ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5046/2021 от 24.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-5046/2021 (43RS0001-01-2021-010641-11)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2021 года г. Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Ершовой А.А.,

при секретаре Сергеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Негосударственному учреждению начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений из ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Негосударственному учреждению начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений из ЕГРЮЛ.

В обоснование административного иска указало, что 08.07.1999 г. регистрационно-лицензионной палатой Администрации города Кирова принято решение о государственной регистрации Негосударственного учреждения начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» в качестве юридического лица. 03.03.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кирову Кировской области сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. В период с 01 февраля по 01 марта 2021 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации. Документы на проверку в Управление представлены не были. При правовом анализе документов учетного дела организации установлены неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Помимо нарушений, выявленных при проведении проверки, в деятельности Организации также выявлены следующие нарушения действующего законодательства: в соответствии с положениями части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 01 июля 2016 г. 06.09.2016 г. за несоответствие наименования и положений устава организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение № 01924316-П со сроком исполнения до 21.10.2016 включительно. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 25.11.2016 за несоответствие наименования и положений устава организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес организации было вынесено повторное письменное предупреждение № 02814316-П со сроком исполнения до 01.03.2017 включительно. Копия указанного предупреждения была получена лично директором организации ФИО1 16.03.2017. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. 12.04.2017 за несоответствие наименования и положений устава организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес организации было вынесено третье письменное предупреждение № 00434317-П со сроком исполнения до 15.08.2017 включительно. Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены. За непредставление в Управление отчетности за 2019 год в адрес организации неоднократно (09.07.2020, 15.12.2020) выносились письменные предупреждения, а также 24.08.2020 был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка № 56 Ленинского судебного района г. Кирова от 22.09.2020 организации было назначено административное наказание в виде предупреждения. Возражений по предупреждениям и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждений в Управление не поступало. Предупреждения Управления до настоящего времени не исполнены, нарушения законодательства не устранены. Невыполнение в установленный срок предупреждений Управления является грубым нарушением законодательства и административным правонарушением. Меры реагирования, вынесенные в отношении организации (предупреждения от 06.09.2016 № 01924316-П, от 25.11.2016 № 02814316-П, от 12.04.2017 № 00434317-П, от 09.07.2020 № 00544320-П, от 15.12.2020), в судебном порядке не обжаловались. Как следует из изложенного выше, организация в течение длительного времени (с сентября 2016 года по настоящее время) не предпринимает никаких мер к устранению выявленных неоднократных и грубых нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. На основании изложенного, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области просит ликвидировать Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» (ОГРН - <***>), и исключить сведения об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно уведомления о вручении повестки, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат», извещённое о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзыва на исковое заявление не представили, не просили о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель ИФНС России по г. Кирову, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки не уведомили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, в Кировской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области.

В судебном заседании установлено, что 08.07.1999 г. регистрационно-лицензионной палатой Администрации города Кирова принято решение о государственной регистрации Негосударственного учреждения начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» в качестве юридического лица.

03.03.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кирову Кировской области сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

В период с 01 февраля по 01 марта 2021 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации. Документы на проверку в Управление представлены не были. При правовом анализе документов учетного дела организации установлены неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

В нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не представила в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002, либо заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2019 год.

В нарушение положений абзаца второго пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Приказа Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» не размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о продолжении деятельности организации за 2018 год. Документы, подтверждающие опубликование сообщения о продолжении деятельности организации за 2018 год в средствах массовой информации, в Управление не представлены. На информационном портале Минюста России (unro.minjust.ru) сообщение о продолжении деятельности организации за 2018 год не размещалось.

В соответствии с положениями пункта 1.1 устава организация имеет следующее полное наименование: Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат».

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, организация имеет следующее наименование: - полное наименование Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат»; - сокращенное наименование: НУНПО «Учебно-курсовой комбинат».

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должно определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица на русском языке содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.

Таким образом, в нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Едином государственном реестре юридических лиц содержится сокращенное наименование Организации, не предусмотренное уставом.

В соответствии с положениями части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационноправовую форму и тип образовательной организации.

В силу положений пункта 2 части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения начального профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации.

В силу положений пункта 4.1 устава организация организует подготовку и переподготовку продавцов, поваров, кондитеров, кассиров, обвальщиков мяса, пекарей хлебопекарного производства и рабочих других специальностей для торговли и систем общественного питания по ускоренной программе, также осуществляет реализацию программ повышения квалификации названных профессий и проводит обучение пользователей компьютеров.

Таким образом, в нарушение положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование организации не содержит указание на тип образовательной организации, к которому относится организация.

Частью 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

Исходя из того, что организация создана физическими лицами, то по своему виду она относится к частному учреждению. Кроме того, такого вида учреждения как «негосударственное» действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В силу положений пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать, в том числе указание на характер ее деятельности. Форма собственности имеет существенное значение с точки зрения характера деятельности некоммерческой организации.

Таким образом, в нарушение положений части 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 54 и пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование Организации не содержит указание на форму собственности («частная»).

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с организацией, является: 610014, <...>.

Нахождение организации по указанному выше адресу подтверждается представленной в Управление отчетностью за 2018 год.

Однако, согласно материалам учетного дела, организацией не было получено письмо Управления от 18.01.2021 № 43/03-26-118, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с организацией, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. 22.01.2021 Почтой России поставлена отметка «Неудачная попытка вручения». 22.02.2021 Почтой России поставлена отметка «Возврат отправителю по иным обстоятельствам».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Таким образом, в нарушение положений пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: об изменении адреса организации в пределах места нахождения организации, и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Отдельные положения устава организации не соответствуют требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе по следующим основаниям:

В соответствии с положениями пункта 1.1 устава организация имеет следующее полное наименование: Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат».

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, организация имеет следующее наименование: полное наименование Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат»; - сокращенное наименование: НУНПО «Учебно-курсовой комбинат».

Исходя из изложенного выше, установлено, что: в нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Едином государственном реестре юридических лиц содержится сокращенное наименование организации, не предусмотренное уставом; в нарушение положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование организации не содержит указание на тип образовательной организации, к которому относится организация; в нарушение положений части 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 54 и пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование организации не содержит указание на форму собственности («частная»).

Пункты 3.3, 7.10 устава содержат ссылку на Закон Российской Федерации «Об образовании», утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, пункты 3.3, 8.7 устава содержат ссылку на Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утратившее силу.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться информация о типе образовательной организации.

Пунктом 3.1 устава предусмотрено, что организация является негосударственным учреждением начального профессионального образования.

В силу положений пункта 2 части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения начального профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации.

Исходя из изложенного выше, следует, что в силу положений пункта 2 части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» тип организации - профессиональная образовательная организация.

Таким образом, в нарушение положений пункта 1 части 2 статьи 25 и пункта 2 части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пункт 3.1 устава содержит неверное указание на тип образовательной организации, к которому относится организация.

Согласно положениям раздела II устава учредителями организации являются следующие физические лица: ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1.

В силу положений пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ соучредительство нескольких лиц в учреждении не допускается.В соответствии с частью 16 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учреждение, созданное до дня вступления в силу данного закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Таким образом, раздел II устава в части указания на учредителей организации необходимо привести в соответствие с действующим законодательством с учетом положений пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 54 ГК РФ, пункта 1 статьи 4 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» цели деятельности учреждения должны быть предусмотрены его уставом.

В нарушение положений пункта 1 статьи 54 ГК РФ, пункта 1 статьи 4 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом не предусмотрены цели деятельности организации.

В соответствии с положениями раздела I устава адрес организации: 610014, <...>. Однако, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес организации: 610014, <...>.

Таким образом, указанный в разделе I устава адрес организации не соответствует адресу организации, внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, в нарушение положений подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» раздел I устава содержит указание на юридический адрес организации, тогда как в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав организации не содержит положений о предмете деятельности организации, то есть совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять организация для достижения уставной цели, уставом организации не определена.

В нарушение положений пункта 3 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устав не содержит информации о видах реализуемых образовательных программ (в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») с указанием уровня образования и (или) направленности.

Пунктом 7.10 устава предусмотрено, что организация вправе вести предпринимательскую деятельность.

В силу положений пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Таким образом, пункт 7.10 устава необходимо привести в соответствие с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» путем указания на то, что осуществляемая организацией предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых она создана, и должна соответствовать указанным целям.

Пунктом 8.1 устава предусмотрено формирование такого высшего органа управления организации, как Собрание учредителей.

В силу положений пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ соучредительство нескольких лиц в учреждении не допускается. Следовательно, осуществление управления учреждением коллегиальным органом, состоящим из нескольких учредителей, является невозможным.

Таким образом, положения устава организации в части указания на такой высший орган управления, как Собрание учредителей необходимо привести в соответствие с действующим законодательством с учетом положений пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации должны быть предусмотрены исчерпывающим перечнем в ее уставе.

Пункт 8.1 устава, предусматривающий вопросы компетенции Собрания учредителей организации, необходимо привести в соответствие с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», дополнив недостающими положениями в части исключительной компетенции высшего органа управления организации.

Вместе с тем, перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, может быть расширен, но не сокращен.

Пункт 8.1 устава в части указания на то, что решения Собранием учредителей Организации принимаются при единогласном голосовании, противоречит абзацу второму пункта 4 статьи 29 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому решение заседания высшего органа управления некоммерческой организации принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании, а решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25 и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 и пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав не содержит информации о том, что директор является единоличным исполнительным органом организации.

Пункт 8.2 устава в части указания на то, что директор организации избирается на Общем собрании всех работников организации, противоречит пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устав организации не предусматривает полномочие директора без доверенности действовать от имени организации. Следовательно, директор организации не вправе без доверенности действовать от имени организации.

В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25, частей 4 и 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав не содержит информации о том, что Педагогический совет является коллегиальным органом управления организации, а также информации относительно порядка формирования Педагогического совета, срока его полномочий, компетенции и порядка принятия им решений.

В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в профессиональной образовательной организации формируется коллегиальный орган управления - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации.

В нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 25, частей 4 и 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав организации не содержит информации относительно порядка формирования общего собрания (конференции) работников и обучающихся, срока его полномочий, компетенции и порядка принятия им решений.

Пункт 10.1 устава в части указания на то, что устав может быть изменен при 100% явке учредителей, противоречит пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов.

В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом не предусмотрены источники формирования имущества организации.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, и разделу II устава учредителями организации являются следующие физические лица: ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ с 01.09.2014 соучредительство нескольких лиц в деятельности некоммерческих организаций, созданных в организационно - правовой форме «учреждение», не допускается.

Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ в организации предусмотрено соучредительство нескольких лиц.

В соответствии с положениями пункта 8.2 устава непосредственное управление организацией осуществляет директор, который избирается сроком до 5 лет на Общем собрании всех работников организации.

Согласно имеющемуся в материалах учетного дела организации протоколу Общего собрания работников от 03.09.2008 директором организации была назначена ФИО1. Срок полномочий ФИО1 в качестве директора организации истек 03.09.2013.

Документы, подтверждающие продление полномочий ФИО1 в качестве директора организации, либо избрание нового директора организации, в Управление не представлены.

Сведения о ФИО1, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, в Единый государственный реестр юридических лиц не вносились.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (членами, участниками).

Таким образом, в нарушение положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 8.2 устава не назначен директор организации.

Устав организации не предусматривает такое полномочие директора как без доверенности действовать от имени организации.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.

В нарушение положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения о директоре организации, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации.

В соответствии с положениями части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации высшего образования формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации, а также педагогический совет.

Таким образом, в нарушение положений части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организации не сформированы коллегиальные органы управления - Общее собрание (Конференция) работников и обучающихся и Педагогический совет.

Таким образом, в результате плановой документарной проверки установлено, что организацией допущены в своей деятельности неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Помимо указанных нарушений, выявленных при проведении проверки, в деятельности организации также выявлены следующие нарушения действующего законодательства.

1) В соответствии с положениями части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 01 июля 2016 г.

06.09.2016 за несоответствие наименования и положений устава организации I требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес организации было вынесено письменное предупреждение № 01924316-П со сроком исполнения до 21.10.2016 включительно.

Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены.

25.11.2016 за несоответствие наименования и положений устава организации I требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес организации было вынесено повторное письменное предупреждение № 02814316-П со сроком исполнения до 01.03.2017 включительно.

Копия указанного предупреждения была получена лично директором организации ФИО1 16.03.2017, что подтверждается отметкой о получении на последней странице предупреждения.

Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены.

12.04.2017 за несоответствие наименования и положений устава организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации Управлением в адрес организации было вынесено третье письменное предупреждение № 00434317-П со сроком исполнения до 15.08.2017 включительно.

Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение Управления до настоящего времени не исполнено, нарушения законодательства не устранены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Форма предоставления отчета определена Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в соответствии с которым формы отчетов - № ОН0001 и № ОН0002.

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В соответствии с Приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетов о деятельности некоммерческих организаций за 2019 год, а также срок размещения указанных сведений в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» - не позднее 01 июля 2020 г.

В нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не предоставила в Управление в установленные сроки отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявление о соответствии пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2019 год.

За непредставление в Управление отчетности за 2019 год в адрес организации неоднократно (09.07.2020, 15.12.2020) выносились письменные предупреждения, а также 24.08.2020 был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка № 56 Ленинского судебного района г. Кирова от 22.09.2020 организации было назначено административное наказание в виде предупреждения.

Возражений по предупреждениям и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждений в Управление не поступало. Предупреждения Управления до настоящего времени не исполнены, нарушения законодательства не устранены.

В соответствии с положениями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации организация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (членами, участниками).

Невыполнение в установленный срок предупреждений Управления является грубым нарушением законодательства и административным правонарушением.

Меры реагирования, вынесенные в отношении организации (предупреждения от 06.09.2016 № 01924316-П, от 25.11.2016 № 02814316-П, от 12.04.2017 № 00434317-П, от 09.07.2020 № 00544320-П, от 15.12.2020), в судебном порядке не обжаловались.

Как следует из изложенного выше, организация в течение длительного времени (с сентября 2016 года по настоящее время) не предпринимает никаких мер к устранению выявленных неоднократных и грубых нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Согласно положениям подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 указанного закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

На основании изложенного требования административного истца о ликвидации Негосударственному учреждению начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» и об исключении сведений из ЕГРЮЛ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат» (ОГРН - <***>) и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2021 года.

Судья А.А. Ершова