ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-505/2016 от 08.04.2016 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-505/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Светлоярский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего Потаповой О.В.,

при секретаре Тарабановской Т.А.,

08 апреля 2016 года рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по административному иску администрации Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> к <адрес>ному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава исполнителя <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Администрация Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> обратилась в суд с административным иском к <адрес>ному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава исполнителя <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по материалам исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Светлоярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Райгородского сельского поселения <адрес> о понуждении принятия мер по отселению граждан из <адрес>. На основании вышеуказанного решения был выдан исполнительный лист и судебным приставом возбуждено исполнительное производство .

Как указано в постановлении: доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа не устанавливался. В ответ на требования направлялись письменные пояснения по исполнению исполнительного документа и предоставлялись подтверждающие документы. Вышеуказанное решение в порядке подчинённости вышестоящему руководителю не обжаловалось.

Просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное судебным приставом - исполнителем <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец - администрация Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО3, будучи извещёнными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, предоставили заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, заявленные требования полностью поддерживают, просят их удовлетворить.

Административные ответчики – <адрес> отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, будучи извещёнными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, предоставили заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, заявленные требования не признают.

Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, будучи извещёнными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили (л.д. 178).

Представитель прокуратуры <адрес>ФИО4, будучи извещённой о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставив заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, против снижения размера исполнительского сбора не возражает.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, материалы исполнительного производства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 105, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 112, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребёнка.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается изменённым соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Проверяя обоснованность требований истца судом установлено, что решением Светлоярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить отселение граждан из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением жильцам благоустроенных жилых помещений. Судебный акт вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист был направлен заместителем прокурора <адрес>ФИО5, для исполнения в <адрес> отдел Управления судебных приставов по <адрес>. Указанные обстоятельства усматриваются из исполнительного листа ВС , имеющегося в материалах исполнительного производства (л.д. 170-173).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом <адрес> отдела Службы судебных приставов по <адрес> на основании указанного исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительное производство , копия постановления направлена в администрацию Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> с разъяснениями о порядке исполнении требований исполнительного документа (л.д.140-149).

Согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ полученное от судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела Службы судебных приставов по <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ глава Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> судебным приставом-исполнителем вручено требование об исполнении исполнительного документа (л.д.136-137).

Вместе с тем, начиная с октября 2013 года административным истцом - администрацией Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> предпринят ряд мер направленных на исполнение решение суда.

В частности: ДД.ММ.ГГГГ получен кадастровый паспорт строительного земельного участка (л.д. 162-163).

Проведено обследование многоквартирных домов с оформлением акта обследования и заключения межведомственной комиссии.

Издано распоряжение о признании многоквартирных домов аварийными.

ДД.ММ.ГГГГ Постановление утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> с использованием средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2015 - 2016 годы»

ДД.ММ.ГГГГ подана заявка на предоставление финансовой поддержки администрации Райгородского сельского поселения в за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформирования ЖКХ.

ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о взаимодействии в рамках реализации на территории Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> в 2015 году областной адресной программы «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2013-2017 годах»

ДД.ММ.ГГГГ получены технические условия на подключения к сетям водопровода новых домов.

ДД.ММ.ГГГГ получены технические условия на подключение к сетям водоотведения новых домов.

ДД.ММ.ГГГГ получены технические условия на подключение к сетям газоснабжения новых домов

ДД.ММ.ГГГГ утверждён градостроительный план земельного участка для строительства новых домов.

в марте - апреле 2015 года объявлен и проведён аукцион на проведение проектных работ на строительство двух 12-ти квартирных двухэтажных домов в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заключён муниципальный контракт на организацию работ по разработке проектно-сметной документации на строительство двух 2 - этажных 12 – ти квартирных жилых домов на одной строительной площадке в <адрес> муниципального района <адрес> но муниципальной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>, из аварийного жилищного фонда» на 2015 - 2016 годы» для нужд администрации Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заключён договор на экологическое исследование строительного участка.

ДД.ММ.ГГГГ получены протоколы лабораторно - инструментальных исследований земельного участка под строительство двух 12-ти квартирных двухэтажных домов в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ получены технические условия для присоединения к

электрическим сетям новых домов.

ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о взаимодействии в рамках реализации на территории Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> в 2015 году областной адресной программы «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2013-2017 годах».

ДД.ММ.ГГГГ получено отрицательное заключение государственной экспертизы достоверности сводного сметного расчёта объекта капитального строительства «проектно-сметная документация на строительство двух 12-ти квартирных двухэтажных домов в <адрес>»

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление «об расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке».

ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение государственной экспертизы достоверности сводного сметного расчёта объекта капитального строительства «проектно-сметная документация на строительство двух 12-ти квартирных двухэтажных домов в <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление «Об отмене решения о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке».

ДД.ММ.ГГГГ подрядчику направлено требование о сдаче проектно-сметной документации в полном объёме.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление «Об утверждении перечня замечаний выявленных при приёме документации объекта капитального строительства «проектно - сметная документация на строительство двух 12-ти квартирных двухэтажных: в <адрес>» (108 замечаний по каждому дому).

ДД.ММ.ГГГГ направлено требование подрядчику об устранении выявленных замечаний в трёхдневный срок.

ДД.ММ.ГГГГ получена исправленная проектная и рабочая документация объекта капитального строительства «проектно-сметная документация на строительство двух 12-квартирных двухэтажных домов в <адрес>» по одному экземпляру каждого раздела в печатной форме.

ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приёма-передачи проектно-сметной документации по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ получена проектная и рабочая документация, документация по инженерно-геологическим и инженерно-геодезическим изысканиям выполненная в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде.

ДД.ММ.ГГГГ была подана аукционная документация в комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок по <адрес> для подготовке к размещению на электронных площадках аукциона на строительство.

ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 43 минуты на электронной площадке ЭТП ММВБ «Сбербанк» размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство двух 2-этажных 12-ти квартирных жилых домов на одной строительной площадке в <адрес>, Светлоярского муниципального района <адрес> по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2015-2016гг.»

Так же обращаем Ваше внимание, что на территории Райгородского сельского поселения отсутствует манёвренный жилищный фонд в который бы возможно было бы произвести отселение. Строительство новых домов не возможно произвести в установленный судебным решением срок. Согласно заявленной аукционной документации, в случае если аукцион состоится, сдача новых домов в эксплуатацию должно состояться.

Вышеуказанное подтверждается документами (л.д. 21-129).

Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства с ноября 2013 года и до декабря 2015 года администрацией Райгородского сельского поселения не предпринималось каких либо мер к исполнению требований исполнительного документа. В связи с чем, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительного сбора.

Вместе с тем, с ноября 2013 года администрацией Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> предпринимается ряд эффективных и достаточных мер, направленных на требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При таких обстоятельствах, суд усматривает основания для изменения вынесенного судебным приставом – исполнителем <адрес> отдела службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 постановления о взыскании исполнительного сбора в сумме 50 000 рублей в части размера исполнительного сбора, и считает необходимым снизить его размер на ? то есть до 37500 рублей.

В остальной части постановление о взыскании исполнительного сбора является законным и обоснованным, а доводы административного истца о принятии всего комплекса мер для добровольного исполнения решения суда необоснованными.

Доводы представителя административного истца о том, что нарушения допущены предыдущим главой поселения - ФИО6 не могут являться основанием для отмены постановления судебного пристава-исполнителя, так как исполнительный сбор взыскан с администрации Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района, а не с его главы как с должностного лица.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> к <адрес>ному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава исполнителя <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить частично.

Снизить размер исполнительного сбора взысканного с администрации Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> по постановлению судебного пристава исполнителя <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ на ? до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

В остальной части постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, исковые требования администрации Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.В.Потапова

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2016 года.

Председательствующий О.В.Потапова