ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5062/2021 от 08.11.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-5062/2021

УИД: 16RS0050-01-2021-008683-83

Учет № 022а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 ноября 2021 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Саматовой,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», исполнительному комитету муниципального образования <адрес>, заместителю главы муниципального казённого учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов bсполнительного комитета муниципального образования <адрес>» ФИО3, специалисту муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО4 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в разрешении перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства (перепланировки) квартиры,

установил:

ФИО8ФИО1 обратилась в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и <адрес>ов исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани») об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в разрешении перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства (перепланировки) квартиры, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>Е, корпус , <адрес>. ФИО9ФИО1 указывает, что намерена произвести переустройство и перепланировку квартиры на основании проекта переустройства и перепланировки, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Эталон Групп», согласно которому в квартире предусматривается образование гостевого санузла и изолированного санузла для личного пользования с устройством дополнительного коридора.

Административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки квартиры. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры. С данным отказом ФИО10ФИО1 не согласна, считает его необоснованным и незаконным.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным отказ МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры, выраженный в решение от ДД.ММ.ГГГГ и обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» приять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры.

Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административных соответчиков привлечены: исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО3, специалист МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО4. В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечен – Банк ВТБ (публичное акционерное общество).

В судебном заседании представитель административного истца поддержала административные исковые требования в полном объеме.

Иные лица, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, заявлений о рассмотрении дела либо об отложении в суд не поступили.

Суд в соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положением пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее – Административный регламент).

Согласно пунктам 1.1., 1.2, 1.3 Административного регламента настоящий административный регламент предоставления муниципальной услуги (далее - Регламент) устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по принятию решения по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее - услуга, муниципальная услуга). Получатели муниципальной услуги: физические и юридические лица (далее - заявитель). Муниципальная услуга предоставляется администрацией района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани по месту расположения помещения (далее - Администрация района(-ов)).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО11ФИО1 является собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>Е, корпус , <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ФИО1 обратилась с заявлением в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» по вопросу разрешения перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО3 административному истцу сообщено, что представлен проект перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Эталон Групп». Согласно пояснительной записке представленного проекта в однокомнатной квартире по вышеуказанному адресу предусматривается: образование гостевого санузла и изолированного санузла для личного пользования с устройством дополнительного коридора. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (пункта 1.7.2, 1.7.3) переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, а также ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. Учитывая изложенное, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» не может дать согласие на разрешение перепланировки жилого помещения по указанному адресу.

Пунктом 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1.7.1. постановления Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Пунктом 1.7.2. постановления Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

На основании пункта 1.7.3. постановления Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положениями статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

В силу статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно проекту перепланировки и переустройства <адрес>, разработанному обществом с ограниченной ответственностью «Эталон Групп» квартира состоит из одной жилой комнаты площадью <данные изъяты> квадратных метра, кухни <данные изъяты> квадратных метра, санузла – <данные изъяты> квадратных метра, прихожей – <данные изъяты> квадратных метра, лоджий – 2,3 квадратных метра. Жилая площадь квартиры – <данные изъяты> квадратных метра, общая площадь – <данные изъяты> ) квадратных метра. После перепланировки квартиры состоит из одной жилой комнаты площадью <данные изъяты> квадратных метра, коридора – 7,7 квадратных метра, кухни – 13,7 квадратных метра, санузлы – 3,8 квадратных метра и 2,7 квадратных метра, лоджии – 2,3 квадратных метра. <адрес> квартиры – <данные изъяты> квадратных метра, общая площадь – <данные изъяты> квадратных метра. В результате перепланировки, жилая площадь квартиры уменьшилась на 0,7 квадратных метра, подсобная площадь уменьшилась на 0,7 квадратных метра в связи с устройством перегородок. Переустройство и перепланировка квартиры предусматривает следующие мероприятия: устройство перегородок из гипсокартона с дверными проемами, образование дополнительного гостевого санузла; образование гостевого санузла и изолированного санузла для личного пользования с устройством дополнительного коридора; санузел гостевой выполнен в существующем коридоре, под квартирой на 2 этаже расположены встроенные нежилые помещения; устройство полов; устройство санузлов с проектной расстановкой санитарно-технического оборудования; в помещении с влажным режимом устраивается гидроизоляция пола с нанесением акриловой мастики в два слоя и заведением на стену высотой 500 миллиметров, с предварительной обработкой железобетонных плит перекрытия пропиточной гидроизоляцией «Penetron». Данная перепланировка и переустройство не затрагивают несущие конструкции жилого дома и не нарушает целостность и прочность здания.

В подтверждении обоснованности заявленных требований о том, что перепланировка и переустройства не нарушают прочности здания, соответствует санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, административным истцом представлен проект перепланировки и переустройства <адрес>, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Эталон Групп».

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры составляет 49,4 квадратных метра, жилая – 18,5 квадратных метра, кухня – 16,6 квадратных метра, прихожая - 8,2 квадратных метра, санузел - 3,8 квадратных метра, лоджия – 2,3 квадратных метра.

Установленный по делу факт переустройства и перепланировки жилого помещения, с возведением перегородок, устройства туалетов с прокладкой трубопроводов водоотведения (канализация) и трубопроводов горячего и холодного водоснабжения многоквартирного жилого дома в отсутствие на то соответствующего разрешения, суд расценивает как нарушение статей 26, 28 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, подсоединение дополнительного гостевого санузла к общедомовым сетям канализации, водопровода, будет затрагивать общее имущество собственников дома, так как указанные сети входят в состав общего имущества собственников многоквартирного дома согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих правоотношения, связанные с владением и пользованием собственниками помещений в многоквартирном доме общим имуществом, переустройством и перепланировкой (статьи 209, 246, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что реконструкция, переустройство и перепланировка помещения, и связанный с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома режим пользования этим имуществом, возможны только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений.

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, при реализации представленного административным истцом проекта переустройства и перепланировки жилого помещения дополнительное сантехническое оборудование будет подключено к существующим внутренним инженерным системам водоснабжения и водоотведения, входящим в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, которое находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме, в силу чего на основании положений статей 36, 40, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации для этого необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.

Между тем документ, подтверждающий согласие всех собственников помещений многоквартирного дома ФИО12ФИО1 не представлен.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.

Учитывая изложенное, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 25, 26, 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установив факт нарушения норм жилищного законодательств, строительных норм и правил, суд исходит из того, что отказ МКУ «Администрация «Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИК МО <адрес>», выраженный в письме за подписью заместителя главы ФИО3, от ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным и не нарушающим права ФИО13ФИО1.

Установленный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд с административными требованиями, административными истцами, срок не пропущен.

Таким образом, административное исковое заявление ФИО14ФИО1 к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», ИК МО г. Казани, заместителю главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО3, специалисту МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО4 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в разрешении перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства (перепланировки) квартиры, подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», исполнительному комитету муниципального образования города Казани, заместителю главы муниципального казённого учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов bсполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО3, специалисту муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО4 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в разрешении перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства (перепланировки) квартиры, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Саматова

Справка: мотивированное решение суда изготовлено 19 ноября 2021 года.