Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Тюльган 19 октября 2017 г.
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Н.Н.
при секретаре Рыбчук Е.В.
представителя административного истца старшего помощника прокурора Тюльганского района Оренбургской области Киреева С.А.,
представителя административного ответчика администрации Тюльганского района Оренбургской области ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тюльганского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тюльганского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
Установил:
Прокурор Тюльганского района обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Оренбургской области о проведении проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Тюльганского района полномочий в указанной сфере.
В соответствии с п. 5 Постановления № 121-П органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области рекомендовано обеспечить сохранность природных объектов, лишенных статуса памятника природы областного значения, в том числе путем объявления их особо охраняемыми природными территориями местного значения, согласно приложению № 4.
На территории Тюльганского района в соответствии с приложением № 4 Постановления Правительства Оренбургской области «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» имеются 3 указанных объекта.
Тугустемирские лесные культуры | Южная окраина с. Тугустемир, Тугустемирское участковое лесничество, кв. 59 (выд. 11) | не является уникальным ландшафтным объектом со сложной морфоструктурой геосистемы. Предлагается сохранить в качестве объекта историко-культурного значения |
Плач-гора | в 0,5 км к северо-востоку от с. Астрахановка, на правом берегу р. Чебеньки | не имеет высокой научноинформационной ценности как геологический объект. Рядовой разрез отложений нижнего триаса |
Алмалинская береза | в 1 км к югу от с. Алмала. Алмалинское участковое лесничество, кв. 90 | не является уникальным ландшафтным объектом со сложной морфоструктурой геосистемы. Предлагается сохранить в качестве объекта историко-культурного значения |
Согласно информации из общедоступных источников (ФИО2, ФИО3, ФИО2 (мл.) Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории. Оренбург: УрО РАН, Печатный дом «Димур», 2009. - 328 с., http://orenpriroda.ru/kadastrpriroda/TKmbraHCKHfi район):
Алмалинская береза расположена в 1 км к югу от с. Алмала. Алмалинское лесничество, кв.90, Тюльганский лесхоз. Ботанический памятник природы, площадь - 102,0 га. Представляет собой особо крупные экземпляры березы бородавчатой. Обхват ствола - 380 см, диаметр - 120 см, высота - 24 м. Травостой хорошо развит, ОПП достигает 100%, под деревьями - разрежен.
Плач Гора в 0,5 км к северо-востоку от с. Астрахановка, на правом берегу р. Чебенька. Опорный геологический разрез триасовых отложений, площадь - 11,0 га. Имеет значение как стратиграфический объект.
Правобережным обрывом р. Чебеньки выше с. Астрахановки вскрыт почти непрерывный разрез видимой мощности до 550 м отложений оленекского яруса нижнего триаса - переслаивающиеся красноцветные песчаники и аргиллиты. В верхах разреза преобладают песчаники. Встречаются линзы конгломератов из глиняных кату но в.
Главной природоохранной задачей должно стать сохранение в естественном состоянии для научных, учебно-просветительских и культурно-исторических целей опорного разреза триасовых отложений.
Тугустемирские лесные культуры: Южная окраина с.Тугустемир. Тугустемирское лесничество, кв.59 (выд.11), Тюльганский лесхоз. Лесокультурный памятник природы с посадками сосны обыкновенной 1868 г. с хорошими ростовыми характеристиками. Площадь - 2,4 га.
Объект представляет собой посадки сосны обыкновенной на оподзоленных черноземах. Культуры имеют возраст более 130 лет. Высота древостоя - около 26 м. Травостой практически отсутствует, лишь на опушках появляется относительно сомкнутый травянистый ярус, состоящий преимущественно из тысячелистника обыкновенного. В последние годы наблюдается появление значительного количества сухостойных деревьев
Установлено, что администрацией Тюльганского района предусмотренные Постановлением № 121 -П мероприятия до настоящего времени не проведены.
В отношении природных объектов: Тугустемирские лесные культуры, Плач-гора, Алмалинская береза вопрос об объявлении их особо охраняемыми природными территориями местного значения не рассматривался, сохранность природных объектов не обеспечивалась.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Тюльганского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности природных объектов, лишенных статуса памятника природы областного значения, в том числе путем объявления их особо охраняемыми природными территориями местного значения: Тугустемирские лесные культуры, Плач-гора, Алмалинская береза.
Обязать администрацию Тюльганского района обеспечить сохранность указанных в п. 1 заявления объектов, путем проведения мероприятий по объявлению их особо охраняемыми природными территориями местного значения; в срок до 31.12.2017, принять положение об ООПТ местного значения, в котором отразить режим особой охраны ООПТ, определить границы ООПТ и ответственное лицо, под охрану и в ведение которого передается ООПТ; в срок 31.12.2017 обозначить на местности границы ООПТ и установить специальные информационные знаки с указанием на режим особой охраны ООПТ.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Тюльганского района Киреев С.А. от поддержания данных исковых требований отказался, просил производство по ним прекратить. Заявил и поддержал следующие исковые требования: просит суд обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос об обеспечении сохранности природных объектов, лишенных статуса памятника природы областного значения, в том числе путем объявления их особо охраняемыми природными территориями местного значения, в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2015 года №121-п «О памятниках природы областного значения Оренбургской области».
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Тюльганский район, ФИО1,действующий в силу доверенности от 21.12.2016 года,не возражал против прекращения производства по делу в части первоначально заявленных исковых требований. Вновь заявленный иск прокурора признал в полном объеме.
Определением суда от 19.10.2017 года производство по настоящему делу,в части первоначальных заявленных административных требований прокурора прекращено, в связи с отказом от их поддержания представителем административного истца.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статья 58 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Особо охраняемые природные территории Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяются как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с п. 5 Постановления № 121-П органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области рекомендовано обеспечить сохранность природных объектов, лишенных статуса памятника природы областного значения, в том числе путем объявления их особо охраняемыми природными территориями местного значения, согласно приложению № 4.
На территории Тюльганского района в соответствии с приложением № 4 Постановления Правительства Оренбургской области «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» имеются 3 указанных объекта.
Тугустемирские лесные культуры | Южная окраина с. Тугустемир, Тугустемирское участковое лесничество, кв. 59 (выд. 11) | не является уникальным ландшафтным объектом со сложной морфоструктурой геосистемы. Предлагается сохранить в качестве объекта историко-культурного значения |
Плач-гора | в 0,5 км к северо-востоку от с. Астрахановка, на правом берегу р. Чебеньки | не имеет высокой научноинформационной ценности как геологический объект. Рядовой разрез отложений нижнего триаса |
Алмалинская береза | в 1 км к югу от с. Алмала. Алмалинское участковое лесничество, кв. 90 | не является уникальным ландшафтным объектом со сложной морфоструктурой геосистемы. Предлагается сохранить в качестве объекта историко-культурного значения |
В соответствии со ст. 10 Закона Оренбургской области «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
- принятие решений об организации, охране, использовании, изменении и прекращении статуса особо охраняемых природных территорий местного значения в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством;
- утверждение и изменение значения, границ, режима, категории особо охраняемых природных территорий местного значения;
- утверждение положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В ответе администрации района от 29.08.2017 № 01-13-2178 на запрос прокурора Тюльганского района, указано, что в Тюльганском районе находится 12 особо охраняемых природных территорий.
Исходя из кадастровых отчетов по ООПТ памятников природы регионального значения «Тугустемирские лесные культуры», «Плач-гора», «Алмалинская береза»., составленных ИАС «ООПТ России» от 18.09.2017 года, указанные объекты были отнесены к памятникам природы регионального значения распоряжением главы администрации Оренбургской области от 21.05.1998 года №505-р «О памятниках природы Оренбургской области». Постановлением правительства Оренбургской области от 25.02.2015 года №121-п «О памятниках природы областного значения Оренбургской области», статус памятников природы регионального значения – ликвидирован.
Из отчета ФГБУ науки института степи Уральского отделения РАН по «Разработке и реализации мер по оптимизации сети памятников природы Оренбургской области, формированию кадастра особо охраняемых природных территориях», от 22.04.2013 года, утвержденного директором ИС УрО РАН членом-корреспондентом РАН ФИО2 и министром природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО4, следует, что:
«Тугустемирские лесные культуры» - не являются ландшафтным объектом со сложной морфоструктурой геосистемы. Предлагается сохранить его в качестве объекта историко-культурного значения.
«Плач-гора» - не имеет достаточно высокой научно-информационной ценности, как геологический объект. Является рядовым разрезом отложений нижнего триаса.
«Алмалинская береза» - не является уникальным ландшафтным объектом со сложной морфоструктурой геосистемы. Предлагается сохранить его в качестве объекта историко-культурного значения.
Согласно протоколу совещания от 20.03.2015 года, состоялось рабочее совещание по вопросу отнесения к особо охраняемым природными территориями местного значения «Тугустемирские лесные культуры», «Плач-гора», «Алмалинская береза».
По результатам проведения совещания было принято решение: природным объектам «Тугустемирские лесные культуры», «Плач-гора», «Алмалинская береза» статуса особо охраняемые природные территории местного значения не присваивать, ввиду отсутствия оснований (характеристик особо ценных природных объектов) позволяющих присвоить данный статус и нецелесообразности.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации-административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Принимая во внимание, что представитель ответчика ФИО1 административные исковые требования прокурора признал, данное право ему предоставлено в силу доверенности, признание иска не нарушает прав и законных интересов иных лиц, суд принимает признание иска представителем ответчика, приходя к выводу об удовлетворении административного иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск прокурора Тюльганского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тюльганского района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области повторно рассмотреть вопрос об обеспечении сохранности природных объектов, лишенных статуса памятника природы областного значения, в том числе путем объявления их особо охраняемыми природными территориями местного значения, в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2015 года №121-п «О памятниках природы областного значения Оренбургской области».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Власова
Решение в окончательной форме принято 20 октября 2017 года
Судья Н.Н. Власова