ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-505/20 от 22.10.2020 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 2а-505/2020

УИД 66RS0039-01-2020-001090-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги 22 октября 2020 года

Судья Нижнесергинского районного суда Свердловской области Глухих Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области к Б.О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области обратилась с административным иском к Б.О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 3 643 руб., пени в размере 144 руб. 81 коп.

В основание иска инспекция указала, что объектами налогообложения являются транспортные средства – Опель Инсигниа, г/н , Инфинити М35, г/н , Мерседес Бенц S500, г/н . Всего за 2018 год ответчику начислено 40 505 руб., срок уплаты налога установлен не позднее 02.12.2019. 14.12.2019 налогоплательщиком произведено погашение задолженности в сумме 30 454 руб. и 6 408 руб. Задолженность составляет 3 643 руб. Вследствие неуплаты налога в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени – 144 руб. 81 коп. Налоговое уведомление от 03.07.2019 направлено через личный кабинет налогоплательщика. В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации по почте направлено требование от 05.02.2020 со срок исполнения до 31.03.2020. Выданный 06.07.2020 судебный приказ отменен 03.08.2020.

Определением судьи от 30.08.2020 административное исковое заявление принято к производству, возбуждено административное дело, по делу проведена подготовка. Определение направлено сторонам заказным письмом с уведомлением 02.09.2020.

Поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб., от административного ответчика возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступило, административное дело определено рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) производства.

От административного ответчика Б.О.В. поступили возражения относительно заявленных требований административного истца, в которых указано, что обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год исполнена в полном объеме 14.12.2019, уплачен налог за автомобиль Инфинити в размере 30 454 руб. и за автомобиль Мерсерес в размере 6 408 руб. В отношении транспортного средства Опель Инсигния г/н транспортный налог за 2018 год в размере 3 643 руб. и пени начислены и предъявлены к оплате необоснованно, поскольку на 31.01.2017 право собственности на автомобиль было прекращено в результате сделки купли-продажи, в тот же день автомобиль был передан новому собственнику Л.Р.В. по акту приема-передачи, о чем неоднократно и своевременно извещался налоговый орган путем направления соответствующего заявления с приложением пакета документов, подтверждающих смену собственника. 19.07.2018 в МРИ ФНС России № 2 им была подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, по факту продажи автомобиля Опель Инсигния, в рамках проведенной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что автомобиль продан 31.01.2017 по договору купли-продажи № АС ТИ 288/2016 и передан в тот же день по акту приема передачи новому собственнику. Решением от 27.04.2018 ГУ МВД РФ по г. Екатеринбургу были отменены постановления по делу об административных правонарушениях в области дорожного движения, так как в ходе проверки было установлено, что указанное транспортное средство выбыло из его (ответчика) владения и находится в собственности другого лица. В силу закона на собственника транспортного средства возложена обязанность произвести его перерегистрацию в течение 10 суток с момента совершения сделки или передачи. С 15.10.2013 вступил в силу административный регламент МВД РФ в соответствии с п. 6 которого изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств осуществляется по заявлению нового собственника. Просит принять во внимание, что в силу объективных не зависящих от него причин не мог снять автомобиль с регистрационного учета, поскольку на проданное транспортное средство Опель Инсигния органами УМВД России в рамках КУСП от 06.03.2017 был наложен запрет на регистрационные действия. В момент наложения запрета собственником автомобиля являлся Л.Р.В. Неоднократно предпринимал попытки по прекращению регистрации транспортного средства Опель Инсигния, но ему было отказано в связи с наложением запрета на регистрационные действия. Собственником автомобиля Л.Р.В. было инициировано судебное разбирательство – подан иск к нему (Б.О.В.) о расторжении договора купли продажи автомобиля Опель Инсигния. Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 03.10.2017 исковые требования Л.Р.В. оставлены без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 18.01.2018. Просил в удовлетворении административных исковых требований МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области отказать.

В дополнениях к возражениям административный ответчик указал, что законодательством Российской Федерации предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества налогоплательщика и уплачиваются им за счет своих средств. Транспортный налог относится к прямым налогам, таким образом плательщиками транспортного налога являются владельцы транспортных средств. В случае фактического отсутствия у налогоплательщика транспортного средства транспортный налог не подлежит уплате ввиду отсутствия объекта налогообложения.

Изучив доводы административного искового заявления, возражения административного ответчика, отзыв административного истца на возражения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, административного дела по заявлению налогового органа о вынесении судебного приказа, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.

В силу абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 поименованного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Из положений ч. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В силу п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом в соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Согласно сведениям базы данных Межрайонной ИФНС России № 2 по Свердловской области (л.д. 21) и сведениям, представленным РЭО ГИБДД МО МВД России «Нижнесергинский» (л.д. 32, 33, 34, 76, 77) административный ответчик Б.О.В. в 2018 году являлся собственником следующих транспортных средств:

- автомобиля марки Опель Инсигния, VIN , г/н , количество месяцев владения - 4,

- автомобиля марки Инфинити М35, VIN , г/н , количество месяцев владения -12,

- автомобиля марки Мерседес Бенц, VIN , г/н , количество месяцев владения - 2.

На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Б.О.В. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 40 505 руб., в том числе: за автомобиль Опель Инсигния – 3 643 руб., за автомобиль Инфинити М35 – 30 454 руб., за автомобиль Мерседес Бенц S500 – 6 408 руб. Срок уплаты налога – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).

Согласно представленным Б.О.В. чекам-ордерам от ДД.ММ.ГГГГ, им уплачен транспортный налог за автомобиль Инфинити М35 в размере 30 454 руб. и за автомобиль Мерседес Бенц S500 в размере 6 408 руб. (л.д. 59).

Обязанность по уплате транспортного налога на автомобиль Опель Инсигния в размере 3 643 руб. административным ответчиком к указанному в налоговом уведомлении сроку не была исполнена.

Вследствие нарушения сроков уплаты транспортного налога, Б.О.В. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 144 руб. 81 коп., что подтверждается представленным налоговым органом расчетом (л.д. 12)

11.02.2020 Б.О.В. заказным письмом было направлено требование об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 3 643 руб. и пени в размере 144 руб. 81 коп. по состоянию на 05.02.2020, предоставлен срок для добровольного исполнения требования до 31.03.2020 (л.д. 9-10, 11).

Поскольку требование об уплате транспортного налога и пени Б.О.В. не исполнено, образовалась недоимка по налогу, что послужило основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 1-3 дела ).

03.08.2020 определением мирового судьи (л.д. 26 дела ) судебный приказ (л.д. 27 дела ) отменен в связи с поступившими 29.07.2020 от Б.О.В. возражениями (л.д. 18-19 дела № 2а-1374/2020).

Административным истцом соблюден срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а также соблюден срок для обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.

Из смысла ст.ст. 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Исходя из данных, представленных РЭО ГИБДД МО МВД России «Нижнесергинский», транспортное средство Опель Инсигния, VIN , г/н , было снято с регистрационного учета Б.О.В. 04.05.2018 (л.д. 77), вследствие чего оснований у МРИ ФНС России № 2 по Свердловской области не начислять административному ответчику транспортный налог за 4 месяца 2018 года (январь-апрель) на указанное транспортное средство, не имелось.

При этом суд не принимает во внимание доводы ответчика о невозможности произвести снятие транспортного средства с регистрационного учета по объективным причинам, поскольку указанные причины в силу закона не снимают с административного ответчика обязанности оплате налоговых платежей.

Исследованные доказательства позволяют суду прийти к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за 4 месяца 2018 года на объект налогообложения – автомобиль Опель Инсигния, VIN , г/н в размере 3 643 руб. и пени в размере 144 руб. 81 коп. Расчет задолженности, представленный административным истцом, произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, судом проверен, признан арифметически верным.

С учетом изложенного, административные исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области к Б.О.В. взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, удовлетворить.

Взыскать с Б.О.В., <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области (ИНН 6619007700) недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 3 643 (три тысячи шестьсот сорок три) рубля 00 копеек и пени в размере 144 (сто сорок четыре) рубля 81 копейку.

Взыскать с Б.О.В., <данные изъяты>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд Свердловской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья (подпись)

Копия верна. Судья Г.А. Глухих