расходами бюджета в соответствии с законом Забайкальского края от 22.12.2022 N 2134-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".

Законом Забайкальского края от 22.12.2022 N 2134-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" предусмотрены бюджету муниципального района «Хилокский район» субвенции на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 1830,1 тысяч руб., из которых на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 1719,1 тысяч руб., на осуществление государственных полномочий 111 тысяч руб.

Доказательств тому, что Министерством и Службой не исполнены заявки муниципального района на предоставление субвенций в объеме, предусмотренном Законом Забайкальского края от 22.12.2022 N 2134-ЗЗК, суду не представлено.

Напротив, как следует, из административного искового заявления, а также соглашения от 23.01.2023 г., заключенного между Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Государственной ветеринарной службой Забайкальского края по осуществлению государственных полномочий по обращению с животными без владельцев и по предоставлению лимитов в рамках субвенций в размере 1830100,00 руб., из них на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 1719100 руб., на осуществление государственных полномочий 111000 руб., муниципальных контрактов от 29.12.2022 г. № 10-2022, от 16.03.2023 г. № 1-2023, заключенных между Администрацией муниципального района Хилокский район и ООО «Жада и актов об их выполнении на сумму 572000 руб. и на сумму 1147100,00 руб., соответственно, Министерством и Службой заявки муниципального района «Хилокский район» исполнены в объеме, предусмотренном Законом Забайкальского края от 22.12.2022 N 2134-ЗЗК.

Заявляя требования о возложении обязанности на Министерство и Службу обеспечить финансирование муниципального района «Хилокский район» на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 20203 г. в размере 1544236 руб.. административный истец фактически заявляет требования о возложении на Министерство и Службу обязанностей профинансировать муниципальный район «Хилокский район» за счет средств не предусмотренных Законом Забайкальского края от 22.12.2022 N 2134-ЗЗК, что противоречит требованиям действующего законодательства и установленному Порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края на реализацию государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Министерство финансов Забайкальского края и Государственная ветеринарная служба Забайкальского края не отвечают по обязательствам субъекта Российской Федерации – Забайкальский край, полномочий отвечать по обязательствам Забайкальского края ни Положение о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденное Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 N 165, ни Положение о Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, утвержденное Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.07.2019 N 290 не содержат.

Министерство финансов Забайкальского края и Государственная ветеринарная служба Забайкальского края не относятся к органам, которые принимают и утверждают бюджет Забайкальского края и вносят в него изменения, а поэтому доводы административного истца о том, что этими органами не выделены лимиты на финансирование муниципального района «Хилокский район» являются несостоятельными, не основаны на законе.

При таком положении административные требования о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края и Государственную ветеринарную службу Забайкальского края обеспечить финансирование муниципального района «Хилокский район» на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 20203 г. в размере 1544236 руб. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворению не подлежат.

Требования к Администрации муниципального района «Хилокский район» в части требований организовать мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Хилокского района на 2023 г. следует удовлетворить.

Поскольку в силу ст. 2 Закона Забайкальского края № 1915-ЗЗК Администрация муниципального района «Хилокский район» как орган местного самоуправления наделена государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на неограниченный срок.

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия определены в ст.9 Закона Забайкальского края № 1915-ЗЗК. Использование средств бюджета на реализацию мероприятий либо отсутствие лимитов на финансирование мероприятий не отнесены указанной статьей закона к числу оснований, по которым у органов местного самоуправления прекращается осуществление государственного полномочия.

В связи с чем, на Администрации муниципального района лежит обязанность организовать деятельность по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Хилокский район».

При этом суд учитывает, что как указано в возражениях Службы на административное исковое заявление в закон Забайкальского края о бюджете могут быть внесены изменения и выделены дополнительные лимиты на финансирование мероприятий по обращению с животными без владельцев, о чем направлено обращение к Губернатору Забайкальского края, в том числе для муниципального района «Хилокский район» предусмотрены лимиты финансирования в размере 5458,4 тыс. руб.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 188, 227 КАС РФ, суд

решил:

Заявленные административные требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края организовать деятельность по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Хилокский район».

В удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края, Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 03.10.2023 г.

Судья – подпись.

Верно.

Судья Клейнос С.А.