ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-507/17 от 05.12.2017 Абанского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017г. Абанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,

при секретаре Колмыковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Абан Красноярского края административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №8 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 181,54 рублей и штраф за неуплату земельного налога, взимаемого с физических лиц сельских поселений в размере 4372,8 рублей, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 с 09.06.2014г. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако у него имеется задолженность по пени за несвоевременную уплату налога, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 181,54 рублей. Кроме того, ФИО1 начислен штраф в размере 4372,8 рублей. Административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления, ссылаясь на то, что нарушение налоговым органом сроков взыскания задолженности не может освобождать административного ответчика от обязанности оплатить задолженность.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю извещен о месте и времени рассмотрения судебного заседания электронной почтой 16.11.2017г., в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения судебного заседания судебной повесткой 13.11.2017г., просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за при наличии установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно части 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.

Пунктом 4 ст. 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно положениям пункта 1 статьи 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременной уплатой налога, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, ФИО1 начислена пени в размере 742,34 рубля и направлено требование №2468 от 10.06.2014г. со сроком исполнения 02.07.2014г.

Кроме того, в установленный инспекцией срок ФИО1 было направлено требование от 02.06.2014г. об уплате штрафа в размере 4372,8 рублей по земельному налогу с физических лиц сельских поселений.

Требования №2468 от 10.06.2014г. и №971 от 02.06.2014г. были направлены ответчику заказным письмом в сроки, установленные п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ, и соответствовало положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ, что подтверждается копией требования и реестром отправлений, имеющихся в материалах дела.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ при направлении требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ указанное требование об уплате налога подлежит исполнению в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как установлено судом, ФИО1 с 09.06.2004г. являлся индивидуальным предпринимателем и с 09.06.2014г. прекратил свою деятельность, не исполнил обязанность в установленный срок по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в связи с чем ему была начислена пеня, остаток которой по состоянию на 20.09.2015г. (согласно решению ) составил 181,54 рублей. Кроме того, ФИО1 начислен штраф в размере 4372,8 рублей за неуплату сумм земельного налога с физических лиц сельских поселений в результате занижения налоговой базы.

Учитывая, что сумма, указанная в требовании налоговой инспекции №971 от 02.06.2014г., составила более трех тысяч рублей, то налоговая инспекция могла обратиться в суд с настоящим иском в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, то есть до 24.12.2014г.

Однако согласно почтовому штемпелю на конверте Межрайонная ИФНС России №8 по Красноярскому краю обратилась с данным иском в суд только 26.10.2017г., то есть по истечении срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

При этом доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, административным истцом суду не представлено.

Ссылку административного истца на то, что нарушение налоговым органом сроков взыскания задолженности не может освобождать административного ответчика от обязанности оплатить задолженность, суд признает несостоятельной, в связи с тем, что подача административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций возложена на соответствующие, в данном случае, налоговые органы, порядок взыскания определен НК РФ и КАС РФ.

При таких обстоятельствах исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю к ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст., ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья