ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5070/20 от 08.10.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-5070/2020

75RS0001-02-2020-006650-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2020 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе

председательствующего судьи Емельяновой В.Е.,

при секретаре Вильской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) поступило Предписание Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений. УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с указанным предписанием не согласно, считает его незаконным и подлежащим отмене, по следующим основаниям. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонному) передано государственное имущество казны Российской Федерации на баланс на праве оперативного управления - лабораторный корпус, реестровый № , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 615,9 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права право оперативного управления УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) на названное недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (). ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) на земельный участок, площадью 857 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации , номер записи регистрации , а также выпиской государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Право оперативного управления на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано с целью размещения УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и осуществления деятельности в помещении, находящемся по указанному адресу. Вместе с тем, деятельность по данному адресу Управлением не осуществляется, помещение по назначению не используется, однако Управление несет расходы на его содержание. В этой связи Управлением ПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) получено согласование Пенсионного фонда РФ прекращение права оперативного управления на нежилое здание (лабораторный корпус) общей площадью 615,9 кв.м и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 857,0 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> передачу недвижимого имущества в казну Российской Федерации. Данные действия согласованы в письме заместителя председателя правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. № . После чего УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) неоднократно обращалось в МТУ Росимущества с письмами по вопросу изъятия из оперативного управления пенсионного фонда нежилого помещения по адресу: <адрес> а также из бессрочного пользования в отношение земельного участка указанному адресу. Данный факт подтверждается письмами от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответы на данные обращения из МТУ Росимущества не поступали, и лишь письмом от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском отказало в принятии имущества в состав казны Российской Федерации в связи с отсутствием финансирования на охрану и содержание объектов.

ДД.ММ.ГГГГ года УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о возложении обязанности принять в состав казны Российской Федерации здания лабораторного корпуса и земельного участка по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) поступило уведомление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о проведении осмотра здания и земельного участка по адресу: <адрес>, с целью представления акта осмотра в суд.

ДД.ММ.ГГГГ представителями МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в присутствии завхоза УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) Зениной Н.Б. произведен осмотр здания и земельного участка. Вместе с тем, Акт осмотра федерального имущества составлен Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, датирован ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному акту, целью осмотра объектов федерального имущества являлось определение фактического использования федерального имущества, с целью установления наличия (отсутствия) фактов неиспользования, неэффективного использования или использования объектов не по целевому назначению.

В соответствии с Актом осмотра, объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не пригоден для дальнейшего использования. Доступ на земельный участок не ограничен. На территории земельного участка имеются заросли травы и кустарников. Колодец, расположенный на территории участка, не имеет крышки. Правообладателем федерального имущества - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации не исполняются обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации по обеспечению сохранности федерального имущества, содержания его в состоянии, пригодном для использования по назначению. Вследствие ненадлежащего содержания федерального имущества здание лабораторного корпуса пришло в негодность. Объект - здание лабораторного корпуса и земельный участок представляют угрозу здоровью и жизни людей.

Предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением порядка, установленного Административным регламентом по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент). В адрес правообладателя - УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) не направлено уведомление о проведении проверки. Уведомление МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о проведении осмотра объектов недвижимости направлено не в связи с принятием решения о проведении проверки использования имущества, находящегося в федеральной собственности, а в связи с необходимостью составления акта осмотра для представления его в Арбитражный суд Забайкальского края по делу Наименование акта - «Акт осмотра» не соответствует наименованию акта, составляемого по результатам проведения проверки использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Акт осмотра датирован ДД.ММ.ГГГГ, тогда как осмотр осуществлен представителями МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Буртия ДД.ММ.ГГГГ. Акт составлен по истечении трех дней с даты окончания проверки. Точный срок окончания проверки административному истцу неизвестен, однако, срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10 дней. Один экземпляр акта не вручен представителю правообладателя - УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное), вследствие чего последний был лишен возможности представить имеющиеся возражения в установленный Административным регламентом срок. Решение по результатам проверки - предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ составлено по истечении 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Если предписание вынесено административным ответчиком вне процедуры проверки использования федерального имущества, то отсутствуют законные основания для его вынесения. Предписание является распорядительным документом органа, обладающего соответствующими властными полномочиями. За неисполнение предписания, МТУ Росимущества указывает на возможность привлечения Управления к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7.12 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательность предоставления документов - в данном случае информации в рамках предписания МТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о его вынесении в рамках административной процедуры по проведению проверок использования федерального имущества.

По мнению истца, требования п. 8-10 обжалуемого предписания являются незаконными. В соответствии с п. 8 предписания УПФР в г. Забайкальского края (межрайонное) должно провести инженерно-технические обследование конструктивных элементов здания: фундаментов, несущих конструкций, перекрытий, покрытий кровли, выполненных специализированной организацией, имеющей лицензии проведение соответствующих работ по определению состояния конструкций и инженерных сетей, с целью установления степени безопасности объекта. Согласно п. 9-10, Управление должно направить соответствующее заключение в МТУ Росимущества и информации объеме работ, необходимых для приведения здания в состояние, пригодное для дальнейшего использования, план мероприятий по утилизации объекта. Основания возложения на правообладателя указанного обследования в предписании не содержится. Необходимые исследования и экспертизы для установления технического состояния здания должны быть проведены административным ответчиком самостоятельно в рамках проведение проверки.

Неудовлетворительное состояние здания по <адрес> обусловлено, в значительной степени, бездействием МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, выразившееся в не принятия по изъятию объектов недвижимости в казну Российской Федерации, несмотря на неоднократные обращения правообладателя в период ДД.ММ.ГГГГ При этом, учитывая, что УПФР по г.Чите Забайкальского края (межрайонное) является бюджетной организацией, осуществление ремонта здания возможно только при наличии соответствующего финансирования.

Изначально при приемке здания лабораторного корпуса состояние здание являлось неудовлетворительным. УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) планировалось проведение капитального ремонта здания, однако, денежные средстве проведение ремонта не были выделены из бюджета ПФР. В настоящее время УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) частично выполнило указанные в предписании мероприятия, с целью устранения угрозы жизни и здоровью граждан и с крыши здания удалены обломки кровли и шифера, для устранения угрозы их обрушения; установлена крышка на колодец; земельный участок приведен в надлежащее состояние; закрыты оконные проемы в местах отсутствия остекления. В полном объеме предписание не может быть выполнено по причине его незаконности, отсутствия денежных средств на осуществление указанных в предписании мероприятий.

Просит признать незаконным и отменить предписание врио руководителяМежрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия Бархатовой Л.В. об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители истца, заинтересованного лица требования поддержали.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных, законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Положением о Росимуществе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" определено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п.1.5 Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 26.10.2011 года № 598, предметом проведения проверок является соблюдение правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества. Предмет проверки определяется, исходя из задач проведения проверок: для проверок по направлению сведений о сохранности федерального имущества: объекты федерального имущества и имеющиеся у правообладателей (пользователей) правоустанавливающие документы на такие объекты, в том числе на объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, предоставленные правообладателям (пользователям); для проверок по направлению сведений об эффективности использования федерального имущества: документы и решения правообладателя (пользователя) по использованию объектов федерального имущества, производственно-хозяйственной деятельности правообладателя (пользователя) - юридического лица.

Пунктом п.3.111 Административного регламента определены два вида проверок: плановые проверки - проводятся на основании плана-графика проведения, утверждаемого руководителем Росимущества; внеплановые проверки - проводятся по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического раз Российской Федерации, руководителя Росимущества или заместителя руководителя Росимущества в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя Росимущества, по обращению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания России Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мест самоуправления, в том числе в случаях получения информации о нарушении правообладателем (пользователем) законодательства Российской Федерации; свидетельствующей о необходимости принятия безотлагательных мер по устранению выявленных нарушений.

Выделяются следующие виды проверок исходя из целей и задач: 1) комплексная - направлена на изучение и оценку состояния и результатов деятельности правообладателя (пользователя) по исполнению основных задач, возложенных на него законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, приказами, распоряжениями Росимущества. Комплексная проверка является плановой и не может превышать 14 дней; 2) тематическая – предполагает проведение мероприятий по изучению результата работы правообладателя (пользователя) по отдельным направлениям деятельности, а также рассмотрения документов правообладателя (пользователя). Тематическая проверка может быть плановой и внеплановой и не превышает 10 дней; 3) контрольная проверка.

В соответствии с п.3.23 Административного регламента, структурные подразделения Росимущества и его территориального органа, ответственные за проведение конкретной проверки, не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения направляют уведомление правообладателю (пользователю) о проведении проверки посредством; направления ему копии приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя Росимущества (Руководителя территориального органа Росимущества или его заместителю о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

На основании п.3.24 Административного регламента, о проведении внеплановой проверки правообладатель (пользователь) уведомляется структурным подразделением Росимущества, территориального органа Росимущества. ответственным за проведение проверки, не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. По итогам проведения проверки уполномоченными лицами, осуществлявшими проверку, составляется акт проверки (в двух экземплярах) (п. 3.30 Административного регламента) Акт составляется не позднее трех рабочих дней с момента завершения проверки (п.3.33 Административного регламента).

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (п. 3.35 Административного регламента).

В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки с копиями приложений направляется в адрес юридического лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росимущества, территориального органа Росимущества.

Пунктом 3.30 Административного регламента предусмотрена возможность проведения территориальным органом Росимущества в ходе проверки исследований, специальных расследований, экспертиз, а также получение заключений по их результатам.

В соответствии с п. 3.36 Административного регламента правообладатель (пользователь) в течение 15 рабочих дней с даты получения акта проверки направляет в Росимущество, территориальный орган Росимущества подписанный второй экземпляр акта проверки и письменные возражения (при их наличии) в отношении акта проверки с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений (или их заверенные копии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передает иным способом, свидетельствующим о дате его передачи.

Согласно п. 3.40 Административного регламента, по результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества готовит и направляет предписание об устранении выявленных нарушений в адрес соответствующего правообладателя (пользователя) о необходимости устранения выявленных нарушений.

Судом установлено, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве оперативного управления передано государственное имущество казны Российской Федерации: лабораторный корпус, реестровый , расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 615,9 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права право оперативного управления УПФР зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр прав внесена запись регистрации

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования УПФР на земельный участок площадью 857 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права . Основанием в свидетельстве указано распоряжение ТУ Росимущества в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

По заявлению истца ДД.ММ.ГГГГ было получено согласие Пенсионного фонда Российской Федерации на прекращение права оперативного управления на нежилое здание и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и их передача в казну Российской Федерации.

Вместе с тем, не смотря на неоднократные обращения истца к ответчику, указанное имущество в казну РФ не принято, что подтверждается исследованными материалами дела, и послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд с заявлением о понуждении Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН ) прекратить право оперативного управления Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН ) на нежилое здание - Лабораторный корпус общей площадью 615,9 кв.м с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382) земельным участком общей площадью 857 кв.м с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>.

В рамках рассмотрения дела Арбитражным судом Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ в адрес УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) поступило уведомление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о проведении осмотра здания и земельного участка по адресу: <адрес>, с целью представления акта осмотра в Арбитражный суд.

ДД.ММ.ГГГГ представителями МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в присутствии завхоза УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) Зениной Н.Б. произведен осмотр здания и земельного участка.

Кроме того, по результатам осмотра в адрес истца ответчиком направлено обжалуемое предписание.

Как обоснованно указано в иске, данное предписание вынесено в нарушение требований п.п.3.111, 3.23, 3.30,3.40 Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку основанием для его вынесения послужил акт осмотра, составленный на основании определения Арбитражного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт представителем ответчика в судебном заседании не оспорен.

Кроме того, решением Арбитражного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, требования УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) удовлетворены. На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН ) возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу прекратить право оперативного управления Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН ) на нежилое здание - Лабораторный корпус общей площадью 615,9 кв.м с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес> прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН ) земельным участком общей площадью 857 кв.м с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>; принять в казну Российской Федерации следующие объекты: лабораторный корпус общей площадью 615,9 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> земельный участок общей площадью 857 кв.м с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует из решения Арбитражного суда Забайкальского края, бездействие МТУ по прекращению прав истца на спорное имущество и принятию в казну имущества, не используемого истцом, противоречит полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа. Истец обладает установленным законом правом на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления здания, от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и передачу имущества ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, получил согласование Пенсионного фонда Российской Федерации на прекращение права оперативного управления и на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования.

Указанное свидетельствует о том, что указанное в иске имущество пришло в неудовлетворительное состояние в результате длительного (с 2015 по 2020 годы) бездействия ответчика по принятию имущества в казну РФ, а не по вине истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание врио руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия Бархатовой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Е. Емельянова