ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-504/2021 от 17.03.2021 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-504/2021

УИД23RS0020-01-2021-000324-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 марта 2021 года г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе судьи Ермолаевой Е.С.,

с участием секретаря судебного заседания Будько Ю.М,

в присутствии истца- помощника прокурора Кореновского района Тыщенко Ю.Е., представителя ответчика-администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по доверенности Чернигиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику - администрации Кореновского городского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия,

установил:

Административный истец –прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к административному ответчику - администрации Кореновского городского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия. Административные исковые требования мотивированы тем, что по заданию прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Кореновского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по итогам которой выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере.

Проверкой установлено, что полигон (сооружение) для размещения твердых бытовых отходов площадью 1060,4 кв.м, с кадастровым номером ,,,, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, 4500 метров северо-западнее г. Кореновска, является муниципальной собственностью администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Кореновского городского поселения Кореновкого района на недвижимое имущество от 14.10.2020 № 55.

В собственности Кореновского городского поселения Кореновского района также находится земельный участок с кадастровым номером ,,, площадью 54856 кв.м., относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, специальной деятельности, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, 4500 м. северо-западнее города Кореновска.

Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16.01.2020 N 19 (ред. от 03.07.2020) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» утверждена территориальная схема обращения с отходами в Краснодарском крае, предусматривающая место временного накопления отходов ТКО на территории Кореновского района в границах земельного участка с кадастровым номером ,,, общей площадью 5,5 га.

Эксплуатирующей организацией, осуществляющей накопление отходов на полигоне и земельном участке с кадастровым номером ,,,, является МУП Кореновского городского поселения Кореновского района «Регулируемый оператор».

Вышеуказанный полигон не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, лицензии на размещение отходов IV класса опасности у МУП КГП КР «Регулируемый оператор» не имеется, в связи с чем, размещение отходов на полигоне недопустимо.

В ходе проведения выездной проверки 30.12.2020 установлено, что при накоплении твердых коммунальных отходов допускается их сваливание восточнее стороны земельного участка с кадастровым номером ,,, на соседние земельные участки, не предназначенные для этих целей, то есть фактически за границей выделенного земельного участка. К проверке привлечен кадастровый инженер, осуществивший замеры территории земельных участков несанкционированного накопления отходов, площадь которой составила 4234,0 кв. в границах кадастровых кварталов ,,, и ,,,, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена.

Таким образом, на вышеуказанной территории земельных участков в границах кадастровых кварталов ,,, и ,,,, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена, на площади 4234,0 кв.м, фактически располагается несанкционированная свалка ТКО, так как на нее отсутствует необходимая документация, данная свалка эксплуатируется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и с нарушением природоохранного законодательства.

Наличие несанкционированной свалки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района свидетельствует о том, что возложенные законом обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района исполняются ненадлежащим образом.

Нарушения, связанные с размещением на территории Кореновского городского поселения Кореновского района несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на площади 4234,0 кв.м., ставят под угрозу права жителей поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также может повлечь возникновение эпидемии, эпизоотии и иных неблагоприятных последствий для окружающей среды, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. Кроме того, допускается причинение вреда окружающей среде в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхностности почв отходами и химического загрязнения почв.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кореновского городского поселения Кореновского района вследствие наличия несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью 4234,0 кв.м., расположенной на территории земельных участков в границах кадастровых кварталов 23:12:0604000 и 23:12:0606001, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать администрацию Кореновского городского поселения Кореновского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов площадью 4234,0 кв.м., расположенную на территории земельных участков в границах кадастровых ,,, и ,,,, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена (в границах координатах точка 8 У=1407931,61 Х=529905,83; точка 9 У=1407960,34 Х-529916,72; точка 10 У=1407972,26 Х=529946,15; точка 11 У=1407984,39 Х=529982,22; точка 12 У=1407994,01 Х=530015,24; точка 13 У=1408002,82 Х=530062,14; точка 14 У= 1407972,74 Х=530089,62; точка 16 У=1407972,65 Х-530019,00).

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Тыщенко Ю.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по доверенности Чернигина О.В. заявленные административные исковые требования административного истца не признала. Суду пояснила, что в соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества Кореновскому городскому поселению Кореновского района на праве муниципальной собственности принадлежит полигон для размещения твердых коммунальных отходов площадью 1060,4 квадратных метра, кадастровый ,,,, расположенный по адресу: ,,,, 4500 м. северо-западнее города Кореновска, о чем в ЕГРН 18 февраля 2020 года сделана запись регистрации права ,,,.

Также на праве муниципальной собственности принадлежит земельный участок общей площадью 54856+/-409,87 квадратных метра, кадастровый ,,,, расположенный по адресу: ,,,, 4500 м. северо-западнее ,,,, о чем в ЕГРН 18 февраля 2020 года сделана запись регистрации права ,,,

Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края от 16 января 2020 года № 19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» утверждена территориальная схема обращения с отходами в Краснодарском крае, предусматривающая место временного накопления твердых коммунальных отходов на территории Кореновского района в границах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1127 общей площадью 5,5 га.

Эксплуатирующей организацией, осуществляющей временное накопление отходов до 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером 23:12:0000000:1127, является муниципальное унитарное предприятие Кореновского городского поселения Кореновского района «Регулируемый оператор». В рамках заключенного контракта №РК-6/20 от 9 января 2020 года между муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения Кореновского района «Регулируемый оператор» и ООО «ЭкоТОн», твердые коммунальные отходы вывозятся с пункта временного хранения твердых коммунальных отходов с последующей отправкой на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный в Каневском районе.

Согласно сведений, предоставленных муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения Кореновского района «Регулируемый оператор» несанкционированное накопление твердых коммунальных отходов площадью 4234,0 квадратных метра в границах кадастровых кварталов ,,,, относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена- отсутствует.

В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском районах по доверенности Карпенко Е.Е. поддержала заявленные прокурором требования.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что по заданию прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Кореновского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по итогам которой выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к основным принципам охраны окружающей среды относятся соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 13 Закона Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории, земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту: соблюдать при: использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Полигон (сооружение) для размещения твердых бытовых отходов площадью 1060,4 кв.м, с кадастровым номером ,,,, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, 4500 метров северо-западнее г. Кореновска, является муниципальной собственностью администрации Кореновского городского поселения Кореновского района. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Кореновского городского поселения Кореновского района на недвижимое имущество от 14.10.2020 № 55.

Кроме того, в собственности Кореновского городского поселения Кореновского района также находится земельный участок с кадастровым номером ,,, площадью 54856 кв.м., относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, специальной деятельности, расположенный по адресу: ,,,, 4500 м. северо-западнее ,,,.

Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16.01.2020 N 19 (ред. от 03.07.2020) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» утверждена территориальная схема обращения с отходами в Краснодарском крае, предусматривающая место временного накопления отходов ТКО на территории Кореновского района в границах земельного участка с кадастровым ,,, общей площадью 5,5 га.

Эксплуатирующей организацией, осуществляющей накопление отходов на полигоне и земельном участке с кадастровым номером 23:12:0000000:1127, является МУП Кореновского городского поселения Кореновского района «Регулируемый оператор».

В силу ч. 6 и ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанный полигон не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, лицензии на размещение отходов IV класса опасности у МУП КГП КР «Регулируемый оператор» не имеется, в связи с чем, размещение отходов на полигоне недопустимо.

Установлено, что при накоплении твердых коммунальных отходов допускается их сваливание восточнее стороны земельного участка с кадастровым номером ,,, на соседние земельные участки, не предназначенные для этих целей, то есть фактически за границей выделенного земельного участка.

Привлеченный в ходе проводимой прокуратурой проверки кадастровый инженер, осуществил замеры территории земельных участков несанкционированного накопления отходов, площадь которой составила 4234,0 кв. в границах кадастровых кварталов ,,, и ,,, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что на территории земельных участков в границах кадастровых кварталов ,,, и ,,,, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена, на площади 4234,0 кв.м, фактически располагается несанкционированная свалка ТКО, так как на нее отсутствует необходимая документация, данная свалка эксплуатируется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и с нарушением природоохранного законодательства.

Наличие несанкционированной свалки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района свидетельствует о том, что возложенные законом обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района исполняются ненадлежащим образом.

В соответствии со ст.ст. 56, 80 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Нарушения, связанные с размещением на территории Кореновского городского поселения Кореновского района несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на площади 4234,0 кв.м., ставят под угрозу права жителей поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также может повлечь возникновение эпидемии, эпизоотии и иных неблагоприятных последствий для окружающей среды, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Кроме того, допускается причинение вреда окружающей среде в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхностности почв отходами и химического загрязнения почв.

В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Нарушения, связанные с размещением на территории Кореновского городского поселения Кореновского района несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на площади 4234,0 кв.м., ставят под угрозу права жителей поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также может повлечь возникновение эпидемии, эпизоотии и иных неблагоприятных последствий для окружающей среды.

Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Письменных доказательств относительно заявленных административным истцом требований административным ответчиком не представлено.

Оценивая согласно ст.84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 46, 157, 174-180, 218-228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление административного истца – прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику - администрации Кореновского городского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кореновского городского поселения Кореновского района вследствие наличия несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов площадью 4234,0 кв.м., расположенной на территории земельных участков в границах кадастровых кварталов ,,, и ,,,, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать администрацию Кореновского городского поселения Кореновского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов площадью 4234,0 кв.м., расположенную на территории земельных участков в границах кадастровых кварталов 23:12:0604000 и 23:12:0606001, относящихся к землям, государственная собственность на который не разграничена (в границах координатах точка 8 У=1407931,61 Х=529905,83; точка 9 У=1407960,34 Х-529916,72; точка 10 У=1407972,26 Х=529946,15; точка 11 У=1407984,39 Х=529982,22; точка 12 У=1407994,01 Х=530015,24; точка 13 У=1408002,82 Х=530062,14; точка 14 У= 1407972,74 Х=530089,62; точка 16 У=1407972,65 Х-530019,00).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья