ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5045/2022 от 14.07.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-003379-30 Дело № 2а-5045/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителей административных соответчиков Чабанец А.И., Мининой М.Б., действующих на основании доверенностей от 27.07.2021, 06.04.2022,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торлопова Алексея Сергеевича к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД России о признании незаконным действий (бездействия) при этапировании, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания

УСТАНОВИЛ

Торлопов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия) при этапировании, взыскании компенсации ( с учетом уточнений) за ненадлежащие условия содержания в размере 900 000 руб.

В качестве оснований незаконности условий содержания, административный истец приводит доводы о ненадлежащих условиях при этапировании спецтранспортом: малую площадь камер. Переполненность, отсутствие ремней безопасности, подголовников, мягких сидений, недостаточности естественного освещения, низкой температурой в камерах.

Определением от 01.04.2022, 12.05.2022 в качестве административных соответчиков привлечены УМВД России по г. Сыктывкару, МВД России по Республике Коми, МВД России, ФСИН России, заинтересованным лицом привлечена спецрота по конвоированию УМВД России по г. Сыктывкару.

В судебном заседании административный истец участия не принимал. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители административных соответчиков УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД России требования не признали по изложенным в письменных отзывах доводов.

Представитель ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на рассмотрение дела не явился, согласно письменного отзыва просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно положений ч. 4 ст. 15, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", на полицию возлагаются в том числе обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. При перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.

Согласно статье 12 Закона N 5473-1 порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение указанного положения закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию (далее - Инструкция).

По обстоятельствам дела следует, что Торлопов А.С. конвоировался 25.02.2022 от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми до ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми плановым караулом по автодорожному маршруту, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по республике Коми в спецавтомобиле марки ... с размещением в большой камере № 3 совместно с 6 осужденными.

Все спецавтомобили используемые ФСИН России изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств, утвержденного решением комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Специальный автомобиль, в котором перевозился административный истец был технически исправен, все системы жизнеобеспечения находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спец автомобиля в постовых ведомостях. Камеры спецавтомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Приток свежего воздуха может поступать через окно входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Специальный автомобиль Камаз оборудован двумя большим камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами, вместимостью по 1 человеку.

Освещение в спецавтомобилях осуществляется за с трех светодиодных ламп.

Конструктивной особенностью спецавтомобилей для конвоирования не предусмотрено наличие поручней, мягких сидений, ремней безопасности, наличие окон, также не предусмотрены отдельные багажные отсеки для личных вещей спецконтингента. Лица не могут перевозится в камерах спецавтомобилей стоя.

Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществляется в пределах населенного пункта, скорость движения не превышает 60 км/час, что обеспечивает комфортабельную и безопасную перевозку конвоируемых лиц.

С жалобами на состояние здоровья, с претензиями на условия конвоирования в течении всего пути следования и по прибытии в учреждении заявитель не высказывал, за медицинской помощью не обращался.

Перевозка Торлопова А.С. из ФКУ СИЗО-1 в Сыктывкарский городской суд, в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара, к мировым судьям Эжвинского района г. Сыктывкара, мировым судьям г. Сыктывкара и обратно производилась четыре раза:

- 03.06.2021 из помещений мировых судей г. Сыктывкара в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на спецавтомобиле ... совместно с 3 подозреваемыми и обвиняемыми;

- 20.07.2021 из ФКУ СИЗО-1 в помещения мировых судей г. Сыктывкара и обратно на спецавтомобиле ... совместно с пятью подозреваемыми и обвиняемыми;

- 30.11.2021 из ФКУ СИЗО-1 в помещения мировых судей Эжвинского района г. Сыктывкара и обратно на спецавтомобиле ... совместно с двумя подозреваемыми/обвиняемыми;

- 28.01.2021 из ФКУ СИЗО-1 в здание Эжвинского районного суда г. Сыктывкара на спецавтомобиле ... совместно с двумя подозреваемыми/обвиняемыми; обратный путь через Сыктывкарский городской суд в ФКУ СИЗО-1 на том же автомобиле совместно с шестью подозреваемыми/обвиняемыми.

Вместимость спецавтомобилей ... – 7 человек; ...- 19 человек; ...- 4 человека. Таким образом при конвоировании превышения лимита наполняемости мест допущено не было.

В системе МВД используются транспортные средства, предназначенные для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, специально оборудованные в соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее – Наставление).

Специальные автомобили на которых конвоировался ... А.М. изготовлены на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии и одобрения типа ТС. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.

Одобрения типа ТС выдаются в соответствии с правилами по сертификации механических транспортных средств, при этом к автомобилям осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу предъявляются специальные технические требования, изложенные в Правилах стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее Стандарт 2010) и Правилах стандартизации ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее Стандарт 2016).

В период эксплуатации данных автомобилей, какие-либо внесения в конструкцию автомобилей не вносились, автомобили находятся в технически исправном состоянии, что подтверждается ежедневными предрейсовыми техническим осмотрами с отметкой об этом в путевых листах автомобилей.

Конструктивные особенности спецавтомобилей, предусмотренные Стандартами 2010, 2016 предполагают наличие общих и одиночных камер, с установленными для них нормами площади, вентиляции, наличия отопления салона, освещения.

Пунктами 4.5, 5.5.2 Стандарта 2010 определено, что спецтранспорт оборудуется помещением конвоя, камерами для спецконтингента и туалетной кабиной (при вместимости более 7 человек спецконтингента). Спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей. Сиденья в камерах должно быть стационарным, жесткой конструкции, на металлическом каркасе. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски хвойных пород следующих размеров: - длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм. на одно посадочное место; - ширина сиденья в одиночной камере не менее 420мм. Внутренняя высота спецкузова составляет от 1600 до 1700мм.

Пунктом 5.4.3 Стандарта 2010 установлено, что общие камеры для спецконтингента оборудуются одним рядом сидений или двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга.

Пунктами 5.8, 5.9 Стандарта 2010 определено, что система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50993. Вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для спецконтингента и туалетной кабине и системой принудительной приточно- вытяжной вентиляции.

Аналогичные требования к сиденьям камер, вентиляции, отопления предъявляет и Стандарт 2016.

Конвоирование лиц в спецавтомобиле при соблюдении установленных правил и нормативов не может свидетельствовать о применении пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения.

Согласно технических характеристик спецавтомобилей, количество конвоируемых лиц не превышало нормативного количества.

Оборудование спецавтомобилей ремнями безопасности Наставлениями не предусмотрено.

Жалоб на состояние здоровья, претензий на условия конвоирования в течении периодов этапирования спецтранспортом истец не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караула не обращался.

Таким образом, позиция административного истца, изложенная в административном исковом заявлении о нарушении условий содержания при конвоировании автомобильным спецтранспортом, как силами ФКУ Управление по конвоированию, так и силами спецроты по конвоированию УМВД России по г. Сыктывкару не нашла своего подтверждения, конвоирование Торлопова А.С. происходило при полном исполнении требований действующих нормативных и правовых актов, регламентирующих порядок конвоирования, что является основанием для отказа в удовлетворении административных требований.

Руководствуясь ст. 227, 138, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Торлопова Алексея Сергеевича к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД России о признании незаконным действий (бездействия) при этапировании, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при конвоировании, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия.

В мотивированной форме решение принято 14 июля 2022

Судья А.П. Леконцев