Дело 2а-639/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2019 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.
при секретаре Пономаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 23 января 2019 года
административное дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №,
установил:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить ФИО1 в границах Чердынского муниципального района благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. С вынесенным постановлением должник не согласен, поскольку в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация, где были указаны причины невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок, подготовлено заявление об отсрочке исполнения решения суда. Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Правительству было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ взыскатель написала заявление с просьбой о предоставлении ей жилого помещения на территории <адрес>, аргументируя отсутствием возможности трудоустройства в Чердынском районе. ДД.ММ.ГГГГ взыскателю предложено осмотреть жилое помещение, расположенное <адрес>, взыскатель выразила согласие. ДД.ММ.ГГГГ Оносова О.А. отказалась от осмотра предложенного жилого помещения, так как находится на последнем сроке беременности и явиться на осмотр не может. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края поступило требование судебного пристава-исполнителя исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация по требованию.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда детям-сиротам в 2017г., регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения <адрес> планировалась ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в неисполнении решения суда в установленный срок вина Правительства Пермского края не имеется, поскольку свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда в границах Чердынского муниципального района, на территории г. Перми и Пермского края на момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не имелось. ДД.ММ.ГГГГФИО1 предложено жилое помещение <адрес>, от предложенного варианта взыскатель отказалась. Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда детям-сиротам в 2018г., регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах и включение в специализированный жилищный фонд Пермского края на территории Чердынского муниципального района не запланировано. ДД.ММ.ГГГГ Оносова О.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор найма на вышеуказанное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено.
Правительство Пермского края полагает, что исполнение судебного решения, а именно предоставление жилого помещения в 5-дневный срок было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот является длительной процедурой, обусловленной приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства. Вина Правительства Пермского края в непредставлении жилого помещения в установленные сроки отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены, взыскатель был проинформирован о сложившейся ситуации. Таким образом, Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда. В настоящее время решение суда исполнено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Суд, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Правительство Пермского края, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. на основании решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения – возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 в границах Чердынского муниципального района благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о причинах неисполнения в установленный срок решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Чердынского района. Жилые помещения в Пермском районе включены в специализированный жилищный фонд, в ближайшее время состоится осмотр.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Правительству было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от взыскателя поступило заявление с просьбой предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда Пермского края на территории <адрес>, так как в Чердынском районе отсутствует возможность трудоустройства.
Согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предложено дать предварительное согласие на осмотр жилого помещения <адрес>ФИО1 выразила согласие на осмотр данного жилого помещения.
Согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказалась от осмотра предложенного ей жилого помещения <адрес>, так как находится на последнем сроке беременности.
Во исполнение требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю об исполнении решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация, согласно которой жилое помещение ФИО1 будет предоставлено в соответствии с порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в Пермском крае после регистрации права собственности и включением жилых помещений в специализированный жилищный фонд Пермского края.
В материалы дела в подтверждение доводов искового заявления представлены следующие документы: план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г., 2018г., государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и ФИО2, на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, акт приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Порядком предоставления детям-сиротам помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальному образовании.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017 году, утвержденному министром строительства и ЖКХ Пермского края ДД.ММ.ГГГГ регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах (по государственным контрактам 2014-2016гг.) на территории <адрес> планировалось ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2018 году, утвержденному министром строительства и архитектуры Пермского края, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах и включение в специализированный жилищный фонд Пермского края (по государственным контрактам 2014-2016гг.) на территории Чердынского муниципального района г. Перми не планировалась.
Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение <адрес> передано Министерству строительства и архитектуры Пермского края. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение <адрес> включено в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 26-28).
ДД.ММ.ГГГГ от взыскателя получено согласие на представление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения <адрес> (л.д. 21).
Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлена квартира, <адрес> (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (л.д. 23-25).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
В ходе судебного заседания судом установлено, что на момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда в границах Чердынского муниципального района, на территории г. Перми и Пермского края не имелось, так как регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г. Перми планировалась ДД.ММ.ГГГГ., на территории Чердынского муниципального района не запланировано.
Так, судом установлено, что во исполнение положения порядка предоставления детям-сиротам помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальному образовании, с согласия взыскателя на предоставление жилого помещения на территории <адрес>, должником предпринимались меры для обеспечения жильем на территории <адрес>, при этом приобретение жилых помещения на территории <адрес> включено в план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2018 году. Государственный контракт на приобретение жилых помещений в строящемся доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми заключен ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении спора по существу суд принимает во внимание, что административный истец, не имея иных жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным решением суда, не имел фактической возможности передать квартиру взыскателю в более ранние сроки (в течение пяти рабочих дней после получения постановления о возбуждении исполнительного производства). В разумные сроки после передачи квартиры административному истцу, он организовал передачу квартиры в оперативное управление подведомственному учреждению (ГКУ ПК «Управление жилым помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда»), включил в специализированный жилищный фонд. Кроме того, из материалов исполнительного производства следует, что ДД.ММ.ГГГГ взыскателю предлагалось для осмотра жилое помещение <адрес>, на что взыскатель дала согласие, впоследствии на осмотр жилого помещения не явилась.
При таких обстоятельствах, учитывая поведение взыскателя, период исполнения должником требований исполнительного документа, суд считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что должник по исполнительному производству проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для скорейшего надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие отсутствия специализированного жилищного фонда на территории Чердынского муниципального района, а также свободных жилых помещений на территории г. Перми и Пермского края, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, административный истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем до стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (28.01.2019 года).
Председательствующий Н. Г. Судакова