Дело №2а-5052/2022
УИД 05RS0038-01-2022-012942-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 5 сентября 2022 года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего - судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания Омаровой К.М.,
с участием представителя административного ответчика МКУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 М к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" администрации городского округа "город Махачкала" (далее также - Управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование требований указал, что 24.06.2022 он обратился в Управление с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство здания складских помещений, по адресу: г. Махачкала, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000020:5907. ФИО4 принадлежит на праве собственности 2/3 земельного участка, а 1/3 принадлежит ФИО5, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.12.2021 г. В связи с чем до обращения в адрес Управления с заявлением о выдаче ФИО4 разрешения на строительство здания складских помещений на земельном участке с к/н 05:40:000020:5907 ФИО5 было дано согласие на строительство объектов капитального строительства ФИО4 на указанном земельном участке.
Управление письмом от 27.06.2022 г. №51.07/6126/22 отказало в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что в нарушении ст. 51 ГрК РФ без соответствующего разрешения на строительство на земельном участке с к/н 05:40:000020:5907 самовольно возведен железо-бетонный фундамент на уровне цокольного этажа, собрана опалубка под заливку колонн и перекрытий 1-го этажа. Застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Для реализации муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Администрацией г. Махачкала постановлением от 02.11.2018 г. №1399 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство».
Пунктом 2.12. Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.
Однако в отказном письме от 27.06.2022 г. №51.07/6126/22 ни один из пунктов не отмечен, что является нарушением утвержденного Административного регламента и влечет за собой незаконные действия должностных лиц Управления.
Следовательно, на лицо злоупотребление правами со стороны Управления. Все необходимые документы для представления испрашиваемой муниципальной услуги истцом были приложены к заявлению. По указанному в оспариваемом письме основанию в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги не могло быть отказано.
Постановлением Администрации г. Махачкалы «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: РД, -г, от 12.04.2022 г. №235 ФИО4 и ФИО5 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с к/н 05:40:000020:5907, расположенного по адресу: РД, -г, код по классификатору 6.9. - «Склады». Следовательно, вид разрешенного использования позволяет ФИО4 возводить на земельном участке здания складских помещений.
Просил суд признать незаконным отказ Управления от 27.06.2022 г. №51.07/6126/22 в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в отношении здания складских помещений на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000020:5907, площадью 3241 кв.м., и обязать Управление выдать ФИО2 М разрешение на строительство в отношении здания складских помещений на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000020:5907, площадью 3241 кв.м., расположенного по адресу: РД, .
Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания административный истец ФИО3 и заинтересованное лицо ФИО5 не явились, об уважительности причин неявки не заявляли, об отложении не ходатайствовали.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в обжалуемом уведомлении Управления, считая его законным и обоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выпискам из ЕГРН от 25.12.2021 КУВИ-002/2021-171438896 ФИО3 и ФИО5 являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером 05:40:000020:5907, площадью 3241 кв.м, расположенного по адресу: РД, г.Махачкала.
Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 12.04.2022 г. №235 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: РД, -г» ФИО4 и ФИО5 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с к/н 05:40:000020:5907, расположенного по адресу: РД, -г, код по классификатору 6.9. - «Склады».
Из материалов дела следует, что 24 июня 2022 г. ФИО4 обратился в Управление с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство здания складских помещений на указанном земельном участке.
Управление письмом от 27.06.2022 г. №51.07/6126/22 отказало в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что в нарушении ст. 51 ГрК РФ без соответствующего разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000020:5907 самовольно возведен железо-бетонный фундамент на уровне цокольного этажа, собрана опалубка под заливку колонн и перекрытий 1-го этажа. Застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
По смыслу приведенных положений закона, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, к которым начало проведения строительных работ не отнесено.
Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 02.11.2018 N 1399 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" (далее по тексту Регламент).
Пунктом 2.12 Регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются: отсутствие документов, указанных в пунктах 2.8, 2.9 Регламента; несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; в случае если заявление о выдаче разрешения на строительство подано не всеми лицами, в чьей долевой собственности находится объект недвижимого имущества.
Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.
В оспариваемом отказе ответчиком не указаны, какие из предусмотренных Регламентом требований к предоставлению муниципальной услуги административным истцом не были соблюдены.
Также из системного анализа положений статьи 51 ГрК РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, отказывая административному истцу в оказании муниципальной услуги, именно административный ответчик должен в суде представить обоснование своего негативного решения.
По результатам оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком незаконно отказано в выдаче истцу разрешения на строительство.
Административным ответчиком не доказано наличие оснований, предусмотренных законом, для отказа в выдаче истцу разрешения на строительство.
В материалы настоящего дела административным ответчиком не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что строительство складского помещения начато административным истцом с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При изложенных обстоятельствах суд находит отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство незаконным и нарушающим права административного истца, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
Административное исковое заявление ФИО2 М удовлетворить.
Признать незаконным отказ муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 27.06.2022 №51.07/6126/22 в предоставлении ФИО2 М муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в отношении здания складских помещений на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000020:5907, площадью 3241 кв.м, расположенного по адресу: РД, .
Обязать муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" выдать ФИО2 М разрешение на строительство в отношении здания складских помещений на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000020:5907, площадью 3241 кв.м, расположенного по адресу: РД, .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме через Советский районный суд г. Махачкалы.
Судья З.М. Токаева
Мотивированное решение суда составлено 19.09.2022.