ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-504/2021 от 24.12.2021 Нелидовского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нелидово 24 декабря 2021 года

Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.С.,

при секретаре Руженцевой Е.В.,

с участием представителя МУП «Горводоканал» Долгишева В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области к администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия по неисполнению требований санитарного законодательства, возложении обязанности разработать техническое задание,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями к ответчику. В обоснование требований указаны следующие обстоятельства.

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области проведен анализ качества питьевой воды, подаваемой населению. Согласно данным социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в 2020 год на территории г. Нелидово наблюдается высокий процент неудовлетворительных проб питьевой воды. Точки мониторинга: водоразборные колонки по адресам: ул. Куйбышева и ул. Свердлова г. Нелидово, артезианская скважина по адресу: г. Нелидово, ул. Чайковского, д. 1. Несоответствие исследуемых проб в разводящей сети г. Нелидово наблюдается в основном по показателю Железо. Превышение данного показателя указывает на необходимость нахождения технического решения для его снижения в питьевой воде (установки станции обезжелезивания и т.п.). Обнаружение микробиологических показателей свидетельствует о том, что питьевая вода, подаваемая населению г. Нелидово, не является безопасной в эпидемиологическом отношении, а также о возможной неэффективности либо отсутствии очистки и обеззараживания питьевой воды перед подачей в распределительную сеть, большом износе водопровода и т.п. Водоснабжающей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Нелидовского г.о., не оформлены в полном объеме санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для всех артскважин Нелидовского г.о., не разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Главе администрации Нелидовского городского округа выдано уведомление, в котором предлагалось в срок до 01.03.2021 г. внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и направить его организациям, осуществляющим водоснабжение на территории района. До 01.03.2021 г. администрацией ответ не был предоставлен. Территориальным отделом было направлено повторное письмо от 22.03.2021 г. с просьбой до 25.03.2021 г. предоставить информацию о внесении изменений в техническое задание. 23.03.2021 г. в адрес территориального отдела поступил ответ, из которого следует, что администрацией Нелидовского городского округа техническое задание по улучшению качества питьевой воды не разработано, инвестиционная программа на предприятии МУП «Горвоодоканал» Филиал «Водоканал» не имеется. Из ответа водоснабжающей организации МУП «Горводоканал» Филиал «Водоканал» также следует, что инвестиционная программа не разрабатывается. Таким образом, администрация не выполнила требования Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по разработке технического задания и направлению технического задания водоснабжающим организациям в целях улучшения качества питьевой воды, подаваемой населению. В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Нелидовского городского округа Тверской области по неисполнению обязательных требований санитарного законодательства; обязать административного ответчика в срок до 01 марта 2022 года разработать техническое задание и направить техническое задание в адрес водоснабжающей организации для разработки плана мероприятий по улучшению качества питьевой воды с дальнейшим включением в инвестиционную программу.

В ходе рассмотрения спора судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Горводооканал».

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель администрации Нелидовского городского округа Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, письменных возражений на иск не представил, что в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Представитель заинтересованного лица МУП «Горводоканал» в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.6, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила, определяющие порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.

Пунктом 6 «Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления городского округа.

Как установлено судом, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области в соответствии ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» проведен анализ качества питьевой воды, подаваемой населению г. Нелидово. Согласно данным социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в 2020 году на территории г. Нелидово наблюдается высокий процент неудовлетворительных проб питьевой воды из разводящей сети Нелидовского городского округа, кроме того водоснабжающей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Нелидовского городского округа, не оформлены в полном объеме санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для всех артскважин Нелидовского городского округа, не разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

29.01.2021 г. в адрес администрации Нелидовского городского округа направлено уведомление «О качестве питьевой воды и состоянии источников централизованного водоснабжения в Нелидовском городском округе за 2020 год» с предложением в срок до 01.03.2021 г. внеси изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по проведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и направить его организациям, осуществляющим водоснабжение на территории района.

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отработанных в течении календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 01 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Однако требования действующего законодательства административным ответчиком не выполнены. В соответствии с письмом администрации Нелидовского городского округа Тверской области от 25.03.2021 г. техническое задание в части мероприятий по учету качества питьевой воды не разрабатывалась, инвестиционная программа на предприятии МУП «Горводоканал» филиал «Водоканал» не имеется.

Согласно письму МУП «Горводоканал» от 23.03.2021 г. инвестиционная программа на предприятии не разрабатывается, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы от органа местного самоуправления предприятие не получало.

Таким образом, администрация Нелидовского городского округа Тверской области не выполнила требования Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по разработке технического задания и направлению технического задания водоснабжающим организациям в целях улучшения качества питьевой воды, подаваемой населению.

Принимая во внимание, что бездействие ответчика по разработке и направлению технического задания водоснабжающим организациям в целях улучшения качества питьевой воды, подаваемой населению, приводит к нарушению основных прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, суд полагает исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении на ответчика обязанности по устранению неисполнения действующего законодательства подлежащими удовлетворению.

Учитывая объем и сложность исполнения требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области суд находит возможным установить для выполнения этих требований срок исполнения два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 172-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области к администрации Нелидовского городского округа Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нелидовского городского округа Тверской области по неисполнению обязательных требований санитарного законодательства.

Обязать администрацию Нелидовского городского округа Тверской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать техническое задание и направить техническое задание в адрес водоснабжающих организаций для разработки плана мероприятий по улучшению качества питьевой воды с дальнейшим включением в инвестиционную программу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Иванова

Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2021 года.

1версия для печатиДело № 2а-504/2021 ~ М-564/2021 (Решения)