ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-505/2023 от 26.07.2023 Донецкого городского суда (Ростовская область)

№ 2а-505/2023

УИД 61RS0014-01-2023-000708-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Донецк Ростовской области 26 июля 2023 года

Донецкий городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Вэйдэ С.В.,

при секретаре судебного заседания Петрович Я.А.,

с участием помощника прокурора г. Донецка Ростовской области Авдалова Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Донецка в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Донецка о бездействии по принятию нормативного правового акта (административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк»),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Донецка Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Донецка, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие Администрации города Донецка, выразившееся в непринятии мер по принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк»; обязать администрацию города Донецка разработать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк».

В обоснование исковых требований административный истец указал, что прокуратурой города на основании поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией города Донецка требований федерального законодательства в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших.

На основании решения Донецкой Городской Думы от 25.05.2016 № 110 «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации города Донецка»), а также решения Донецкой Городской Думы от 26.10.2016 № 165 «Об принятии Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест погребения на территории муниципального образования «Город Донецк» органом по предоставлению услуг «Выдача разрешений на захоронение и на установку надмогильных сооружений (памятники, ограды, цветники и др.)», «Выдача разрешений на выделение земельного участка для захоронения гроба с телом, тела без гроба, праха после кремации», «Выдача справок о захоронении», «Согласование условий про ведения эксгумации останков ранее погребенных лиц», «Согласование параметров устанавливаемых надмогильных сооружений и оград и условий проведения работ по установке и демонтажу надмогильных сооружений и oгpaд», «Регистрация и перерегистрация мест захоронений» является уполномоченное администрацией города Донецка учреждение - МУ «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации города Донецка».

Указанным положением предусмотрено, что организация похоронного дела на территории города Донецка осуществляется Администрацией города в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области, муниципальными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

Федеральным законодательством возложена обязанность органов местного самоуправления по нормативному урегулированию процедуры выдачи разрешений на захоронение на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение и эксгумацию на общественном кладбище с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусматривает разработку и принятие соответствующего административного регламента.

Вместе с тем, администрацией города Донецка в нарушение ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на общественных кладбищах до настоящего времени не разработан и не утвержден.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Донецка в администрацию города Донецка было внесено представление об устранении указанных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.

Кроме того, прокуратурой города в целях оказания правовой помощи в разработке и принятии данного регламента 26.12.2022 в администрацию города был направлен модельный нормативный правовой акт постановление администрации города Донецка «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение и эксгумацию на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк».

До настоящего времени данный административный регламент администрацией города Донецка не разработан и не утвержден. Прокуратуре города стало известно об этом в ходе проводимой в ДД.ММ.ГГГГ года проверки.

Отсутствие разработанного и утвержденного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк» противоречит основным принципами предоставления муниципальных услуг, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, так как не установлена процедура рассмотрения администрацией города Донецка обращений граждан в данной сфере.

В судебном заседании помощник прокурора г. Донецка Ростовской области Авдалов Р.Ю. поддержал уточненные заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации города Донецка Ростовской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав помощника прокурора г. Донецка Ростовской области Авдалова Р.Ю., оценив представленные суду доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с Уставом города Донецка, утвержденным решением Донецкой городской Думы от 30.10.2014 № 105 (в редакции решения Донецкой городской Думы от 31.05.2023 № 242) п. 26 ст. 3 к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 24 ст. 39 Устава к полномочиям администрации города Донецка относится организация оказания ритуальных услуг и обеспечение содержания мест захоронения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города на основании поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией города Донецка требований федерального законодательства в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших.

На основании решения Донецкой Городской Думы от 25.05.2016 № 110 «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации города Донецка»), а также решения Донецкой Городской Думы от 26.10.2016 № 165 «Об принятии Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест погребения на территории муниципального образования «Город Донецк» органом по предоставлению услуг «Выдача разрешений на захоронение и на установку надмогильных сооружений (памятники, ограды, цветники и др.)», «Выдача разрешений на выделение земельного участка для захоронения гроба с телом, тела без гроба, праха после кремации», «Выдача справок о захоронении», «Согласование условий проведения эксгумации останков ранее погребенных лиц», «Согласование параметров устанавливаемых надмогильных сооружений и оград и условий проведения работ по установке и демонтажу надмогильных сооружений и oгpaд», «Регистрация и перерегистрация мест захоронений» является уполномоченное администрацией города Донецка учреждение - МУ «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации города Донецка».

Указанным положением предусмотрено, что организация похоронного дела на территории города Донецка осуществляется Администрацией города в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области, муниципальными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

Федеральным законодательством возложена обязанность органов местного самоуправления по нормативному урегулированию процедуры выдачи разрешений на захоронение на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение и эксгумацию на общественном кладбище с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусматривает разработку и принятие соответствующего административного регламента.

Вместе с тем, администрацией города Донецка в нарушение ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на общественных кладбищах до настоящего времени не разработан и не утвержден.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч. 3 ст. 178 УПК РФ при необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом. Учитывая требования, установленные данной статьей, администрацией г. Донецка должен быть принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк».

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Донецка в администрацию города Донецка было внесено представление об устранении указанных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.

Кроме того, прокуратурой города в целях оказания правовой помощи в разработке и принятии данного регламента 26.12.2022 в администрацию города был направлен модельный нормативный правовой акт постановление администрации города Донецка «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение и эксгумацию на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк».

До настоящего времени данный административный регламент администрацией города Донецка не разработан и не утвержден. Прокуратуре города стало известно об этом в ходе проводимой в июне 2023 года проверки.

Отсутствие разработанного и утвержденного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк» противоречит основным принципами предоставления муниципальных услуг, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, так как не установлена процедура рассмотрения администрацией города Донецка обращений граждан в данной сфере.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Принимая во внимание, что на данный момент отсутствует административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк» влечет за собой угрозу их жизни и здоровью, а также с учетом объема действий, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений закона, считает необходимым возложить на Администрацию г. Донецка обязанность разработать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк», в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Учитывая положения п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а также положения ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Донецка в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Донецка о бездействии по принятию нормативного правового акта (административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк»), удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Донецка, выразившееся в непринятии мер по принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк».

Обязать Администрацию города Донецка в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления в законную силу решения суда разработать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на захоронение (подзахоронение) на кладбищах, справок о захоронении, разрешений на перезахоронение на кладбищах на территории муниципального образования «Город Донецк».

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья С.В. Вэйдэ